Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Харпская средняя общеобразовательная школа»

Приуральский район Тюменской области

Конспект урока словесности в 6 классе

«Союз волшебных звуков, чувств и дум…»

(по стихотворению А.С. Пушкина «И.И. Пущину»)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Петухова Елена Викторовна

п. Харп

2012

«Союз волшебных звуков, чувств и дум…»

(по стихотворению А.С. Пушкина «И.И. Пущину»)

Цели урока:

1) обучение сравнительному анализу произведений словесного искусства.

2) развитие у учащихся аналитического мышления;

развитие познавательного интереса к произведениям художественной литературы;

расширение читательской эрудиции учеников;

3) воспитание уважительного отношения к культурному наследию своей страны, к отдельным её представлениям.

Ход урока

— Здравствуйте, ребята!

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы, проводились в России во времена Пушкина, Тургенева, Толстого и Гоголя.

— От какого слова, по- вашему, произошло слово «словесность»? (Слово)

Вы правы «в Начале было Слово». Но вы правы отчасти, потому что между ними были ещё слова:

Словесность словесный словеса слово

-С помощью какой морфемы образовалось слово словеса?

С помощью суффикса –ЕС-

Можете назвать слова с этим суффиксом.

Небо + ЕС = небеса

Чудо + ЕС = чудеса

-Вот и произведения словесного искусства является своего рода маленьким чудом

Тайну создания одного чудесного стихотворения А.С.Пушкина мы попробуем раскрыть сегодня на уроке.

-Как вы думаете, а с какими словами сочетается прилагательное «словесный»?

произведение

кастрюля

словесный творчество

каша

искусство

-Вот вы и заулыбались. Почему? (ответ детей)

-Что означает выражение «словесная каша»? (бессвязная невнятная речь)

-Найдите антонимичные (т.е. противоположные по значению СС)

Словесная каша – словесное искусство.

Словесность- это и есть словесное искусство.

И непревзойденным мастером словесного искусства был А.С. Пушкин.

А теперь обратимся к тайне одного пушкинского стихотворения

«И.И. Пущин».

-Кто такой этот загадочный Пущин? Почему именно ему посвятил

А.С. поэтические строки?

… Наступил 1811 г., юному Пушкину, почти как и вам сегодня, шел 12 год. И он поступил в одно из лучших учебных заведений России – Царскосельский лицей.

На перекличке он услышал фамилию мальчика, очень созвучную с его фамилией – Пущин.

Лицеисты с похожими фамилиями сразу обратили друг на друга внимание и с тех пор уже не расставались: они учились в одном классе, жили в соседних комнатах, вместе огорчались и вместе радовались. Они стали лучшими друзьями. Т.е. между ними возникла тесная дружба.

-А как называют человека, с которым ты подружился? (Друг)

Подберите однокоренные слова к слову друг. Молодцы. Давайте запишем некоторые из них.

-Выделить в этих словах общую морфему (часть слова)

Друг – друзья – дружба

-Что вы обнаружили при сравнении корней? (изменилась последняя буква).

— Это языковое явление называется чередованием согласных, которое является традиционным для русского языка.

г//з//ж

-Пушкин и Пущин были друзьями.

А у вас есть друзья?

Как их зовут? (Ф. И. – ответы 2-3 детей)

-Дайте, пожалуйста, определение вашему другу. Какой он? (ответы 3 – 4 детей). (хороший, добрый, озорной, весёлый…)

-А сейчас давайте познакомимся, какие слова нашёл для своего самого близкого друга А.С.Пушкина

Чтение учителем стихотворения

(конечный вариант)

— Какие необычные определения для своего друга нашёл поэт? (первый, бесценный)

— Какой смысл он вложил в слово «первый»? (самый главный, близкий, лучший)

«Первый», «бесценный» — это эпитеты.

Эпитет- это яркое образное определение, основанное на переносном значении слова.

-В каком столбике прямое, а в каком переносное значение слова?

золотые серьги

твёрдый металл

мягкая подушка

золотые руки

твёрдый характер

мягкий человек

-Найдите в тексте определения, употреблённые в переносном значении.

(двор) уединенный, печальным (снегом), святое (провиденье), ясные (дни)

— А теперь определите, к какому стилю- низкому, т.е. разговорному, или книжному, т.е. высокому, относится этот текст. (к высокому)

-Найдите, пожалуйста, слова, относящиеся к высокому стилю, т.е. те, которые в обычной жизни почти не употребляются.

Работа в парах.

  1. бесценный

  2. благословенный

  3. огласил

  4. дарует

  5. провиденье

  6. озарил

  7. заточенье

-Поднимите руки, кто нашёл все слова. Молодцы!

— А теперь работа по вариантам: найдите в словариках толкование эти слов.

Зачитывание значений.

Надеюсь, теперь стихотворение вам стало намного понятнее.

Чтение стихотворения ребёнком.

О чём оно? (Определение темы- о встрече двух друзей)

— Что же произошло в их жизни? Почему они находились в разлуке?

…Той зимой 1825 года А.С.Пушкин находился в ссылке в с. Михайловском. Он был совсем один- без близких, без друзей. Рядом была только Арина Родионовна- добрая его нянюшка.

Зажечь свечу.

Долгими темными вечерами при тусклом пламени свечи Пушкин творил, и из-под его пера один за другим рождались истинные шедевры.

И вот однажды вынужденное уединение поэта было внезапно нарушено: к нему приехал нежданный дорогой гость – его давний лицейский друг И.И.Пущин.

