Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 1

Красноармейского района города Волгограда

Задания для подготовки обучающихся

5-8 классов

к олимпиаде по русскому языку

подготовила

учитель русского языка и литературы

Кухарь Наталья Вячеславовна

Волгоград, 2012

5 класс

  1. Определите, сколько раз встречается звук [а] в следующем предложении:

Я люблю свою лошадку.

  1. В каком из этих слов произношение не совпадает с написанием?

Почта, чтобы, источник, точно, скучно.

  1. Какие слова из списка имеют нулевое окончание?

Багаж, неуклюж, невтерпёж, уж, шалаш.

  1. Распределите слова по родственным корням.

Поднос, переносица, носовой, носок, носорог, носилки, носящий, носить, заносы.

Наводнение, наводчик, повод, поводырь, водоросль, водоем, водить, водитель, паводок, половодье, водяной, водовоз.

  1. В каком из перечисленных слов приставка имеет не то значение, что в остальных?

Надстроить, надломить, надрезать, надколоть, надкусить, надпилить.

  1. Какие слова из списка могут являться и существительными, и глаголами:

бой, вой, пой, рой, стой, лечь, печь, речь?

  1. Какие существительные в этом списке относятся к женскому роду?

Сирота, гроздь, вуаль, тюль, зануда, такси, интервью, мозоль, шампунь.

  1. Какие глаголы из перечисленных относятся к первому спряжению?

Лететь, ехать, ходить, гореть, бояться, течь.

  1. Исключите лишние слова из тематических рядов, объедините оставшиеся обобщающими словами:

Карась, щука, акула, моллюск, ерш.
Москвич, киевлянин, узбек, харьковчанин, негр.
Ель, сосна, ствол, одуванчик, осина, пальма.
Голова, рука, усы, колено, глаз, спина, грудь, живот.

  1. Выполните синтаксический разбор предложения.

Необыкновенным богатством осенних красок славится осина.

  1. Составьте схемы предложений.

Ползут по деревьям туманы, фонтаны умолкли в саду.

Тростник шумел, шуршал и слушал, как в речке плещется вода.

Что ты, ивушка, загрустила, ветви тонкие опустила?

  1. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

6 класс

  1. Сколько общих звуков в словах СВОЙ и ОВСЯНЫЙ?

  2. Выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков: ОТЪЕЗД, ИЮЛЬ, МАЙОНЕЗ, ЯЩИК, ПОЧТАЛЬОН, ЁЛКА, ГОНЩИК, ГРУСТНЫЙ, ВАЛЬС.

  1. В каких словах ударение падает на последний слог? АПОСТРОФ, ДОСУГ, ЗАВСЕГДАТАЙ, КВАРТАЛ, ОБЛЕГЧИТЬ, ЭКСПЕРТ, ПРЕМИРОВАТЬ, БАЛОВАТЬ, ЖАЛЮЗИ.

  1. Выделите основу в следующих словах: СЕТЬ, СЕСТЬ, ПЯТЬ, ПУТЬ, ПУСТИТЬ, ИГРАЛИ, БЕРЕЧЬ, ОДЕЛАСЬ.

  1. Данные существительные напишите в родительном падеже множественного числа: КОЧЕРГА, МЕТЛА, ЛАГЕРЬ, ПОЛОТЕНЦЕ, СЛОГ.

  1. Определите способ образования слов: СНОГСШИБАТЕЛЬНЫЙ, ИГОЛЬЧАТЫЙ.

  2. Какие существительные в этом списке одушевленные: плюшевый МИШКА, КОЛЛЕКТИВ, УТОПЛЕННИК, ФЕРЗЬ.

  1. Сколько глаголов из приведенного списка могут быть поняты и как формы изъявительного, и как формы повелительного наклонения? НОСИТЕ, ВЫШЛИТЕ, ВЫНЕСИТЕ, СТЕЛИТЕ, ПИЛИТЕ, КОЛИТЕ, ПРОСИТЕ, РАСПОРИТЕ, ПОЛОЖИТЕ.

  1. Дайте объяснение каждому фразеологизму. В ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ, РУКОЙ ПОДАТЬ, ПОВЕСИТЬ НОС, СЕБЕ НА УМЕ, КРИВИТЬ ДУШОЙ.

  1. Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.

    1. ПРИЛЕТЕЛИ БЕЛОНОСЫЕ ГРАЧИ ТОРОПЯТСЯ ПОПРАВЛЯТЬ СВОИ СТАРЫЕ РАСТРЕПАННЫЕ ГНЕЗДА.

    2. РАДОСТНА, ШУМНА И ПАХУЧА ВЕСНА.

