Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №9»
Методическое пособие
Глава I
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ
9-11 КЛАССОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ
РАБОТ ПО ТЕХНОЛОГИИ)
Составитель: учитель технологии
Колесников Игорь Александрович
Шадринск 2012
ВВЕДЕНИЕ
Труд в современных условиях рыночных отношений измеряется не столько степенью его интенсивности, сколько уровнем проявления творчества. С развитием общества наблюдается объективная тенденция приоритета деятельности интеллектуальной и творческой над деятельностью репродуктивной, шаблонной, однообразной. Следовательно, нестандартно мыслящий и творчески работающий человек на рынке труда сегодня будет иметь гораздо больше шансов к успешному профессиональному и личностному росту.
Сегодня считается доказанным тот факт, что творческие способности ребенка, в том числе и технические необходимо развивать с ранних лет. Если, по каким-либо причинам, благоприятный детский период окажется упущенным, то личности ребенка будет нанесен такой ущерб, который трудно восполняется в последующие годы его развития.
Настоящее учебное пособие дает возможность изменить традиционную репродуктивность в обучении учащихся старших классов предмету «Технология» и позволяет простую передачу информации превратить в процесс творческого взаимодействия между учителем и учащимися.
В соответствии Концепции современного образования именно такой подход, по мнению ведущих специалистов, будет способствовать духовному, личностному и культурному росту современных школьников, что поможет каждому, отдельно взятому ученику по-иному взглянуть на окружающий его мир, на рациональное использование природных ресурсов и на приумножение богатств нашей Родины.
Помимо этого, ученикам общеобразовательных школ окажется по плечу осознание и разрешение многих злободневных нужд и личностных проблем, представится возможность оказать помощь своему ближайшему окружению, а процесс трудовой творческой деятельности станет гарантом их адаптации в социальной среде, а так же послужит надежным фундаментом в выборе будущей профессиональной деятельности.
ГЛАВА I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Проектный метод обучения в мировой и отечественной педагогической практике: история и современность
Проектность – одно из измерений культуры прошедшего 20-го века. Понятие «проектной культуры» тесно связано с проектной деятельностью, с проектным обучением. Цель проектирования – создать условия, когда учащиеся самостоятельно и охотно будут добывать необходимые знания из различных источников, будут использовать их для решения познавательных и практических задач, приобретут коммуникативные навыки, работая в различных группах, разовьют исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа построения гипотез, обобщения).
В мировой и отечественной педагогике метод проектов не является чем-то принципиально новым. Возник он во второй половине 19-го века в сельскохозяйственных школах США. Тогда его называли «методом проблем» или «методом целевого акта». Термин «проект» впервые употребил Д. Снезден – заведующий отделом воспитания сельскохозяйственных школ США в 1908 году, который был узаконен в 1911 году.
В основу метода проектов были положены педагогические концепции ведущих американских педагогов: Д.Дьюи,
У. Килпатрика, Э. Коллингса, Х.Паркхерст. Их взгляды выражались в том, что вся деятельность школьника должна быть направлена на формирование его мышления, в основе которого лежит личный жизненный опыт.
-
Так Д. Дьюи в основе всей воспитательной работы видел творческий труд учащегося, в результате которого происходит полноценное формирование личности, приспособленной к жизни и практической деятельности в условиях системы свободного предпринимательства.
-
У. Килпатрик считал, что истинным центром учебной работы должна быть активность учащихся, выбираемая ими самими. Он отмечал, что метод проектов имеет не только положительные, но и теневые стороны. Его недостаток в том, что не всегда бывает возможным пробудить у ребенка достаточно сильные целеустремления. Преимущество метода – в длительности соприкосновения учащихся с учебным материалом (т.е. лицом к лицу).
-
Э. Коллингс различает проекты по разделам учебной программы. Так, в разделе «Ручной труд», он выделяет:
-
Проекты – экскурсионные.
-
Проекты – доклады.
-
Трудовые проекты.
-
Проекты – игры.
-
Критикуя процесс обучения в традиционной школе
Э. Коллингс отмечает совершенно иной подход к учебным занятиям в опытной школе, где в центре внимания – деятельность ученика, а учебные предметы, как и учебный процесс всецело ей подчиняются.
-
Х. Паркхерст (создатель Дальтон-плана) – заменяла классно-урочную систему индивидуальной работой. Где для каждого ученика разрабатывался специальный план учебной деятельности, благодаря которому ученики могли двигаться в изучении школьной программы своим темпом, объединяться в группы по интересам, для решения учебных задач. В начале 20-го века Дальтон-план была одной их самых распространенных школьных систем в США.
Идеи проектного обучения в России возникли практически параллельно с разработками американских педагогов.
