Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №9»

Методическое пособие

Глава I

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ

9-11 КЛАССОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ

РАБОТ ПО ТЕХНОЛОГИИ)

Составитель: учитель технологии

Колесников Игорь Александрович

Шадринск 2012

ВВЕДЕНИЕ

Труд в современных условиях рыночных отношений измеряется не столько степенью его интенсивности, сколько уровнем проявления творчества. С развитием общества наблюдается объективная тенденция приоритета деятельности интеллектуальной и творческой над деятельностью репродуктивной, шаблонной, однообразной. Следовательно, нестандартно мыслящий и творчески работающий человек на рынке труда сегодня будет иметь гораздо больше шансов к успешному профессиональному и личностному росту.

Сегодня считается доказанным тот факт, что творческие способности ребенка, в том числе и технические необходимо развивать с ранних лет. Если, по каким-либо причинам, благоприятный детский период окажется упущенным, то личности ребенка будет нанесен такой ущерб, который трудно восполняется в последующие годы его развития.

Настоящее учебное пособие дает возможность изменить традиционную репродуктивность в обучении учащихся старших классов предмету «Технология» и позволяет простую передачу информации превратить в процесс творческого взаимодействия между учителем и учащимися.

В соответствии Концепции современного образования именно такой подход, по мнению ведущих специалистов, будет способствовать духовному, личностному и культурному росту современных школьников, что поможет каждому, отдельно взятому ученику по-иному взглянуть на окружающий его мир, на рациональное использо­вание природных ресурсов и на приумножение бо­гатств нашей Родины.

Помимо этого, ученикам общеобразовательных школ окажется по плечу осознание и разрешение многих злободневных нужд и личностных проблем, представится возможность оказать помощь своему ближайшему окружению, а процесс трудовой творческой деятельности станет гарантом их адаптации в социальной среде, а так же послужит надежным фундаментом в выборе будущей профессиональной деятельности.

ГЛАВА I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Проектный метод обучения в мировой и отечественной педагогической практике: история и современность

Проектность – одно из измерений культуры прошедшего 20-го века. Понятие «проектной культуры» тесно связано с проектной деятельностью, с проектным обучением. Цель проектирования – создать условия, когда учащиеся самостоятельно и охотно будут добывать необходимые знания из различных источников, будут использовать их для решения познавательных и практических задач, приобретут коммуникативные навыки, работая в различных группах, разовьют исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа построения гипотез, обобщения).

В мировой и отечественной педагогике метод проектов не является чем-то принципиально новым. Возник он во второй половине 19-го века в сельскохозяйственных школах США. Тогда его называли «методом проблем» или «методом целевого акта». Термин «проект» впервые употребил Д. Снезден – заведующий отделом воспитания сельскохозяйственных школ США в 1908 году, который был узаконен в 1911 году.

В основу метода проектов были положены педагогические концепции ведущих американских педагогов: Д.Дьюи,

У. Килпатрика, Э. Коллингса, Х.Паркхерст. Их взгляды выражались в том, что вся деятельность школьника должна быть направлена на формирование его мышления, в основе которого лежит личный жизненный опыт.

  • Так Д. Дьюи в основе всей воспитательной работы видел творческий труд учащегося, в результате которого происходит полноценное формирование личности, приспособленной к жизни и практической деятельности в условиях системы свободного предпринимательства.

  • У. Килпатрик считал, что истинным центром учебной работы должна быть активность учащихся, выбираемая ими самими. Он отмечал, что метод проектов имеет не только положительные, но и теневые стороны. Его недостаток в том, что не всегда бывает возможным пробудить у ребенка достаточно сильные целеустремления. Преимущество метода – в длительности соприкосновения учащихся с учебным материалом (т.е. лицом к лицу).

  • Э. Коллингс различает проекты по разделам учебной программы. Так, в разделе «Ручной труд», он выделяет:

    1. Проекты – экскурсионные.

