Технологическая карта урока технологии в 5 классе _____._____. 20____г.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | ||||||||||||
Цель урока | Дать представление учащимся о снятие мерок для построения чертежа фартука. | ||||||||||||
Задачи урока: | Образовательные: Сформировать у учащихся представления о конструировании изделий, о чертеже и выкройке швейного изделия; познакомить с материалами, инструментами и приспособлениями для изготовления выкроек; научить находить конструктивные линии фигуры, снимать мерки с фигуры или изделия, определять размер швейного изделия. | ||||||||||||
Развивающие: развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки; речь, мышление, внимание, память; интерес к предмету; технологическую культуру. | |||||||||||||
Воспитательные: воспитывать аккуратность и внимательность в работе (точность снятия мерок); приобщать учащихся к работе в коллективе. | |||||||||||||
Планируемые результаты | Предметные | Усвоение правил снятия мерок; представлять основные точки и линии измерения фигуры человека, приемы снятия мерок ; уметь снимать мерки; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных измерительных инструментов; развивать моторику и координацию движений рук при работе с сантиметровой лентой (Физиолого-психологическая сфера – 2 уровень овладения действием — первоначальное умение). | |||||||||||
Личностные | Осознание ответственности за качество своей деятельности через ознакомление с правилами и важностью правильного снятия мерок; проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; выполнить самооценку результатов своей работы, рефлексию. | ||||||||||||
Метапредметные | Коммуникативные | Осуществить коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками в парах. | |||||||||||
Регулятивные | Выполнить действия по обслуживанию рабочего места (до, во время и после работы), контролю выполнения приемов по снятию мерок; выполнить рефлексию. | ||||||||||||
Познавательные | Выделить и принять учебную цель (задачи) на урок; на основе мыслительных операций сравнения и обобщения выявить общие и существенные признаки понятия «снятия мерок»; изучить основные точки и линии измерения фигуры человека, приемы снятия мерок; создать ориентировочную основу действий при выполнении приемов снятия мерок; выполнить практическую работу по снятию мерок и записи результатов измерений. | ||||||||||||
Межпредметные связи | Черчение, математика, ИЗО. | ||||||||||||
Ресурсы урока | Видео открытого урока технологии http://www.youtube.com/watch?v=1kG5PQTfwUU Рассказ «Две хозяй-ки» С. Могилевской (см. конспект урока), Презентации «Виды назначения одежды», «Определение конструктивных линий», Интерактивный тест «ПРАВИЛА СНЯТИЯ МЕРОК», Игра “Ателье мод”, карта записи мерок фигуры человека, игра «Волшебный мешочек». | ||||||||||||
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. | ||||||||||||
УМК | Учебник: Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.- М.: ДРОФА, 2014. | ||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||
Дидактическая | Деятельность | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |||||||||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | ||||||||||||
1 | Организационный этап, 2 мин | Приветствие проверка явки учащихся заполнение учителем классного журнала проверка готовности учащихся к уроку | Слушают, включаются в работу. Эмоциональный настрой на урок положительный Помощь учителю в проверке явки на урок. |
| Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | Коммуникативные: планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем Познавательные: способность прогнозировать деятельность на уроке | |||||||
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 4 мин | Учитель предлагает внимательно послушать отрывок из рассказа для того, чтоб учащиеся самостоятельно смогли сформулировать тему урока. — Ребята, внимательно послушайте рассказ «Две хозяйки» С. Могилевской, и сами попытайтесь определить тему нашего урока. Ребята, какой вывод вы можете сделать, посмотрев на 2-х этих девочек, без чего нельзя обходиться на кухне при приготовлении пищи? (Фартука) — Так какова же будет тема урока? (Фартук). | Слушают, смотрят, вспоминают, делают выводы и обосновывают ответы. | Рассказ «Две хозяйки» С. Могилевской (см. конспект урока) | Осознание ответственности за качество результатов труда. | Коммуникативные: адекватная оценка своих действий и действий своих товарищей; — продуктивное обобщение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении Регулятивные: умение оказывать сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: умение правильно снимать мерки. | |||||||
4 | Актуализация знаний, 5 мин | Учитель предлагает посмотреть на 2-х девочек для того, чтоб учащиеся самостоятельно смогли сформулировать цель урока. (приглашаю 2-х девочек в фартуках) На Ирину надеваем маленький фартук, а на Люду большой фартук). — Нравиться вам как они выглядят? — А когда вы идете в магазин покупать одежду, на что вы обращаете внимание? — А как вы думаете, при изготовлении изделия своими руками, что необходимо сделать, прежде чем приступить к пошиву? — А для чего необходимо снимать мерки? — Правильно, молодцы ребята этим мы сегодня и займемся. Задание: сформулировать цель урока, опираясь на записанный на доске план работы. План работы: — Виды фартуков — Снятие мерок — Организация рабочего места Тему мы с вами теперь определили. А какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке? (научиться снимать мерки). |
Слушают, смотрят, вспомина-ют, делают выводы и обосно-вывают ответы.
Снять мерки.
