Внеклассное занятие
по русскому языку
Игра — путешествие
«Филологический поезд»
6 класс
Составила
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №7 г. Вязьмы Смоленской области
Захарова Татьяна Евгеньевна
Цели:
Закрепить знания программного материала по разделам «Фонетика», «Лексика», «Орфография», «Морфемика»
Способствовать развитию познавательного интереса школьников, интереса к предмету.
Вести работу по формированию умения работать в группе.
Для участия в игре ученики делятся на 4 группы (экипажи) по 5- 10 человек.
Каждая станция располагается в отдельном классном помещении, дежурные по станции –старшеклассники.
На дверях классов вывешиваются названия станций. Каждому экипажу вручается маршрутный лист. Движение по станциям происходит согласно маршрутному листу, в который дежурные по станциям заносят полученные баллы.
Время нахождения на каждой станции 10 минут.
Станция «Фонетическая»
Задание №1.
Ответьте на вопросы.
Сколько букв в русском алфавите? 33 буквы. 1 балл.
Сколько гласных букв? 10 букв. 1 балл.
Сколько гласных звуков? 6 букв. 1 балл
Какие буквы не обозначают звуков? Ъ и Ь. 1балл.
Какие буквы, и в каких случаях могут обозначать 2 звука.
Е, Ё, Ю, Я – в начале слова, после гласных и после Ъ и Ь знаков. 1-2 балла в зависимости от полноты ответа.
Задание №2.
Добавить слово в стихотворении, затем эти слова записать по памяти и поставить в них ударения.
Примечание для ведущих: дать листочки и ручку.
Время на выполнения: 1 минута на чтение и 1 минута на запись.
-
Кран открой, пойдёт вода. Как она пришла сюда?
В дом, сад и огород, провели … (водопровод).
-
Был бы друг, будет и … (досуг).
-
Хоть я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла.
-
Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали Вы? Я — … (свекла).
-
Пчёлка, милая пчела, ты бы мёду мне … (дала).
-
На свете старушка спокойно жила. Сухарики ела и кофе … (пила).
-
Всем известный математик академик Иванов
-
Ничего так не боялся, как больниц и … (докторов).
Ответы: водопровод, досуг, свёкла, дала, пила, докторов
Без ошибок – 3 балла,
1 ошибка- 2 балла,
2- 3 ошибки – 1 балл,
более 2ошибок -0 баллов.
Слова могут быть указаны в любом порядке.
Задание №3.
Примечание для ведущих: дать листочки и ручку.
Время на выполнения 2 минуты. В это время проверить 3 задание.
Подчеркните слова, в которых все согласные глухие.
Обведи в кружок слова, в которых все согласные мягкие.
В полдень дождь перестал, и, что белый пушок,
На осеннюю грязь начал падать снежок.
Ответ:
все согласные глухие в словах: что, пушок;
все согласные мягкие: осеннюю, грязь.
Каждое правильно указанное слово – по 1баллу.
Задание №4.
1 ведущий читает шарады, другой в это время проверяет 4 задание.
Разгадайте шарады.
-
Я – сборник карт; но от ударенья зависит моё другое значенье.
Захочешь – превращусь в названье блестящей, шелковистой ткани.
Атлас-атлас
-
Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение, и превращусь я в конфету. Ирис- ирис
Задание №5.
По цепочке рассказать алфавит.
Примечание для ведущих: каждый ученик говорит по 5 букв. Считать штрафные очки (неправильный порядок букв, неправильное название буквы, подсказка от ведущих)
3 балла – без штрафных очков
2 балла – 1- 3 штрафных очка
1 балл – 4 — 6 штрафных очков
Время на выполнения 2 минуты.
Ответ:
А, бэ, вэ, гэ, дэ, е, ё, жэ, зэ, и, й, ка, эль, эм, эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у, эф, ха, це, ча, ша, ща, ъ, ы, ь, э, ю, я.
Подчеркните слова, в которых все согласные глухие.
Обведи в кружок слова, в которых все согласные мягкие.
В полдень дождь перестал, и, что белый пушок.
На осеннюю грязь начал падать снежок.
Станция «Морфемика»
Задание №1.
Вставить в стихотворение название морфем.
Та часть слова, что изменяется _____________ называется.