    2. Проекты – доклады.

    3. Трудовые проекты.

    4. Проекты – игры.

Критикуя процесс обучения в традиционной школе

Э. Коллингс отмечает совершенно иной подход к учебным занятиям в опытной школе, где в центре внимания – деятельность ученика, а учебные предметы, как и учебный процесс всецело ей подчиняются.

  • Х. Паркхерст (создатель Дальтон-плана) – заменяла классно-урочную систему индивидуальной работой. Где для каждого ученика разрабатывался специальный план учебной деятельности, благодаря которому ученики могли двигаться в изучении школьной программы своим темпом, объединяться в группы по интересам, для решения учебных задач. В начале 20-го века Дальтон-план была одной их самых распространенных школьных систем в США.

Идеи проектного обучения в России возникли практически параллельно с разработками американских педагогов.

В 1905 году русский педагог С. Шацкий и группа его сотрудников пытались активно использовать проектный метод в практике трудового обучения.

В 20-х годах 20-го века метод проектов привлек внимание советских педагогов В. Шульгина, Б. Игнатьева, М. Крупенину, Л. Левина,

Н. Крупскую, которые провозгласили его единственным средством преобразования «школы учебы» в «школу жизни».

Они считали, что в отличие от Дальтон-плана метод проектов:

  1. Способствует неразрывной связи теории и практики.

  2. Реализует коллективную работу в действии.

  3. Приучает к планированию.

  4. Дает умения взвешивать, наблюдать, проверять, учитывая трудности и др.

Но излишнее увлечение проектированием, придание методу политической направленности, подчинение комплексным проектам всей школьной жизни, а так же отказ от опыта других стран привели к тому, что в 1931 году ЦК ВКП(б) проектная деятельность была осуждена и до 1996 года в практике отечественных школ больше не применялась. Тогда как в школах США, Великобритании, Бельгии, Израиля, Финляндии, Германии, Италии и др. странах она активно и весьма успешно практиковалась.

На рубеже XX-XXI веков система образования России вновь возвратилась к проектному методу обучения, включив проектные работы в программу «ТЕХНОЛОГИЯ». Воспитательное значение проектного метода обучения заключается в том, что ребенку внушается главная мысль,

что он сам способен сформировать свои личные качества и «в малом» и «в большом». А это, в конечном итоге, определит его интеллектуальное развитие и будет гарантом адаптации на рынке труда. На сегодняшний день главной особенностью метода является его исследовательская сущность, в результате чего любая созидательная деятельность должна быть подчинена нескольким конкретным целям:

  1. Умению определять востребованность проекта.

  2. Изучению различных способов решения поставленных задач, делая акцент на рациональность и экономическую эффективность.

  3. Способностью в реальной оценке экологического состояния окружающей среды от процесса и результатов проектирования.

Сегодня многие учителя технологии и методисты отождествляют такие понятия как проектный метод обучения и проектная деятельность, тогда как они во многом различны. Так, целью проектной деятельности является объект труда, под которым понимается изделие или услуга. Главное требование — их самостоятельная разработка от идеи до воплощения, субъективная или объективная новизна, выполнение под контролем учителя. Тогда как, метод проектов – это гибкая система обучения. Она ориентирована на творческую самореализацию личности учащихся путем развития их интеллектуальных, физических, творческих, волевых качеств. В процессе ее применения, так же предполагается создание объектов труда (услуг) обладающих субъективной и объективной новизной и имеющих практическую значимость. Но в данном случае продукт труда не является самоцелью, он только сопутствующий элемент.

Несмотря на все положительные стороны проектного метода в методической литературе до сих пор в достаточной мере не отражены результаты эффективности от его применения в образовательном процессе школ. Причины этому:

  1. Выделение учебных проектов только в рамках одного предмета, с жесткой ориентацией на конкретный объект труда.

  2. Ограничение учащихся только рамками мастерской и ее материально-технической базой.