Чтоб изделие было по фигуре. Нужно с каждого снять мерки и по этим меркам сшить фартук.
|
| Формирование у учащихся понятия «мерки». | Поз н а в а т е л ь н ы е: осознает познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая ин-формация нужна для решения предметной учеб-ной задачи. Р е г у л я т и в н ы е: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
| |||||||
5 | Первичное усвоение новых знаний, 25 мин | Далее учитель, использует слайды-иллюстрации, освещает вопросы. — Сейчас мы с вами познакомимся, как одежда подразделяется по назначению. Презентация «Виды назначения одежды» (6 слайдов) А о фартуке и его истории нам расскажет…………….. В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность. На данном этапе проводится беседа с обучающимися по вопросам. – Какие ткани мы изучали в этом учебном году? – Какими свойствами обладают эти ткани? А что означает слово гигроскопичность? Благодаря этим свойствам, ткани растительного происхождения используют для изготовления постельного белья, бытовой одежды. Фартуки шьют из хлопчатобумажной или льняной ткани, однотонной или с рисунком. Для работы с пищевыми продуктами фартук и косынку рекомендуется изготавливать из ткани – белой или светлых тонов; для уборки помещения – из более темной и плотной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся. При снятии мерок нужно помнить следующие правила (знакомит с правилами). |
Делают сообщения о фартуке.
Натуральные ткани растительного происхождения: хлопчатобумажные, льняные. Х/б ткани обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью. | Презентация «Виды назначения одежды». Презентация «Определение конструктивных линий». | Ознакомление с видами фартуков. | Познавательные: умение делать вывод о назначении одежды. Коммуникативные: продуктивное обобщение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении. Регулятивные: умение организовывать свою учебно-познава-тельную деятельность. | |||||||
6 | Первичная проверка понимания, 7 мин | Учитель предлагает интерактивный тест «ПРАВИЛА СНЯТИЯ МЕРОК». Учитель проговаривает, какие в целом были допущены ошибки при выполнении задания, и совместно с обучающимися ищут пути решения. | Учащиеся по очереди выполняют задания интерактивного теста «ПРАВИЛА СНЯТИЯ МЕРОК». | Интерактивный тест «ПРАВИЛА СНЯТИЯ МЕРОК». | Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления. | Регулятивные: умение адекватно оценивать выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | |||||||
7 | Первичное закрепление, 2 мин | — Какая мерка позволяет определить размер изделия? — Какие новые знания для себя вы получили? — Могут ли приобретенные сегодня знания пригодиться в жизни? | Учащиеся отвечают на вопросы. |
| Осознание практической значимости знаний и умений, полученных на уроке. | Регулятивные: умение адекватно оценивать объективную трудность деятельности и оценивать свои возможности. | |||||||
8 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации, практическая работа 40 мин | — Есть волшебный мешочек, в котором спрятались загадочные пуговки. Каждая пуговка желает найти себе пару. Давайте мы им в этом поможем. Предлагает выполнить практическую работу «Снятие мерок». Во время выполнения работы учитель осуществляет текущий инструктаж: делает целевые обходы для проверки правильности организации рабочего места, правильности выполнения работы и правильности использования инструментов. Мерки мы сняли и по ним на следующем занятии будем строить чертеж фартука ,т. е. заниматься конструированием. Выполняет целевой обход с целью предупреждения ошибок. Контролирует правильность выполняемой работы, снятие мерок. | ( Девочки разбиваются по парам). Записывают в таблице в графу «Мои мерки» размеры 1. Работа выполняется в виде игры “Ателье мод” (заказчик и приемщик заказа). 2. Практическую работу по снятию мерок проводят по парам, т. е. по 2 ученицы: первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и записывает их (в таблицу “Мерки, в графу “Мои мерки” для заказчика). При возникновении затруднений у отдельных обучающихся, возможна организация взаимопомощи.
| Игра “Ателье мод” (заказчик и приемщик заказа). Карта записи мерок фигуры человека (см. конспект «Классификация одежды»).
Игра «Волшебный мешочек». | Осознание ответственности за качество результатов труда. | Регулятивные: умение организовывать свою учебно-познавательную деятельность; умение оказывать сотрудничество с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. Познавательные: умение правильно снимать мерки. | |||||||
14 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин |
|
| П. 21, выучить мерки, зарисуй в графическом редакторе Paint различные виды фартуков и вставь рисунок в текстовый документ, выполни тест в электронном дневнике по теме «Снятие мерок», измерить всех членов семьи и определить размеры измеренных фигур; найти историю фартука (передника), юбки. Принести чертежные инструменты и приспособления для построения чертежа выбранного изделия. | Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени. | Познавательные: правильное использование новых знаний. | |||||||
15 | Рефлексия, подведение итогов занятия 3 мин | Далее обучающимся предлагается оценить свою деятельность на уроке. Для этого учитель раздает каждому по 3 картонных цветка – жетона. Учитель объясняет значения цвета каждого жетона. Желтый цвет – на уроке все было понятно, работать было интересно, больших затруднений в целом не возникало; Красный – не все удалось на уроке, где-то были затруднения, что-то было непонятно или не получалось; Синий – на уроке было много непонятного, трудного, было не очень интересно. Так учитель определяет, насколько удачно прошёл урок, у кого возникли трудности. Далее обучающимся выставляются оценки за работу на уроке, при этом учитываются: — качество и объём выполненной практической работы. Выставляет оценки за урок. Учитель благодарит учащихся за плодотворную работу. | Обучающиеся выбирают жетон определённого цвета. |
| Рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка результатов деятельности, самооценка. | Коммуникативные: продуктивное обобщение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении. Познавательные: правильное использование новых знаний. Регулятивные: прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей.. |