Урок русского языка в 6 классе на тему «Морфемный и словообразовательный разбор слова»
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели:
-
повторить темы «Состав слова» и «Словообразование»
-
воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования, воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи
-
развивать практические навыки словообразовательного анализа и анализа состава слова; научить практически использовать полученные в результате анализа знания.
Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».
Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель:
| 1.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Вступительное слово учителя, задающего эмоциональный настрой: Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Внимание ваших умных глаз. — Здравствуйте, дорогие ребята! Я желаю вам хорошего настроения. Тема нашего урока: «Морфемный и словообразовательный разбор слова». Сегодня мы с вами повторим различные способы образования слов, и вы должны будете принять активное участие в нашей исследовательской работе и научиться определять способ образования слова, а также строить словообразовательные цепочки. Запишите в тетрадях сегодняшнее число, тему урока и слова классная работа. (Запись на доске числа и названия темы урока)
|
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
| Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) | ||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель:
| 2.Проверка домашнего задания. — Назовите сложные слова (1 ряд) — Какие из них являются сложносокращенными (2 р), что они обозначают (1 р.)? — Запишите на доске, как образовано выделенное слово ( 1 р.) — Постройте схему сложного предложения (2 р.) 3.Актуализация знаний. — На прошлых уроках мы изучили темы «Морфемика» и «Словообразование». Сегодня мы повторим эти темы, закрепим умение выполнять разные виды разбора слова. Давайте вспомним этапы анализа слова: Морфемный:
Забайкальский
Словообразовательный:
заснеженные ← снег
— Наш урок мы проведем в форме путешествия. Каждый ученик получает рабочий лист, в котором 5 заданий. Вы будете выполнять их в течение урока самостоятельно. В конце урока каждый заработает определённое количество баллов, которые мы переведём в оценку. Дополнительные баллы вы сможете получить, отвечая на устные вопросы. | Выполняют работу у доски
Выполняют анализ слов.
Отвечают на вопросы.
| Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. | ||||||||||||||||||||||||
Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | Комплекс упражнений для глаз. | Выполняют упражнения. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | ||||||||||||||||||||||||
3. Включение изученного в систему знаний.(25 мин.) Цель:
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания I этап – Морфемика. — Расскажите, из каких значимых частей состоят слова (1 р) и охарактеризуйте каждую из них (2 р).
II этап – Способы образования слов. — О каком городе шла речь? Бывали ли вы в Улан-Удэ? Прежде чем отправиться в путешествие, вспомните, Какие способы образования слов вы знаете?
— Мы с вами отправляемся в небольшое путешествие. По названиям улиц, районов, городов можно узнать его историю, узнать, чем живет город. Ваша задача — указать, от каких слов образовались некоторые из них. Раньше Улан-Удэ назывался Верхнеудинском, так как город находится в верховье р.Уды. Позже был переименован. Улан-Удэнцы и все жители Бурятии стараются сохранять культурное наследие своих предков. Поэтому в городе много архитектурных памятников, музеев. У-У – студенческий город. Здесь 4 крупных вуза: БГУ, БГСХА, ВСГТУ, ВСГАКИ. Также У-У – крупный промышленный центр. В городе имеотся крупные промышленные предприятия: судостроительный, авиационный, ЗММК, ЛВРЗ. У-У – культурный центр Бурятии. Здесь есть разные театры: Оперы и балета, русской и бурятской драмы, театр кукол «Ульгэр», кинотеатры, библиотеки. — Какое значение имеет изучение словообразования?
Задание 2. Выполните словообразовательный разбор слов(Обе группы)
III этап. Корни с чередующимися гласными. — Расскажите о правилах выбора гласной в корнях с чередованием, приведите примеры.
3 уровень – взаимопроверка IV этап. Правописание приставок пре- и при- — Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-. Приведите примеры. Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму (2 ряд)
Задание 4. Подберите слова на правило: «Правописание приставок пре- и при-.(1 ряд)
3 уровень – взаимопроверка
V этап – Гласные ы-и после приставок. Соединительные гласные О и Е.
Расскажите о правописании гласных ы-и после приставок и о правописании соединительных гласных о-е. Приведите примеры.
Задание 5 -1 р. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму
Меж…нститутский
Задание 5- 2р Составьте словосочетания со словами, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму
IV этап – заключение, подведение итогов. — Чем мы занимались на уроке, что нового узнали? — Для чего нужно знать словообразовательный и морфемный разборы? — Подсчитайте заработанные баллы каждого ученика. «5» — 25 баллов «4» — 20-24 балла «3» — 10-19 баллов «2» — до 9 баллов
| Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке оценивают себя.
Выполняют задания в группах
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют словообразовательный разбор в группах.
Работают с орфограммой «корни с чередованием» в парах.
Работа с приставками.
Работают с правописанием приставок в парах.
Работают по рядам.
Рассказывают правило.
Работают с орфограммой, объясняют.
Работают в парах.
Делают вывод, обобщают. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
| ||||||||||||||||||||||||
4.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| Рефлексия
— Каким способом? — Какие получили результаты? — Что нужно сделать ещё? — Где можно применить новые знания? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса
Домашнее задание:
|
Отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок?
Записывают домашнее задание.
| Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
|