Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 1
Красноармейского района города Волгограда
Задания для подготовки обучающихся
5-8 классов
к олимпиаде по русскому языку
подготовила
учитель русского языка и литературы
Кухарь Наталья Вячеславовна
Волгоград, 2012
5 класс
-
Определите, сколько раз встречается звук [а] в следующем предложении:
Я люблю свою лошадку.
-
В каком из этих слов произношение не совпадает с написанием?
Почта, чтобы, источник, точно, скучно.
-
Какие слова из списка имеют нулевое окончание?
Багаж, неуклюж, невтерпёж, уж, шалаш.
-
Распределите слова по родственным корням.
Поднос, переносица, носовой, носок, носорог, носилки, носящий, носить, заносы.
Наводнение, наводчик, повод, поводырь, водоросль, водоем, водить, водитель, паводок, половодье, водяной, водовоз.
-
В каком из перечисленных слов приставка имеет не то значение, что в остальных?
Надстроить, надломить, надрезать, надколоть, надкусить, надпилить.
-
Какие слова из списка могут являться и существительными, и глаголами:
бой, вой, пой, рой, стой, лечь, печь, речь?
-
Какие существительные в этом списке относятся к женскому роду?
Сирота, гроздь, вуаль, тюль, зануда, такси, интервью, мозоль, шампунь.
-
Какие глаголы из перечисленных относятся к первому спряжению?
Лететь, ехать, ходить, гореть, бояться, течь.
-
Исключите лишние слова из тематических рядов, объедините оставшиеся обобщающими словами:
Карась, щука, акула, моллюск, ерш.
Москвич, киевлянин, узбек, харьковчанин, негр.
Ель, сосна, ствол, одуванчик, осина, пальма.
Голова, рука, усы, колено, глаз, спина, грудь, живот.
-
Выполните синтаксический разбор предложения.
Необыкновенным богатством осенних красок славится осина.
-
Составьте схемы предложений.
Ползут по деревьям туманы, фонтаны умолкли в саду.
Тростник шумел, шуршал и слушал, как в речке плещется вода.
Что ты, ивушка, загрустила, ветви тонкие опустила?
-
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
6 класс
-
Сколько общих звуков в словах СВОЙ и ОВСЯНЫЙ?
-
Выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков: ОТЪЕЗД, ИЮЛЬ, МАЙОНЕЗ, ЯЩИК, ПОЧТАЛЬОН, ЁЛКА, ГОНЩИК, ГРУСТНЫЙ, ВАЛЬС.
-
В каких словах ударение падает на последний слог? АПОСТРОФ, ДОСУГ, ЗАВСЕГДАТАЙ, КВАРТАЛ, ОБЛЕГЧИТЬ, ЭКСПЕРТ, ПРЕМИРОВАТЬ, БАЛОВАТЬ, ЖАЛЮЗИ.
-
Выделите основу в следующих словах: СЕТЬ, СЕСТЬ, ПЯТЬ, ПУТЬ, ПУСТИТЬ, ИГРАЛИ, БЕРЕЧЬ, ОДЕЛАСЬ.
-
Данные существительные напишите в родительном падеже множественного числа: КОЧЕРГА, МЕТЛА, ЛАГЕРЬ, ПОЛОТЕНЦЕ, СЛОГ.
-
Определите способ образования слов: СНОГСШИБАТЕЛЬНЫЙ, ИГОЛЬЧАТЫЙ.
-
Какие существительные в этом списке одушевленные: плюшевый МИШКА, КОЛЛЕКТИВ, УТОПЛЕННИК, ФЕРЗЬ.
-
Сколько глаголов из приведенного списка могут быть поняты и как формы изъявительного, и как формы повелительного наклонения? НОСИТЕ, ВЫШЛИТЕ, ВЫНЕСИТЕ, СТЕЛИТЕ, ПИЛИТЕ, КОЛИТЕ, ПРОСИТЕ, РАСПОРИТЕ, ПОЛОЖИТЕ.
-
Дайте объяснение каждому фразеологизму. В ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ, РУКОЙ ПОДАТЬ, ПОВЕСИТЬ НОС, СЕБЕ НА УМЕ, КРИВИТЬ ДУШОЙ.
-
Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.
-
ПРИЛЕТЕЛИ БЕЛОНОСЫЕ ГРАЧИ ТОРОПЯТСЯ ПОПРАВЛЯТЬ СВОИ СТАРЫЕ РАСТРЕПАННЫЕ ГНЕЗДА.
-
РАДОСТНА, ШУМНА И ПАХУЧА ВЕСНА.
