Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский педагогический колледж»

Урок русского языка во 2 классе

УМК «Школа России»

Автор проекта урока:

Охотникова Наталья Сергеевна преподаватель

Курган, 2014

Тема: Заглавная буква в географических названиях.

Цель урока: формирование умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия.

Задачи урока: сформировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных, обозначающих географические названия, упражнять в написании географических названий своего края; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: парные, индивидуальные, фронтальные.

Методы обучения: стимулирования и мотивации познавательной деятельности, контроля и самоконтроля.

Планируемые результаты: уметь применять правила правописания географических названий; согласовывать действия, работая в паре; определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

Оборудование: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2012

Компьютер, проектор, экран

Презентация

Карточки

Конверт

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

Инструментарий

регулятивная

познавательная

коммуникативная

Этап 1: Мотивация к учебной деятельности.

Личностные:

Мотивирование обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Предметные: умение характеризовать особенности согласных звуков, группировать слова по наличию звуков

Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез

Добрый день! Ребята, как вы думаете, что мне принадлежит с самого рождения, однако другие пользуются им чаще, чем я?

Прочитайте, пожалуйста, имена, записанные на доске.

Катя, Вика, Курган, Каштанка, Костя, Коля.

Что вы можете сказать об этих словах?

Найдите в них одинаковый звук.

Дайте характеристику звуку к.

ПАЛЬЧИКОВАЯ

ГИМНАСТИКА.

Минутка чистописания. Заглавная буква К. Курган-мой родной город.

Оценивают правильность высказываний совместно с учителем.

Оценивают правильность предложенной характеристики звука

Выполняют учебное задание в соответствии с целью.

Разгадывают загадку, высказывают свои предположения.

Анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Демонстрируют сформированные знания, группируют слова

К – согласный, парный глухой, твёрдый

Самостоятельно определяют и формулируют тему урока

Слушают и слышат других, принимают иную точку зрения

Формулируют ответ на вопрос.

Слайд 1

Слайд 2

Этап 2: Актуализация знаний и способов деятельности.

Личностные:

Осознание и определение эмоций других людей, сочувствие, сопереживание, уважение к своему Отечеству, его языку, культуре

Предметные: правописание заглавных букв в именах собственных, обозначающих географические названия

Метапредметные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме, проведение аналогий между изучаемым материалом и собственным опытом, осуществляют запись информации об изучаемом языковом факте

Учитель читает отрывок из стихотворения С. Васильева:

Кургана улицы прямые,

Увидев вновь вас, понял я

С особой ясностью впервые,

Что это Родина моя.

Что хотел сказать поэт в этих строках? Кто испытывает такие же чувства, как и Сергей Васильев? За что мы любим свой город? Зачем дают имена городам? Где мы можем увидеть эти названия? Предположите, какая у нас тема урока? Работа в парах 1)Здесь зашифровано название реки Курганской области ОЛТОБ Разгадайте слово и запишите название объектов, в названии которых есть это слово(город, магазин, улица, гостиница). 2) Здесь зашифрована фамилия известного русского поэта. Разгадайте слово и запишите название объектов нашего города, в названии которых есть это слово(библиотека имени, культурно-развлекательный центр, улица).

Географические названия – это имена собственные или нарицательные? Какие ещё, кроме городов, вы знаете географические названия. Посмотрите на карту. Какое правило написания имён собственных мы знаем? Сделайте вывод о том, как нужно писать географические названия?

Определяют цели учебной деятельности с помощью учителя

Принимают установленные правила в планировании и оценивании

Определяют проблему и находят пути её решения

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

Проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Осознают и определяют эмоции других людей

Принимают различные точки зрения, формулируют собственное мнение

Договариваются при работе в паре, приходят к единому решению, строят понятные для партнёра высказывания

Слайд 3

Этап 3: Выявление места и причины затруднения

Личностные:

Обсуждение возникающих проблем, понимание внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком и понимание причин успехов и затруднений в обучении

Предметные: умение определять имена собственные -географические названия .

Применение правила правописания географических названий.

Умение группировать слова с одинаковой орфограммой.