  3. Изготовление проектных работ из отходов производства.

  4. Использование преимущественно архаичных технологий.

  5. Низкая мотивация участников образовательного процесса.

  6. Недостаточно сформированный у школьников уровень умений исследовательской деятельности.

  7. Нечеткость определения критериев оценки и отслеживание результата работы над проектом.

Так как в образовательном процессе проектирование занимает полноправное положение среди других традиционных методов обучения, то будет уместно привести сравнительную характеристику учебного и профессионального проектирования, которое широко применяется в промышленности и имеет ряд существенных отличий (см. таблицу 1). [16,19]

Таблица 1

1.2 Сравнительная характеристика учебного и профессионального, (промышленного) проектирования

пп.

Проектирование в промышленности

Проектирование учебное

1

2

3

1.

Требование технического задания формулирует заказчик.

Требование технического задания формулирует исполнитель.

2.

Основную работу выполняют специалисты прошедшие специальное обучение.

Основную работу выполняют учащиеся, владеющие только алгоритмом проектной деятельности.

3.

При разработке объектов учитывается требование серийности производства.

Требование серийности производства отсутствует.

4.

При проектировании учитывается мировой уровень технологий производства и применяемых материалов.

При проектировании учитываются только доступные технологии и материалы.

5.

Требование в обязательном соблюдении государственных и отраслевых стандартов системы конструкторской документации и других нормативных документов.

Данные требования чаще всего отсутствуют.

6.

Требование в проведении анализа патентной чистоты найденного решения.

Данный анализ не проводится.

7.

Защищается не конечный продукт, а его ПРОЕКТ, не предполагающий наличие уже изготовленного объекта проектирования.

Проводится защита как правило конечного продукта труда.

Подводя итог выше изложенному следует сказать, что учебное проектирование – это не панацея учебного процесса от всех бед и проблем, оно является всего лишь одной из форм организации учебной деятельности и каждый раз отдавая ему предпочтение перед другими ее видами необходимо доказать преимущество данной формы организации занятий с точки зрения эффективности решаемых педагогических задач. Создание же объекта труда не может являться основной целью обучения, каким бы качественным и полезным он ни был.

1.3. Дерево целей проектной деятельности

Генеральная цель. Создание продукта или услуги, обладающего субъективной или объективной новизной, имеющего общественную или личностную значимость

Обучающая. Овладение проектно-технологическими знаниями, уме­ниями, навыками, овладение технологической культурой.
Развивающая. Становление познавательных, творческих способно­стей, произвольности психических процессов и деятельности, эстетиче­ского восприятия окружающего мира, познавательного гуманистически ориентированного отношения к действительности, умения планировать деятельность и др.

Воспитательная. Аккуратность, целеустремленность, самостоя­тельность, трудолюбие, рациональность, экономность, бережливость, требовательность к себе и другим, рефлексию и др.[19]

1.4 Основные требования к школьным проектам

  • Технологичность — возможность максимально просто изготовить изделие, в частности на имеющемся оборудовании, из доступ­ных материалов, с наименьшими затратами труда.

  • Творческая направленность и занимательность. Предполагается творческая деятельность и учёт интересов детей.

  • Системность. Содержание работ по выполнению проектов должно отражать изученный в течение учебного года материал, быть политехнически направленным.

  • Соответствие уровню подготовки. Сложность проектов должна соответствовать уровню подготовки учащихся их индивидуальным, возрастным и физическим способ­ностям.

  • Экономичность. Требует изготовления изделия с наименьшими затратами, с получением наибольшей прибыли при реализа­ции и эксплуатации изделия.

  • Экологичность. Изготовление и эксплуатация изготовляемого изделия не должны повлечь за собой существенные изменения в окружающей среде, нарушения жизнедеятельности человека, жи­вотного и растительного мира.

Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения
проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигие­ной. В проекте должна исключаться возможность травматизма и профессиональных заболеваний.

