Урок русского языка во 2 классе по системе Эльконина-Давыдова

Урок разработала и провела учитель Хусаинова Зиля Багдасаровна МБОУ «СОШ №15»

г. Нижневартовска

Тема: «Окончание как значимая часть слова. Способ выделения в слове окончания»

Цель:  Создать условия для формирования: представления об окончании как части слова;

умения находить окончание, используя способ: 1) изменить слово по числу; 2) сравнить изменения слова; 3) выделить изменившуюся часть.

 Задачи:

создать условие для развития исследовательских умений учащихся

-развивать устную объяснительную речь;

-создавать условия для формирования познавательного интереса к предмету, помочь  ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

-развивать умение работать в группе,  парах, выполнять самоконтроль и самооценку.

Планируемые результаты

Предметные:  уметь использовать способ для выделения в слове окончания

УУД

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, уметь оценивать результат своей работы на уроке.

Коммуникативные: уметь слушать, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении, сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждение; уметь понимать значение и роль русского языка в жизни каждого человека.

Личностные: понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия.

Оборудование: В.В Репкин, Т.В. Некрасова, Е.В. Восторгова“Русский язык ” учебник для 2 класса, карточки для групповой , парной работы, карточки-способа действий, смайли;  

Компьютер, проектор, электронное приложение.

Ход урока

Организационный момент

-Встаньте, подравняйтесь, соприкоснитесь пальчиком с соседом по парте и говорите:

Желаю успеха большого во всём и везде!

-Прикоснитесь всей ладонью, передайте частичку своего тепла, улыбнитесь друг другу.

-Садитесь. Урок русского языка. С каким настроением вы пришли на урок? Покажите смайли.

-Будьте внимательными, слушайте учителя, ребят-одноклассников, думайте и высказывайте свои мысли.

Актуализация опорных знаний

-Запишем под диктовку словарные слова. Для этого, откройте тетрадь на печатной основе на стр.14. Посмотрите на таблицу и скажите:

Как будем записывать слова? (слова будем записывать в два столбика: знаю     не знаю, во второй столбик записываем слова с пропуском слабых позиций)

-Диктую слова: портфель, тетрадь, пенал, карандаш, класс, дежурный.

-Проверьте по образцу на стр.3 тетради.

-Оцените свою работу.

-Кто остался доволен своей работой?

-Зачем мы на каждом уроке записываем словарные слова?

-А если мы не знаем как пишется слово, куда можно посмотреть? (в орфографический словарь)

-Это какой способ проверки орфограмм слабых позиций? (по словарю)

-А какой ещё способ мы знаем? ( по сильной позиции)

-Проговорите этот способ, используя схему ( Позиционно-чередующиеся звуки обозначаются одной буквой. Букву выбирают по звуку в сильной позиции. Звук в сильной позиции нужно искать в изменении одного и того же слова.)

-Давайте выполним задание, чтобы проверить, как работает этот способ.

-Посмотрите на экран.

-Что нужно сделать? ( вставить пропущенную букву)

Называйте букву и сразу доказывайте.

-Как вы изменяли слова? ( по числу)

-Почему у вас всё получилось? ( хорошо знаем способ)

-Если ты можешь научить кого-то проверять слова этим способом, поставь на полях !

-Если ты сам знаешь этот способ, но никого не сможешь научить, поставь на полях — +

Если ты не знаешь как проверять этим способом, поставь на полях — 

-Зачем мы учимся писать без ошибок, ведь можно написать слово с пропуском?

Гимнастика для глаз

Изучение нового

-Все ли слова можно проверить по сильной позиции, изменяя его?

-С каким словом мы встретились, которое не проверили данным способом (Мы записали слово  СЛОВ_, пропустили слабую позицию, изменили его, получилось  СЛОВА, значит, на конце надо писать А, но в словаре написано СЛОВО)

-Значит, не всегда работает этот способ?

-А если этот способ не работает, значит, что нужно сделать? (Найти новый способ проверки орфограмм слабых позиций)

-Сегодня на уроке мы не сможем найти этот способ, потому что надо знать тайны слова. Посмотрите сколько тайн содержит слово.

-А как вы думаете, узнать одну тайну на уроке мы сможем?

-Какую цель поставим? (Узнать тайну слова.)

-Для того, чтобы узнать тайну слова, проведём исследование.

-Что у меня в руках? (машина)

-А теперь можно сказать, что это машина? (нет)

-А что это? (части)

-Значит, машина состоит из чего? (из частей)

-Для чего нужна такая часть – колесо, кузов, кабина? (дети объясняют)

-Значит, что выполняет каждая часть? (Каждая часть выполняет свою работу)

-А теперь давайте исследовать слово.

-Есть ли части у слов?

-О чём сообщает слово кукла? (предмет, игрушка, одна)

-Произнесите изменение этого слова. (куклы)

-О чём оно сообщило? (много)

-Как вы узнали, что сообщение о количестве предметов различно?

-Давайте сравним буквы в изменениях слова!

-Если буквы одинаковые, поставим знак равно, если разные – неравно!

к у к л а   — одна, ед.ч.                                                                                                                                    

 = = = = —                                                                                                                              

 к у к л ы – много, мн.ч.

-Какими буквами отличаются эти изменения? (а,ы)

-Какую работу выполняют эти буквы? (сообщают о количестве предметов)

-А так как они выполняют работу, значит, это не просто буквы, а что? (части)

-Эту часть будем выделять вот так:

-А где в слове находится эта часть?  (в конце)

-Значит, этой частью оканчивается слово!

-Как бы вы назвали эту часть?

-Где можно прочитать точную информацию об этой части?  (в учебнике)

-Прочитайте информацию на стр.7 и скажите как называется часть, которая сообщает о количестве предметов? ( она называется окончанием)

-О какой тайне слова узнали?  ( В словах есть части, одна из них- это окончание)

Физкультминутка

-Как мы нашли окончание в слове кукла?

-Предлагаю поработать в группах.

Обсудите и расположите последователь действий по порядку. (Каждой группе даю пакет, в котором находятся карточки с этими словами:

Чтобы найти окончание, нужно:

1.изменить слово по числу

2.сравнить изменения

3.выделить изменившуюся часть

-Объясните способ выделения окончания. ( Отчитываются представители групп)

Практический этап. Закрепление изученного материала.

1) -Используя этот способ, выделите окончание в словах: гора, окно. (Дети выполняют работу в тетрадях и у доски)

2) -Поработайте в парах  (Используя этот способ, выделите окончание в словах, записанных на карточках)

3) –Самостоятельная работа

Используя этот способ, выделите окончание в слове  парта.

-Проверьте по образцу.

—Кто справился с этой работой?

-Кому было трудно?

Какую цель поставим на следующий урок?  (Учиться выделять окончания)

Домашнее задание

Выполнить упражнение по выбору: 226 или 227

Оценки за урок

Рефлексивно-оценочный этап

Сегодня на уроке я узнал …

Теперь я могу …

Работой на уроке я …

-Зачем мы сегодня учились находить окончание?

-Зачем надо знать тайны слова? (чтобы найти новый способ проверки орфограмм)

-Если вам было на уроке интересно и вы сделали для себя маленькое открытие, посадите насекомое на цветок. А если вы считаете, что недостаточно хорошо усвоили материал, посадите насекомое рядом с цветком. (У каждого есть карточка с изображением насекомого)

-Покажите смайли. Какое у вас настроение к концу урока?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here