Метапредметные:

Соблюдение правил сотрудничества, устного общения.

Умение вносить необходимые коррективы в действия на основе изученных правил.

Адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителями, товарищами.

На основе результатов решения учебных задач делать выводы об изучаемых языковых фактах в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Работа в группах Организация обучения в сотрудничестве «Пила». Записать на фрагменте географической карты названия объектов. Каждый из вас эксперт в своей области. Каждый участник группы разгадывает загадку и подписывает отгадку на общем листе для ответов 1 —Мы найдём на глобусе
Два различных полюса!
А у Южного найдём
Материк, покрытый льдом!

(Антарктида.)

2 – Там снуют акулы, прыгают гориллы.
Страшные «большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать».
Помните то место, где нельзя гулять?
(Африка.), 3- Лишь в стране большой, зелёной
Кенгуру живёт смышлёный.
Он своих детей не бросит,
Он с собой их в сумке носит.
(Австралия.), 4- Здесь горы-великаны 

Тибет, Алтай, Памир,

Карпаты и Балканы.

Их знает целый мир.

Здесь реки  Обь и Ангара,

Дон, Волга, Лена и Кура.

Лесов многообразие

В родном для нас материке…

(Евразия)

После выполнения задания происходит встреча экспертов. Дети соотносят свои записи с другими экспертами. Оценка выставляется за работу общая всей группе. Критерии оценивания: за каждое отгаданное слово – 1 балл. Что в данном задании вам показалось сложным? Отметьте свои успехи на листе достижений. Если всё получилось, то зелёным цветом. У кого возникли затруднения – жёлтым.

Оценивают, контролируют, корректируют собственную деятельность и деятельности партнёров

Анализируют, наблюдают.

Проводят сравнение, классификацию изученных объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно

Договариваются при работе в группе, взаимодействуют, приходят к единому решению, строят понятные для партнёра высказывания

Фрагмент карты

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения

Личностные:

Обсуждение путей решения из затруднения,

ориентирование на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Предметные: выведение правила правописания географических названий

Метапредметные: составление алгоритма решения учебной проблемы совместно с учителем, перерабатывание и преобразовывание информации.

Давайте определим, что нужно знать, чтобы правильно писать географические названия?

  1. Географические названия – это имена собственные, поэтому пишутся с заглавной буквы.

  2. Правописание названий географических объектов необходимо сверять с образцом или проверять по словарю.

Планируют, составляют алгоритм

Сравнивают с образца

Оценивают правильность выполнения действия

Различают способ и результат действия

Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Определяют умения, находят закономерности

Работают со словарём, картой, 2 Giss

Перерабатывают и преобразовывают информацию

Выражают свои мысли, выстраивают монологическую и диалогическую речь

Слайд 4

5 этап. Реализация построенного проекта.

Метапредметные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, умение договариваться, работать в паре

Личностные: проявление самостоятельности в учебной деятельности, умение взаимодействовать

формирование установки на здоровый образ жизни

Предметные: умение классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединение их в тематические группы, умение писать с заглавной буквы имена собственные.

Работа по учебнику.

Упражнение 102, стр. 60

Выполнение задания по учебнику.

Взаимопроверка в парах.

Физминутка «Две руки»

Используют в работе простой карандаш и линейку

Выполняют задание по плану

Осуществляют взаимопроверку

Самооценка

Выполняют движение по образцу

Работают по учебнику. Классифицируют имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединяют их в тематические группы.

Договариваются при работе в паре, приходят к единому решению, строят понятные для партнёра высказывания

учебник

слайд 5

6 этап. Первичное закрепление во внешней речи.

Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово

Предметные: применение правила правописания географических названий

Метапредметные: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение договариваться и приходить к общему решению, умение работать по плану, сверяя свои действия с учебной задачей, корректирование своей деятельности, строят рассуждения в устной форме.

Работа в парах. Вставить пропущенные буквы.

Мой друг переехал в город (о, О) рёл. Наш герб украшает двуглавый (О, о)рёл.

Работают по алгоритму, сверяют свои действия с учебной задачей, корректируют свою деятельность.