В 1905 году русский педагог С. Шацкий и группа его сотрудников пытались активно использовать проектный метод в практике трудового обучения.
В 20-х годах 20-го века метод проектов привлек внимание советских педагогов В. Шульгина, Б. Игнатьева, М. Крупенину, Л. Левина,
Н. Крупскую, которые провозгласили его единственным средством преобразования «школы учебы» в «школу жизни».
Они считали, что в отличие от Дальтон-плана метод проектов:
-
Способствует неразрывной связи теории и практики.
-
Реализует коллективную работу в действии.
-
Приучает к планированию.
-
Дает умения взвешивать, наблюдать, проверять, учитывая трудности и др.
Но излишнее увлечение проектированием, придание методу политической направленности, подчинение комплексным проектам всей школьной жизни, а так же отказ от опыта других стран привели к тому, что в 1931 году ЦК ВКП(б) проектная деятельность была осуждена и до 1996 года в практике отечественных школ больше не применялась. Тогда как в школах США, Великобритании, Бельгии, Израиля, Финляндии, Германии, Италии и др. странах она активно и весьма успешно практиковалась.
На рубеже XX-XXI веков система образования России вновь возвратилась к проектному методу обучения, включив проектные работы в программу «ТЕХНОЛОГИЯ». Воспитательное значение проектного метода обучения заключается в том, что ребенку внушается главная мысль,
что он сам способен сформировать свои личные качества и «в малом» и «в большом». А это, в конечном итоге, определит его интеллектуальное развитие и будет гарантом адаптации на рынке труда. На сегодняшний день главной особенностью метода является его исследовательская сущность, в результате чего любая созидательная деятельность должна быть подчинена нескольким конкретным целям:
-
Умению определять востребованность проекта.
-
Изучению различных способов решения поставленных задач, делая акцент на рациональность и экономическую эффективность.
-
Способностью в реальной оценке экологического состояния окружающей среды от процесса и результатов проектирования.
Сегодня многие учителя технологии и методисты отождествляют такие понятия как проектный метод обучения и проектная деятельность, тогда как они во многом различны. Так, целью проектной деятельности является объект труда, под которым понимается изделие или услуга. Главное требование — их самостоятельная разработка от идеи до воплощения, субъективная или объективная новизна, выполнение под контролем учителя. Тогда как, метод проектов – это гибкая система обучения. Она ориентирована на творческую самореализацию личности учащихся путем развития их интеллектуальных, физических, творческих, волевых качеств. В процессе ее применения, так же предполагается создание объектов труда (услуг) обладающих субъективной и объективной новизной и имеющих практическую значимость. Но в данном случае продукт труда не является самоцелью, он только сопутствующий элемент.
Несмотря на все положительные стороны проектного метода в методической литературе до сих пор в достаточной мере не отражены результаты эффективности от его применения в образовательном процессе школ. Причины этому:
-
Выделение учебных проектов только в рамках одного предмета, с жесткой ориентацией на конкретный объект труда.
-
Ограничение учащихся только рамками мастерской и ее материально-технической базой.
-
Изготовление проектных работ из отходов производства.
-
Использование преимущественно архаичных технологий.
-
Низкая мотивация участников образовательного процесса.
-
Недостаточно сформированный у школьников уровень умений исследовательской деятельности.
-
Нечеткость определения критериев оценки и отслеживание результата работы над проектом.
Так как в образовательном процессе проектирование занимает полноправное положение среди других традиционных методов обучения, то будет уместно привести сравнительную характеристику учебного и профессионального проектирования, которое широко применяется в промышленности и имеет ряд существенных отличий (см. таблицу 1). [16,19]
Таблица 1
1.2 Сравнительная характеристика учебного и профессионального, (промышленного) проектирования
Проектирование в промышленности | Проектирование учебное | |
1 | 2 | 3 |
1. | Требование технического задания формулирует заказчик. | Требование технического задания формулирует исполнитель. |
2. | Основную работу выполняют специалисты прошедшие специальное обучение. | Основную работу выполняют учащиеся, владеющие только алгоритмом проектной деятельности. |
3. | При разработке объектов учитывается требование серийности производства. | Требование серийности производства отсутствует. |
4. | При проектировании учитывается мировой уровень технологий производства и применяемых материалов. | При проектировании учитываются только доступные технологии и материалы. |
5. | Требование в обязательном соблюдении государственных и отраслевых стандартов системы конструкторской документации и других нормативных документов. | Данные требования чаще всего отсутствуют. |
6. | Требование в проведении анализа патентной чистоты найденного решения. | Данный анализ не проводится. |
7. | Защищается не конечный продукт, а его ПРОЕКТ, не предполагающий наличие уже изготовленного объекта проектирования. | Проводится защита как правило конечного продукта труда. |
Подводя итог выше изложенному следует сказать, что учебное проектирование – это не панацея учебного процесса от всех бед и проблем, оно является всего лишь одной из форм организации учебной деятельности и каждый раз отдавая ему предпочтение перед другими ее видами необходимо доказать преимущество данной формы организации занятий с точки зрения эффективности решаемых педагогических задач. Создание же объекта труда не может являться основной целью обучения, каким бы качественным и полезным он ни был.