    3. СКОРО ОДЕНЕТСЯ ЛЕС ЛИСТВОЮ ЗАЦВЕТЕТ НА ОПУШКАХ ЧЕРЕМУХА ЗАЩЕЛКАЮТ НАД РУЧЬЯМИ ГОЛОСИСТЫЕ СОЛОВЬИ.

  1. Выполните синтаксический разбор предложения. НАД ПОЛЯМИ И ЛЕСАМИ ВСЁ ЯРЧЕ СВЕТИТ ВЕСЕННЕЕ СОЛНЫШКО.

  1. Сочинение- рассуждение по прочитанному тексту.

7 класс

  1. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов : НОЛЬ, МУЖ, ТОРГ, ОЖОГ.

  1. Выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков: ОТЪЕЗД, ИЮЛЬ, МАЙОНЕЗ, ЯЩИК, ПОЧТАЛЬОН, ЁЛКА, ГОНЩИК, ГРУСТНЫЙ, ВАЛЬС.

  1. Расставьте ударения в словах: ДОСУГ, ПРИБЫВШИЙ, ДВИЖИМЫЙ, БАЛУЯСЬ, ДОБРАЛИСЬ, МЕЛЬКОМ, НАЧАТЫЙ, ДОСЫТА.

  1. От прилагательного ТЁМНЫЙ образуйте существительные, глаголы, причастия.

  1. Разберите по составу слова. УЧАСТВОВАВШИЕ, ПРОВОЗГЛАШАЮТ, ИЗРЕДКА, ПЯТИБОРЬЕ.

  1. От глаголов, стоящих в скобках, образуйте соответствующие причастия. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы.

На берегу (усеять) мелкими и острыми камнями (зарасти) зелёным глубоким мохом ещё приметнее чувствовалась полярная весна.

По отлогому склону (обратить) на полдень ярко зеленел мох похожий на великолепный бархат.

  1. Напишите правильно наречия. Броситься (в) догонку; расходиться (по) одиночке; приехать (во) время; говорить (на) распев; сыграть (в) ничью ; смотреть (в) упор.

  1. Составьте развёрнутый ответ по теме «Причастие».

  1. Дайте объяснение каждому фразеологизму. В ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ, РУКОЙ ПОДАТЬ, ПОВЕСИТЬ НОС, СЕБЕ НА УМЕ, КРИВИТЬ ДУШОЙ.

  1. Выполните синтаксический разбор предложения. Солнце, показавшееся из-за туч, ярко осветило лес и поляну.

  1. Объясните значение слов. БАЛ – БАЛЛ, ИСКУСНЫЙ – ИСКУССТВЕННЫЙ.

  1. Вспомните и запишите несколько известных вам пословиц о русском языке.

8 класс

  1. Расставьте ударения в словах.

Обеспечение, ходатайство, мельком, каталог, звонит, диспансер, премировать, хаос, аристократия, газопровод, договор.

  1. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: ожог, киль, сад, лёд, краб, араб.

  1. Запишите фонетическую транскрипцию предложения.

Друг спорит, а недруг поддакивает.

  1. Напишите основные исторические чередования звуков в русском языке.

  1. Разберите по составу слова. Укажите способ образования. Благодарность, собеседник, независимость, попутчик.

  1. Укажите значение устаревших слов. Аршин, лапотник, лучина, приказчик.

  1. Найдите общий корень в словах.

Пехота – опешить; наизусть – устный; след – последствия; пружина – упругий; мрачный – обморок.

  1. Укажите, чем выражены подлежащие и сказуемые в данных предложениях. Расставьте пропущенные знаки препинания.

  1. Жизнь прожить не поле перейти.

  2. И огромная печь и лавки вдоль стен и посуда всё было разрисовано цветами рыбами птицами.

  3. Хорек это бархатистый грациозный зверек с живыми глазками-бусинками.

  4. Слышалось лишь завывание ветра потрясавшего порою весь флигель постукивание по хомутам и дыхание Василия возившегося над шлеей.

  1. Постройте словообразовательную цепочку от слова ум .

  1. Какие значения в русском языке может выражать слово хлеб? Укажите грамматические признаки этого слова, которые изменяются в зависимости от значения.

  1. Укажите основание, на котором данные пары слов объединены в один ряд. Продолжите ряд своими примерами.

Объезжать поля – объезжать лошадь;

перекусить бутербродами – перекусить провод,

пилка дров – пилка для ногтей;

подметать пол – подметать швы

  1. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Список использованной литературы.

1.http://rosolymp.ru/

2.http://www.olimpiada.ru/

10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here