Самооценка

Различают собственные и нарицательные имена существительные, применяют правила правописания, строят рассуждения в устной форме

Работают в парах.

Развивают умение слушать и понимать речь других

Ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Карточка

Слайд 6

7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Личностные: умение проявлять самостоятельность и личную ответственность.

Метапредметные:

Оценивание своих достижений при выполнении заданий с тренажёром

Предметные: умение осуществлять работу с тренажёром

Работа с тренажёром.

Самооценка. Если не может справиться с заданием, то поднимает красный светофор.

Соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Оценивают свои достижения.

Самооценка

Работают самостоятельно с тренажёром

Слайд 7

Электронное приложение

8 этап. Включение в систему знаний и повторение

Личностные: проявление интереса к письменной форме и познанию русского языка.

Формирование чувства прекрасного и эстетического чувства

Предметные: умение группировать слова собственные и нарицательные, применять правила правописания

Подпиши картинки.

(К,к)расная площадь, (К,к)расная роза, улица (Л,л) есная, (Л,л)есная зона город (К,к)урган, высокий (К,к)урган, (ч,Ч)ёрное море, (ч,Ч)ёрное небо, (У,у)ральские горы, (У,у)ральские ветры.

Самооценка

Работают по плану

Самооценка

Используют правило при написании географических названий

Соотносят имена собственные с названиями объектов

Принимают различные способы поиска информации

Карточка

Электронное приложение

9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Личностные: умение ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Предметные: осознание значимости знания правила правописания географических названий

Метапредметные: определение степени успешности своей работы в соответствии с заданными критериями, осознание необходимости нового знания.

Вспомните, какую цель вы поставили в начале урока?

Достигли вы её?

Дополни предложения

Сегодня на уроке я

 узнал…У меня получилось… Меня удивило…Было трудно… Было интересно… Теперь я умею…

Дети оценивают свою учебную деятельность. Бухта Успеха. Если на листе достижений преобладает зелёный цвет, то вы достигли бухты Успеха, если преобладает жёлтый цвет, то вам необходимо поработать над ошибками.

В соответствии со своими достижениями выберете домашнее задание. Кто допустил ошибки, обязательно поработайте с тренажёром. У кого нет затруднений, тот может составить устный рассказ о том, где вы живёте: упр.5 

Дифференцированное домашнее задание. Работа с тренажёром. Упражнение на выбор. Стр. 67 упр. 5 или упр.4

Оценивают своё настроение

Самооценка

Выбирают домашнее задание для успешного усвоения изученного материала

Подводят итог результатам своего труда в соответствии с целью

Осуществляют рефлексию

Таблица

Перечень используемой литературы, интернет-источников, образовательных ресурсов

  1. Алексеева, Л.Л, Анащенкова, С.В., Биболетова, М.З. «Планируемые результаты начального общего образования».- М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

  2. Волина, В. «Веселая грамматика».- М.: Просвещение, 2004

  3. Волина, В. «Учимся играя».- М.: Просвещение, 2004

  4. Воронцов, А.Б, Заславский, В.М, Егоркина, С.В. «Проектные задачи в начальной школе».- М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

  5. Демидова, М.Ю, Иванов, С.В, Карабанова, О.А, «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе». Система заданий.-  М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

  6. Канакина, В.П, Горецкий, В.Г. «Русский язык», учебник для 2 класса. –М.: Просвещение, 2012

  7. Ожегов, С.И, Шведова, Н.И. «Толковый словарь русского языка».- М.: Просвещение, 2007

  8. Савина, Е.С, «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». Начальная школа.- М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

  9. Тикунова, Л.И, Канакина, В.П. «Сборник диктантов и творческих работ».- М.: Просвещение, 2011

Электронные источники информации:

  1. www.wikipedia.ru

  2. www.openclasse.ru

  3. www.it-n.ru – творческое сообщество учителей

  4. www.1september.ru

  5. www.wiki.vladimir.i-edu.ru

  6. Единая коллекция ЦОР

  7. Электронное приложение к учебнику Канакина, В.П, Горецкий, В.Г. «Русский язык», учебник для 2 класса. –М.: Просвещение, 2012

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here