1.3. Дерево целей проектной деятельности
Генеральная цель. Создание продукта или услуги, обладающего субъективной или объективной новизной, имеющего общественную или личностную значимость
Обучающая. Овладение проектно-технологическими знаниями, умениями, навыками, овладение технологической культурой.
Развивающая. Становление познавательных, творческих способностей, произвольности психических процессов и деятельности, эстетического восприятия окружающего мира, познавательного гуманистически ориентированного отношения к действительности, умения планировать деятельность и др.
Воспитательная. Аккуратность, целеустремленность, самостоятельность, трудолюбие, рациональность, экономность, бережливость, требовательность к себе и другим, рефлексию и др.[19]
1.4 Основные требования к школьным проектам
-
Технологичность — возможность максимально просто изготовить изделие, в частности на имеющемся оборудовании, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда.
-
Творческая направленность и занимательность. Предполагается творческая деятельность и учёт интересов детей.
-
Системность. Содержание работ по выполнению проектов должно отражать изученный в течение учебного года материал, быть политехнически направленным.
-
Соответствие уровню подготовки. Сложность проектов должна соответствовать уровню подготовки учащихся их индивидуальным, возрастным и физическим способностям.
-
Экономичность. Требует изготовления изделия с наименьшими затратами, с получением наибольшей прибыли при реализации и эксплуатации изделия.
-
Экологичность. Изготовление и эксплуатация изготовляемого изделия не должны повлечь за собой существенные изменения в окружающей среде, нарушения жизнедеятельности человека, животного и растительного мира.
• Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения
проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной. В проекте должна исключаться возможность травматизма и профессиональных заболеваний.
-
Эргономичность. Связана с научной организацией труда. Предусматривает организацию рабочего места с наименьшими энергетическими затратами человека при обслуживании.
-
Соответствие требованиям дизайна. Проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным, гармонично сочетаться цветовая гамма и все детали, а также быть функциональным и практичным,
-
Значимость. Изготовленное изделие должно иметь определённую ценность и полезность в интересах общества или конкретной личности.
1.5 Области знаний, используемые при выполнении проектов
-
Антропометрия – знание частей и пропорций человеческого тела и выявление соответствия изделия его размерам и форме.
-
Безопасность жизнедеятельности — система мер по охране труда, производственной санитарии, гигиене и т. д.
-
Биология — строение тела человека, особенности его телодвижений.
-
География — климатические условия различных регионов, пределы температур в данном климатическом регионе.
-
История исследуемой темы — сведения об истории развития, видоизменения проектируемых объектов.
-
Математика — расчет формул для построения изображений, выбора заготовок, расхода материалов, денежных средств, математические зависимости и т.д.
-
Материаловедение — изучение свойств материалов для правильного выбора соответствующих для данной модели изделия.
-
Механика, элементы машиноведения — простейшая наладка (ремонт) оборудования, на котором производятся работы.
-
Моделирование (техническое моделирование) — изменение чертежа выкройки с целью получения желаемой модели изделия.
-
Профориентация — информация о профессиях, приобретение профессиональных знаний и умений.
-
Психология — особенности восприятия человека, например, законы зрительной иллюзии в цвете, в художественном моделировании.
-
Рисование — разработка эскизов альтернативных моделей (элементы художественного моделирования), законы композиции, рисунка.
-
Технология — технологические процессы по обработке конструкционных материалов.
-
Химия, физика — физико-химические свойства материалов, красители, информация их применения на производстве.
-
Цветоведение — выбор цвета как важного информационного качества объекта труда: влияние различных цветов на особенности внешнего вида изделия (умения подчеркивать достоинства и скрывать недостатки), гармоническое сочетание цветов, закономерности цветовых сочетаний, символика цвета и назначение проекта.
-
Черчение — построение чертежа, эскиза, технического рисунка.
-
Экология — экологичность материалов, влияние вредных красителей и прочих компонентов, входящих в их состав.
-
Экономика, основы предпринимательства — расчет себестоимости изделия, экономика семьи, минимаркетинговые исследования, изучение конъюнктуры рынка (ассортимент аналогичных изделий, соответствие качества изделий и цен на них, то есть спрос и предложение), планирование возможных путей реализации своей продукции.
-
Эстетика — воплощение в проекте желаемой эстетической идеи (вкус, эстетическое чутье, интуиция, чувство цвета и формы, чувство меры, понимание ритма и композиции).