Остальную же часть слова именуем мы _______________.
_______________ слова – главная, значимая часть.
Родственные связи дарит __________ власть.
Ответ:
Та часть слова, что изменяется, окончанием называется.
Остальную же часть слова именуем мы основа.
Корень слова – главная, значимая часть.
Родственные связи дарит корня власть.
Без ошибок – 2 балла.
1 ошибка – 1 балл.
Время выполнения: 1 минута
Задание №2.
Выдели в словах окончания:
Домов, столов, коров;
степей, юношей, воробей
Выдели в словах суффиксы.
Косточка, шапочка, звездочка, ленточка
Время выполнения: 2 минуты
Ответы: Домов, столов, коров – 1балл
степей, юношей, воробей – 1балл
Косточка, шапочка, звездочка, ленточка– 1балл
Задание № 3.
Слова разобрать по составу и записать в таблицу.
Предлагать, настенный, раскопки, подоконник, снеговик,
корень | суффикс | окончание | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Время выполнения: 3 минуты. Ответ:
корень | суффикс | окончание | |
пред | Лаг | А | ть |
на | Стен | Н | ый |
рас | Коп | К | И |
подо | Окон | ник |
|
| снег | ов, ик |
|
Задание №4.
Составь слово.
-
Корень мой находится в цене,
В очерке ищи приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
-
Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде хранится надёжно.
Суффикс в черчении ясно услышишь,
вместе – на темы различные пишешь.
-
В списке вы мой обнаружите корень.
Суффикс в собрании встретите вскоре
В слове рассказ вы приставку найдёте
В целом по мне на уроке пойдёте.
Время выполнения: 3 минуты
Ответы: оценка, сочинение, расписание. Каждое слово по 1 баллу.
Примечание для ведущих: каждое следующее задание проверяется при выполнении следующего.
Станция Лексическая
Задание №1.
Вставить название животного, устно объяснить значение фразеологизма.
Каждый фразеологизм – 1 балл. Если не смогли объяснить 0, 5 балла.
Делить шкуру неубитого … (медведя) – распоряжаться чем-то несуществующим
Сесть на любимого … (конька) — говорить(заниматься) любимым делом
Купить … (кота) в мешке – взять неизвестно что.
Дуется как … (мышь) на крупу- обижается попусту.
Брать … (быка) за рога — приступить к делу решительно .
Писать как … (курица) лапой — небрежно писать
Считать… (ворон) – быть рассеянным.
Время на подготовку – 1минута, ответ – 2минуты.
Задание №2.
Раздели слова на 4 колонки:
профессионализмы | неологизмы | устаревшие | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лапти, телефон, резец, луноход, ветрило, бумага, космодром, виолончель.
Ответ.
профессионализмы | неологизмы | устаревшие | |
телефон | резец | луноход | лапти |
бумага | виолончель | космодром | ветрило |
|
|
|
|
Время выполнения 2 минуты.
Задание №3.
Вставь в пословицы антонимы
___________ рукой строят, а _________ разрушают.
_____________- свет, а _____________- тьма.
Кто хочет __________ знать, тому надо ____________ спать.
Корень учения _________-, а плод сладок.
________________ колос к земле клониться, а___________-к небу тянется.
Время выполнения 3 минуты.
Ответы:
Правой рукой строят, а левой разрушают.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Корень учения горек, а плод сладок.
Полный колос к земле клониться, а пустой к небу тянется.
Каждая пословица -1 балл.
Задание №4.
К каждому слову добавьте одно прилагательное в прямом значении, а другое в переносном.
Голова, язык, ночь, день.
Образец: руки чистые, руки золотые.
Отвечать после подготовки устно.
Ответы: голова маленькая, тяжёлая голова; язык длинный, русский язык, темная ночь, глухая ночь, зимний день, тяжёлый день.
Каждая пара словосочетаний — 1 балл.
Задание №5.
Доскажи стихотворенье, употребив фразеологизм.
( каждый правильный ответ – 1 балл)
Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь
О них обычно говорят …. (водой не разольёшь).
Туристы исходили городок буквально вдоль и поперёк
И так устал отряд в дороге. Что еле он … (волочит ноги).
Фальшивят, путают слова, поют, кто в лес, кто по дрова
Ребята слушать их не станут, от этой песни … (уши вянут).
