Урок русского языка во 2 классе по системе Эльконина-Давыдова
Урок разработала и провела учитель Хусаинова Зиля Багдасаровна МБОУ «СОШ №15»
г. Нижневартовска
Тема: «Окончание как значимая часть слова. Способ выделения в слове окончания»
Цель: Создать условия для формирования: представления об окончании как части слова;
умения находить окончание, используя способ: 1) изменить слово по числу; 2) сравнить изменения слова; 3) выделить изменившуюся часть.
Задачи:
—создать условие для развития исследовательских умений учащихся
-развивать устную объяснительную речь;
-создавать условия для формирования познавательного интереса к предмету, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
-развивать умение работать в группе, парах, выполнять самоконтроль и самооценку.
Планируемые результаты
Предметные: уметь использовать способ для выделения в слове окончания
УУД
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь слушать, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении, сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждение; уметь понимать значение и роль русского языка в жизни каждого человека.
Личностные: понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия.
Оборудование: В.В Репкин, Т.В. Некрасова, Е.В. Восторгова“Русский язык ” учебник для 2 класса, карточки для групповой , парной работы, карточки-способа действий, смайли;
Компьютер, проектор, электронное приложение.
Ход урока
Организационный момент
-Встаньте, подравняйтесь, соприкоснитесь пальчиком с соседом по парте и говорите:
Желаю успеха большого во всём и везде!
-Прикоснитесь всей ладонью, передайте частичку своего тепла, улыбнитесь друг другу.
-Садитесь. Урок русского языка. С каким настроением вы пришли на урок? Покажите смайли.
-Будьте внимательными, слушайте учителя, ребят-одноклассников, думайте и высказывайте свои мысли.
Актуализация опорных знаний
-Запишем под диктовку словарные слова. Для этого, откройте тетрадь на печатной основе на стр.14. Посмотрите на таблицу и скажите:
Как будем записывать слова? (слова будем записывать в два столбика: знаю не знаю, во второй столбик записываем слова с пропуском слабых позиций)
-Диктую слова: портфель, тетрадь, пенал, карандаш, класс, дежурный.
-Проверьте по образцу на стр.3 тетради.
-Оцените свою работу.
-Кто остался доволен своей работой?
-Зачем мы на каждом уроке записываем словарные слова?
-А если мы не знаем как пишется слово, куда можно посмотреть? (в орфографический словарь)
-Это какой способ проверки орфограмм слабых позиций? (по словарю)
-А какой ещё способ мы знаем? ( по сильной позиции)
-Проговорите этот способ, используя схему ( Позиционно-чередующиеся звуки обозначаются одной буквой. Букву выбирают по звуку в сильной позиции. Звук в сильной позиции нужно искать в изменении одного и того же слова.)
-Давайте выполним задание, чтобы проверить, как работает этот способ.
-Посмотрите на экран.
-Что нужно сделать? ( вставить пропущенную букву)
—Называйте букву и сразу доказывайте.
-Как вы изменяли слова? ( по числу)
-Почему у вас всё получилось? ( хорошо знаем способ)
-Если ты можешь научить кого-то проверять слова этим способом, поставь на полях —!
-Если ты сам знаешь этот способ, но никого не сможешь научить, поставь на полях — +
—Если ты не знаешь как проверять этим способом, поставь на полях — —
-Зачем мы учимся писать без ошибок, ведь можно написать слово с пропуском?
Гимнастика для глаз
Изучение нового
-Все ли слова можно проверить по сильной позиции, изменяя его?
-С каким словом мы встретились, которое не проверили данным способом (Мы записали слово СЛОВ_, пропустили слабую позицию, изменили его, получилось СЛОВА, значит, на конце надо писать А, но в словаре написано СЛОВО)
-Значит, не всегда работает этот способ?
-А если этот способ не работает, значит, что нужно сделать? (Найти новый способ проверки орфограмм слабых позиций)
-Сегодня на уроке мы не сможем найти этот способ, потому что надо знать тайны слова. Посмотрите сколько тайн содержит слово.
-А как вы думаете, узнать одну тайну на уроке мы сможем?
-Какую цель поставим? (Узнать тайну слова.)
-Для того, чтобы узнать тайну слова, проведём исследование.
-Что у меня в руках? (машина)
-А теперь можно сказать, что это машина? (нет)
-А что это? (части)
-Значит, машина состоит из чего? (из частей)
-Для чего нужна такая часть – колесо, кузов, кабина? (дети объясняют)
-Значит, что выполняет каждая часть? (Каждая часть выполняет свою работу)
-А теперь давайте исследовать слово.
-Есть ли части у слов?
-О чём сообщает слово кукла? (предмет, игрушка, одна)
-Произнесите изменение этого слова. (куклы)
-О чём оно сообщило? (много)
-Как вы узнали, что сообщение о количестве предметов различно?
-Давайте сравним буквы в изменениях слова!
-Если буквы одинаковые, поставим знак равно, если разные – неравно!
к у к л а — одна, ед.ч.
= = = = —
к у к л ы – много, мн.ч.
-Какими буквами отличаются эти изменения? (а,ы)
-Какую работу выполняют эти буквы? (сообщают о количестве предметов)
-А так как они выполняют работу, значит, это не просто буквы, а что? (части)
-Эту часть будем выделять вот так:
-А где в слове находится эта часть? (в конце)
-Значит, этой частью оканчивается слово!
-Как бы вы назвали эту часть?
-Где можно прочитать точную информацию об этой части? (в учебнике)
-Прочитайте информацию на стр.7 и скажите как называется часть, которая сообщает о количестве предметов? ( она называется окончанием)
-О какой тайне слова узнали? ( В словах есть части, одна из них- это окончание)
Физкультминутка
-Как мы нашли окончание в слове кукла?
-Предлагаю поработать в группах.
—Обсудите и расположите последователь действий по порядку. (Каждой группе даю пакет, в котором находятся карточки с этими словами:
Чтобы найти окончание, нужно:
1.изменить слово по числу
2.сравнить изменения
3.выделить изменившуюся часть
-Объясните способ выделения окончания. ( Отчитываются представители групп)
Практический этап. Закрепление изученного материала.
1) -Используя этот способ, выделите окончание в словах: гора, окно. (Дети выполняют работу в тетрадях и у доски)
2) -Поработайте в парах (Используя этот способ, выделите окончание в словах, записанных на карточках)
3) –Самостоятельная работа
Используя этот способ, выделите окончание в слове парта.
-Проверьте по образцу.
—Кто справился с этой работой?
-Кому было трудно?
Какую цель поставим на следующий урок? (Учиться выделять окончания)
Домашнее задание
Выполнить упражнение по выбору: 226 или 227
Оценки за урок
Рефлексивно-оценочный этап
Сегодня на уроке я узнал …
Теперь я могу …
Работой на уроке я …
-Зачем мы сегодня учились находить окончание?
-Зачем надо знать тайны слова? (чтобы найти новый способ проверки орфограмм)
-Если вам было на уроке интересно и вы сделали для себя маленькое открытие, посадите насекомое на цветок. А если вы считаете, что недостаточно хорошо усвоили материал, посадите насекомое рядом с цветком. (У каждого есть карточка с изображением насекомого)
-Покажите смайли. Какое у вас настроение к концу урока?