  • Эргономичность. Связана с научной организацией труда. Предусматривает организацию рабочего места с наименьшими энергетическими затратами человека при обслуживании.

  • Соответствие требованиям дизайна. Проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным, гармо­нично сочетаться цветовая гамма и все детали, а также быть функ­циональным и практичным,

  • Значимость. Изготовленное изделие должно иметь определённую ценность и полезность в интересах общества или конкрет­ной личности.

1.5 Области знаний, используемые при выполнении проектов

  • Антропометрия – знание частей и пропорций человеческого тела и выявление соответствия изделия его размерам и форме.

  • Безопасность жизнедеятельности — система мер по охране труда, производственной санитарии, гигиене и т. д.

  • Биология — строение тела человека, особенности его телодвижений.

  • География — климатические условия различных регионов, пределы температур в данном климатическом регионе.

  • История исследуемой темы — сведения об истории развития, видоизменения проектируемых объектов.

  • Математика — расчет формул для построения изображений, выбора заготовок, расхода материалов, денежных средств, математические зависимости и т.д.

  • Материаловедение — изучение свойств материалов для правильного выбора соответствующих для данной модели изделия.

  • Механика, элементы машиноведения — простейшая наладка (ремонт) оборудования, на котором производятся работы.

  • Моделирование (техническое моделирование) — изменение чертежа выкройки с целью получения желаемой модели изделия.

  • Профориентация — информация о профессиях, приобретение профессиональных знаний и умений.

  • Психология — особенности восприятия человека, например, за­коны зрительной иллюзии в цвете, в художественном моделировании.

  • Рисование — разработка эскизов альтернативных моделей (эле­менты художественного моделирования), законы композиции, рисунка.

  • Технология — технологические про­цессы по обработке конструкционных материалов.

  • Химия, физика — физико-химические свойства материалов, красители, информация их применения на про­изводстве.

  • Цветоведение — выбор цвета как важного информационного качества объекта труда: влияние различных цветов на особенности внешнего вида изделия (умения подчеркивать достоин­ства и скрывать недостатки), гармоническое сочетание цветов, за­кономерности цветовых сочетаний, символика цвета и назначение проекта.

  • Черчение — построение чертежа, эскиза, технического рисунка.

  • Экология — экологичность материалов, влияние вредных краси­телей и прочих компонентов, входящих в их состав.

  • Экономика, основы предпринимательства — расчет себестоимости изделия, экономика семьи, минимаркетинговые иссле­дования, изучение конъюнктуры рынка (ассортимент аналогичных изделий, соответствие качества изделий и цен на них, то есть спрос и предложение), планирование возможных путей реализации своей продукции.

  • Эстетика — воплощение в проекте желаемой эстетической идеи (вкус, эстетическое чутье, интуиция, чувство цвета и формы, чувство меры, понимание ритма и композиции).

1.6. Примерные направления творческих проектов

А. Таблица 2. Банк школьных проектов

Сфера деятельности

Примерные направления творческих проектов

Школа

Оформление классных уголков; изготовление инструментов и приспособлений для школьной мастерской, оборудования для кабинетов; изготовление действующих моделей и макетов

Индустрия

Заказы предприятий, организаций, фирм

Досуг

Изготовление игрушек, действующих моделей; изготовление инвентарного материала для подвижных и логических игр; изготовление сувениров (ювелирные изделия, подарочные наборы)

Дом

Изготовление кухонной утвари, дизайн кухни; изготовление книжных, туалетных полок, подставок под телефон; дизайн прихожих, учебных и детских уголков; изготовление специальных инструментов и приспособлений для садово-огородных работ; изготовление рабочих инструментов и приспособлений для обработки различных материалов; дизайн рабочего уголка

Б. Перечень предлагаемых материалов для творческих заданий

  • древесина — шкатулки, вазы для фруктов и цветов, столо­вые приборы, разделочные доски, фигурки животных, игрушки; несложные приспособления типа укладок для кассет, деревянная и плетеная мебель, корзины и т. д.;

  • металлы — украшения с применением различных технологий (чеканка, гравировка, эмаль);

  • глина — керамические вазы, кувшины, блюда, декоративная пластика, игрушки, свистульки и т. д.