1.6. Примерные направления творческих проектов
А. Таблица 2. Банк школьных проектов
Примерные направления творческих проектов | |
Школа | Оформление классных уголков; изготовление инструментов и приспособлений для школьной мастерской, оборудования для кабинетов; изготовление действующих моделей и макетов |
Индустрия | Заказы предприятий, организаций, фирм |
Досуг | Изготовление игрушек, действующих моделей; изготовление инвентарного материала для подвижных и логических игр; изготовление сувениров (ювелирные изделия, подарочные наборы) |
Дом | Изготовление кухонной утвари, дизайн кухни; изготовление книжных, туалетных полок, подставок под телефон; дизайн прихожих, учебных и детских уголков; изготовление специальных инструментов и приспособлений для садово-огородных работ; изготовление рабочих инструментов и приспособлений для обработки различных материалов; дизайн рабочего уголка |
Б. Перечень предлагаемых материалов для творческих заданий
-
древесина — шкатулки, вазы для фруктов и цветов, столовые приборы, разделочные доски, фигурки животных, игрушки; несложные приспособления типа укладок для кассет, деревянная и плетеная мебель, корзины и т. д.;
-
металлы — украшения с применением различных технологий (чеканка, гравировка, эмаль);
-
глина — керамические вазы, кувшины, блюда, декоративная пластика, игрушки, свистульки и т. д.
-
природные материалы — соломка, листья, ветви, корни, шишки, кора, кап, плоды, минералы, ракушки, кость, кожа, рог, мех и т. д.;
-
текстильные материалы и нити различные виды плетения, детали и отделка изделия и т.д.
В. Классификация ученических проектов по В.Д. Симоненко
Рис.1. Схема классификации школьных проектов
Г. Краткий перечень возможных вариантов учебных проектов в образовательной области технология.
-
Анализ данных социологического опроса.
-
Схема, таблица, график.
-
Видеофильм.
-
Газета, журнал.
-
Действующая фирма.
-
Игра.
-
Коллекция.
-
Костюм.
-
Модель.
10.Мультимедийный продукт.
11.Оформление кабинета.
12.Праздник.
13.Справочник.
14.Учебное пособие.
15.Экскурсия
16.Реклама.
17.Научный доклад, конференция и др. [19]
ЛИТЕРАТУРА
-
Гордеев, А.В. Применение эвристических приемов в техническом творчестве [Текст] / А.В. Гордеев // Школа и производство. — 2002. — №2. – С12-18.
-
Гордеенко, Н. А. Черчение: Учеб. для 9 класса общеобразоват. учреждений [Текст] / Н.А. Гордеенко, В.В. Степакова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 272с.
-
Емельянов, О.Б. Использование метода проектов на уроках технологии [Текст] / О.Б. Емельянов, В.А. Осипов. — Шадринск, — 2003. – 44с.
-
Заенчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация [Текст] / В.М. Заенчик, А.А. Карапчев, В.Е. Шмелев. – М,: Академия. — 2004. — 256 с.
-
Леонтьева, М.Р. Об использовании метода проектов в общеобразовательной области «Технология» [Текст] / М.Р. Леонтьева //Школа и производство. – 2000. — №6. — С. 20 – 22.
-
Лернер, П.С. Учителю об инженерно-техническом проектировании [Текст] / П.С. Лернер // Школа и производство. – 1999. — №2 – С.21-23.
-
Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования [Текст] / Н.В. Матяш // Педагогика. — 2000. — №2(3).
-
Самородский, П.С. Основы разработки творческих проектов [Текст] / П.С. Самородский. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. – 1995. – 220с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст]: учеб. для 5 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Просвящение. — 1998. – 176с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 6 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 1998. – 168с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 7 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2001. – 192с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 8 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 240с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 9 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 288с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 10 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2001. – 288с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 11 кл. / В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 192с.
-
Симоненко, В.Д. Творческие проекты учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ [Текст] / В.Д. Симоненко. – Брянск. Научно-методический центр «Технология», 1996. — 238 с.
-
Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков [Текст] / Ю.С. Столяров. – М.: Просвящение. — 1986. – 128с.
-
Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся [Текст] / Ю.С. Столяров, Д.М. Комский. – М.: Просвящение. — 1989. – 223с.
-
Уколова, А.М. Организация проектной деятельности обучающихся [Текст] / А.М. Уколова. – Курган. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. — 2005.-112с.
-
Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы. — 1998. — № 3. – С. 31 – 36.
-
Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы. – 1998. — № 4. — С. 28 – 34.
-
Янковский, Б.Г. Учить творчеству [Текст] / Б.Г. Янковский, А.В. Гордеев // Школа и производство. – 1999. — №3 – С.22-32.