Станция Орфографическая.
Задание №1
На месте ? поставить, где нужно Ь.
Время выполнения — 1 минута.
Не тот хорош?, кто лицом пригож?, а тот хорош?, кто на дело гож?.
Хлеб-соль еш?, а правду реж?.
Игра не стоит свеч?.
Без труда не вынеш? и рыбку из пруда.
Время выполнения – 1минута.
Ответ:
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Хлеб-соль ешь, а правду режь.
Игра не стоит свеч.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
3 балла — без ошибок,
2 балла – 1ошибка,
1 балл – 2ошибки,
более 2 ошибок – 0 баллов.
Задание №2
Вставить пропущенную букву, подчеркнуть проверочное слово.
Уд*вительное — (диво, дева)
М*нять — (мина, смена)
Л*пить — (липко, лепка)
Расч*щать, (чисто, подчищать)
Л*нивый (ученик) — (лень, линька)
Скр*пучий — (скрип, скрепка).
Время выполнения – 2 минуты.
3 балла — без ошибок, 2 балла – 1- 2ошибки, 1 балл – 2- 5 ошибки, более 5 ошибок – 0 баллов.
За ошибку считать и неправильно вставленную букву, и неправильно выбранное проверочное слово.
Ответ:
Удивительное — (диво, дева)
Менять — (мина, смена)
Лепить — (липко, лепка)
Расчищать, (чисто, подчищать)
Ленивый (ученик) — (лень, линька)
Скрипучий — (скрип, скрепка)_
Задание №3
Найди допущенные ошибки и исправь их.
Гарит восток зорею новой.
Солнце стала прегревать.
Лектор каснулся этой проблемы, но решить её несмог.
Мы ночивали на озере, в высоких зараслях.
Мы говорили шопотом, чтобы не разпугать рыбу
Ответ:
Горит восток зарею новой.
Солнце стало пригревать.
Лектор коснулся этой проблемы, но решить её не смог.
Мы ночевали на озере, в высоких зарослях.
Мы говорили шёпотом, чтобы не распугать рыбу.
1 найденная ошибка – 0, 5 балла. Всего 5 баллов.
Время выполнения – 3 минуты.
Задание №4
Устно ответить на вопросы.
-
Когда не с именами существительными пишется слитно?
Ответ: если слово без «не» не употребляется, или его можно заменить синонимом.
-
В каких падежных окончаниях имен существительных пишется буква Е?
В дательном падеже 1 склонения и в предложном падеже 1 и 2склонения.
-
Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Все глаголы на -ить, кроме брить и стелить; 4 глагола на –ать: слышать, дышать, гнать, дышать; 7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
-
Когда после шипящих в корне слова пишется буква О?
В корне после шипящей пишется буква О, если на неё не падаёт ударение и в словах исключениях: шов, шорох, крыжовник, капюшон, шоколад, шорты и других.
Маршрутный лист экипажа №1 6 класс А
№ задания | примечания | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
фонетическая |
|
|
|
|
|
|
лексическая |
|
|
|
|
|
|
орфографическая |
|
|
|
|
|
|
морфемика |
|
|
|
|
|
|
Маршрутный лист экипажа №2 6 класс А
№ задания | примечания | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
лексическая |
|
|
|
|
|
|
орфографическая |
|
|
|
|
|
|
морфемика |
|
|
|
|
|
|
фонетическая |
|
|
|
|
|
|
Маршрутный лист экипажа №3 6 класс Б
№ задания | примечания | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
орфографическая |
|
|
|
|
|
|
морфемика |
|
|
|
|
|
|
фонетическая |
|
|
|
|
|
|
лексическая |
|
|
|
|
|
|
Маршрутный лист экипажа №4 6 класс Б
№ задания | примечания | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
морфемика |
|
|
|
|
|
|
фонетическая |
|
|
|
|
|
|
лексическая |
|
|
|
|
|
|
орфографическая |
|
|
|
|
|
|
Литература:
Волина В. Занимательная грамматика. – М: Новая школа, 1994
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку.-М: дрофа, 2004
Лидман – Орлова Г.К., Пименова С.Н. русский язык. Практика. – М:Просвещение, 1994
Шибаев А. Язык родной, дружи сл мной. — Л, 1981