  • природные материалы — соломка, листья, ветви, корни, шишки, кора, кап, плоды, минералы, ракушки, кость, кожа, рог, мех и т. д.;

  • текстильные материалы и нити различные виды плетения, детали и отделка изделия и т.д.

В. Классификация ученических проектов по В.Д. Симоненко

Рис.1. Схема классификации школьных проектов

Г. Краткий перечень возможных вариантов учебных проектов в образовательной области технология.

  1. Анализ данных социологического опроса.

  2. Схема, таблица, график.

  3. Видеофильм.

  4. Газета, журнал.

  5. Действующая фирма.

  6. Игра.

  7. Коллекция.

  8. Костюм.

  9. Модель.

10.Мультимедийный продукт.

11.Оформление кабинета.

12.Праздник.

13.Справочник.

14.Учебное пособие.

15.Экскурсия

16.Реклама.

17.Научный доклад, конференция и др. [19]

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гордеев, А.В. Применение эвристических приемов в техническом творчестве [Текст] / А.В. Гордеев // Школа и производство. — 2002. — №2. – С12-18.

  2. Гордеенко, Н. А. Черчение: Учеб. для 9 класса общеобразоват. учреждений [Текст] / Н.А. Гордеенко, В.В. Степакова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 272с.

  3. Емельянов, О.Б. Использование метода проектов на уроках технологии [Текст] / О.Б. Емельянов, В.А. Осипов. — Шадринск, — 2003. – 44с.

  4. Заенчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация [Текст] / В.М. Заенчик, А.А. Карапчев, В.Е. Шмелев. – М,: Академия. — 2004. — 256 с.

  5. Леонтьева, М.Р. Об использовании метода проектов в общеобразовательной области «Технология» [Текст] / М.Р. Леонтьева //Школа и производство. – 2000. — №6. — С. 20 – 22.

  6. Лернер, П.С. Учителю об инженерно-техническом проектировании [Текст] / П.С. Лернер // Школа и производство. – 1999. — №2 – С.21-23.

  7. Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического об­разования [Текст] / Н.В. Матяш // Педагогика. — 2000. — №2(3).

  8. Самородский, П.С. Основы разработки творческих проектов [Текст] / П.С. Самородский. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. – 1995. – 220с.

  9. Симоненко, В.Д. Технология [Текст]: учеб. для 5 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Просвящение. — 1998. – 176с.

  10. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 6 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 1998. – 168с.

  11. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 7 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2001. – 192с.

  12. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 8 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 240с.

  13. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 9 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 288с.

  14. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 10 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2001. – 288с.

  15. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 11 кл. / В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 192с.

  16. Симоненко, В.Д. Творческие проекты учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ [Текст] / В.Д. Симоненко. – Брянск. Научно-методический центр «Техно­логия», 1996. — 238 с.

  17. Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков [Текст] / Ю.С. Столяров. – М.: Просвящение. — 1986. – 128с.

  18. Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся [Текст] / Ю.С. Столяров, Д.М. Комский. – М.: Просвящение. — 1989. – 223с.

  19. Уколова, А.М. Организация проектной деятельности обучающихся [Текст] / А.М. Уколова. – Курган. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. — 2005.-112с.

  20. Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы. — 1998. — № 3. – С. 31 – 36.

  21. Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы. – 1998. — № 4. — С. 28 – 34.

  22. Янковский, Б.Г. Учить творчеству [Текст] / Б.Г. Янковский, А.В. Гордеев // Школа и производство. – 1999. — №3 – С.22-32.

17

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here