-
СКОРО ОДЕНЕТСЯ ЛЕС ЛИСТВОЮ ЗАЦВЕТЕТ НА ОПУШКАХ ЧЕРЕМУХА ЗАЩЕЛКАЮТ НАД РУЧЬЯМИ ГОЛОСИСТЫЕ СОЛОВЬИ.
-
Выполните синтаксический разбор предложения. НАД ПОЛЯМИ И ЛЕСАМИ ВСЁ ЯРЧЕ СВЕТИТ ВЕСЕННЕЕ СОЛНЫШКО.
-
Сочинение- рассуждение по прочитанному тексту.
7 класс
-
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов : НОЛЬ, МУЖ, ТОРГ, ОЖОГ.
-
Выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков: ОТЪЕЗД, ИЮЛЬ, МАЙОНЕЗ, ЯЩИК, ПОЧТАЛЬОН, ЁЛКА, ГОНЩИК, ГРУСТНЫЙ, ВАЛЬС.
-
Расставьте ударения в словах: ДОСУГ, ПРИБЫВШИЙ, ДВИЖИМЫЙ, БАЛУЯСЬ, ДОБРАЛИСЬ, МЕЛЬКОМ, НАЧАТЫЙ, ДОСЫТА.
-
От прилагательного ТЁМНЫЙ образуйте существительные, глаголы, причастия.
-
Разберите по составу слова. УЧАСТВОВАВШИЕ, ПРОВОЗГЛАШАЮТ, ИЗРЕДКА, ПЯТИБОРЬЕ.
-
От глаголов, стоящих в скобках, образуйте соответствующие причастия. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы.
На берегу (усеять) мелкими и острыми камнями (зарасти) зелёным глубоким мохом ещё приметнее чувствовалась полярная весна.
По отлогому склону (обратить) на полдень ярко зеленел мох похожий на великолепный бархат.
-
Напишите правильно наречия. Броситься (в) догонку; расходиться (по) одиночке; приехать (во) время; говорить (на) распев; сыграть (в) ничью ; смотреть (в) упор.
-
Составьте развёрнутый ответ по теме «Причастие».
-
Дайте объяснение каждому фразеологизму. В ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ, РУКОЙ ПОДАТЬ, ПОВЕСИТЬ НОС, СЕБЕ НА УМЕ, КРИВИТЬ ДУШОЙ.
-
Выполните синтаксический разбор предложения. Солнце, показавшееся из-за туч, ярко осветило лес и поляну.
-
Объясните значение слов. БАЛ – БАЛЛ, ИСКУСНЫЙ – ИСКУССТВЕННЫЙ.
-
Вспомните и запишите несколько известных вам пословиц о русском языке.
8 класс
-
Расставьте ударения в словах.
Обеспечение, ходатайство, мельком, каталог, звонит, диспансер, премировать, хаос, аристократия, газопровод, договор.
-
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: ожог, киль, сад, лёд, краб, араб.
-
Запишите фонетическую транскрипцию предложения.
Друг спорит, а недруг поддакивает.
-
Напишите основные исторические чередования звуков в русском языке.
-
Разберите по составу слова. Укажите способ образования. Благодарность, собеседник, независимость, попутчик.
-
Укажите значение устаревших слов. Аршин, лапотник, лучина, приказчик.
-
Найдите общий корень в словах.
Пехота – опешить; наизусть – устный; след – последствия; пружина – упругий; мрачный – обморок.
-
Укажите, чем выражены подлежащие и сказуемые в данных предложениях. Расставьте пропущенные знаки препинания.
-
Жизнь прожить не поле перейти.
-
И огромная печь и лавки вдоль стен и посуда всё было разрисовано цветами рыбами птицами.
-
Хорек это бархатистый грациозный зверек с живыми глазками-бусинками.
-
Слышалось лишь завывание ветра потрясавшего порою весь флигель постукивание по хомутам и дыхание Василия возившегося над шлеей.
-
Постройте словообразовательную цепочку от слова ум .
-
Какие значения в русском языке может выражать слово хлеб? Укажите грамматические признаки этого слова, которые изменяются в зависимости от значения.
-
Укажите основание, на котором данные пары слов объединены в один ряд. Продолжите ряд своими примерами.
Объезжать поля – объезжать лошадь;
перекусить бутербродами – перекусить провод,
пилка дров – пилка для ногтей;
подметать пол – подметать швы…
-
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Список использованной литературы.
1.http://rosolymp.ru/
2.http://www.olimpiada.ru/