Много лет назад И.И.Пущин вспоминал: «С той минуты как я узнал, что Пушкин в изгнании во мне зародилась мысль непременно навестить его(…)

И вот я вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками… Выскакиваю из саней, беру его в охабку и тащу в комнату… Не знаю, что (с нами) делалось.»

Проговорили друзья всю ночь. Простились за полночь. «Прощай, друг!»- это были последние слова Пушкина.

И действительно друзья больше не увиделись. Это была их последняя встреча. Под её впечатлением Пушкин написал стихотворение.

Чтение учителем 1-ой редакции (черновика) стихотворения.

Оказалось, что это был только черновик. Окончательный вариант вышел лишь 13 декабря 1826 г.

Сравнительный анализ 2-х редакций.

-Кем чувствует себя лирический герой 1-го варианта? (Изгнанником)

— Что могут нам сказать о душевном состоянии поэта следующие слова:

Уединенный (двор)

Забытый (кров)

Опальный (шалаш)

Чужой и дальней (стороне)

День печальный

Изгнанник

(Опала- немилость правящих властей)

Обратите внимание: в неволе находится только один человек.

— А теперь прочитаем 2-ой вариант.

-О скольких героях, находящихся в неволе, говорится во втором варианте? (о 2-х)

-Теперь уже не только поэт находится в изгнании, но и его друг? Какое слово свидетельствует об этом? (заточенье- это тюрьма)

— Что же произошло за прошедший год? Как изменилась жизнь друзей? Почему Пушкин изменил своё стихотворение?

-Ответить на эти вопросы сможем, только обратившись к истории нашего Отечества.

Между началом и завершением стихотворения прошло больше года. В промежутке был роковой день- 14 января 1825 года. Это день восстания на Сенатской площади, когда за освобождение народа, победившего самого Наполеона, выступили благородные русские люди. Среди них был и И.И. Пущин. Он был признан одним из руководителей бунта и приговорён к смертной казни. Впоследствии она была заменена 20- летней каторгой.

Итак, друзья поменялись ролями: А.С.П. в 1826 году из Михайловской ссылки был освобождён, а Пущин оказался в Сибири, на каторге.

— А теперь снова обратимся к стихам:

-Мы уже определили с вами слова, которые характеризуют душевное состояние поэта в 1- ой редакции.

Уединенный (двор)

Забытый (кров)

Опальный (шалаш)

Чужой и дальней (стороне)

День печальный

Изгнанник

Чувство одиночества, забытости, печали.

-Если бы вам предложили нарисовать место ссылки, какие бы краски вы использовали: сочные, яркие или тусклые, мрачные? (Цвет тусклый, мрачный.)

-А теперь определите чувства, которые возникают в душе поэта во 2-ой редакции.

В этом вам тоже поможет цветовая палитра. Найдите слова, связанные со светом.

Озарит, лучом, ясных

-Слово, выражающее ясное, позитивное настроение, называется «оптимизм». А кто сможет подобрать антоним к нему? (пессимизм)

-А теперь обратите внимание на знаки препинания.

1 вариант Какой знак препинания стоит в конце 1-го стихотворения? (многоточие)

И мы чувствуем, что поэта тревожит неопределённость и даже безнадёжность его положения.

2 вариант. А каким знаком препинания заканчивается 2-я редакция стихотворения?

-Какие чувства обычно мы передаём с помощью восклицательной интонации? (радость, восторг, восхищение и надежду)

Именно восхищением и надеждой пронизана 2-я часть окончательного варианта стихотворения.

Своё положение в ссылке А.С.П. оценивал пессимистически (хотя он не носил кандалы и не сидел в остроге). А положение друга- оптимистически. Это произошло, оттого что Пущин оказался в заточении из- за высокой и благородной цели. И это вселяет в Пушкина надежду на то, что рано или поздно его друг будет обязательно освобождён! Справедливость восторжествует!

Вот мы и раскрыли тайну 1-го маленького стихотворения, посвященного дружбе двух великих людей, вошедших в историю нашего Отечества.

Приложение 1

А.С. Пушкин

И.И. Пущину

Мой первый друг,

мой друг бесценный,

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил;

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

/13 декабря 1826г., Псков/

Приложение 2

А.С. Пушкин

И.И. Пущину

Нежданный гость,

мой друг бесценный,

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный.

Пушистым снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Забытый кров, шалаш опальный.

На стороне чужой и дальной

Ты с утешеньем посетил,

И день отрадный и печальный

С тобой изгнанник разделил…

/Вариант начала первой редакции 1825 г./

А.С. Пушкин

И.И. Пущину

Мой первый друг,

мой друг бесценный,

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил;

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

/13 декабря 1826г., Псков/

Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» (по стихотворен

01.11.2012 11:17 Петухова Елена Школа — Русский язык и литература

1

2

3

4

5 ( 0 Голосов )

Цели урока:

1) обучение сравнительному анализу произведений словесного искусства.

2) развитие у учащихся аналитического мышления;

развитие познавательного интереса к произведениям художественной литературы;

расширение читательской эрудиции учеников;

3) воспитание уважительного отношения к культурному наследию своей страны, к отдельным её представлениям.

Вложения:Презентация к уроку словесности «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» (по сти [Презентация к уроку словесности «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» ] 2410 Kb

Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и [Цели урока: 1) обучение сравнительному анализу произведений словесного искусства. 2) развитие у уч] 47 Kb

Прикрепить файл

Список использованной литературы

1. Пушкин А.С. Избранная лирика.- М.: Дет. лит., 1989.

2. Пущин И.И. Записки о Пушкине.- М: Просвещение, 1984

10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here