Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №9»
Методическое пособие
Глава II
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ
9-11 КЛАССОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ
РАБОТ ПО ТЕХНОЛОГИИ)
Составитель: учитель технологии
Колесников Игорь Александрович
Шадринск 2012
ГЛАВА II
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
2.1 Метод «Контрольных, эвристических вопросов»
Практика использования вопроса для нахождения нового решения известна человечеству с давних времен. Еще древний мыслитель Сократ применял этот метод при обучении своих учеников. На поставленные вопросы он отвечал другими вопросами, которые задавал так искусно, что ученик, отвечая на них, самостоятельно находил правильное решение.
Таким образом, при поиске решений творческих задач суть «Метода контрольных вопросов» заключается в использовании списка специально подготовленных для этого вопросов. Изобретатель, отвечая на эти вопросы, анализирует свою задачу и приходит к правильному решению.
На сегодняшний день существует большое разнообразие списков контрольных вопросов. В практике изобретательской деятельности широкое распространение получили универсальные вопросники составленные А. Осборном, Т. Эйлоартом, Д. Пирсоном, Д. Пойа и др.
Одним из лучших считают список вопросов составленный английским изобретателем Эйлоартом, который представляет собой программу его работы. Приведем этот список вопросов.
-
Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их.
-
Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные задачи и аналогичные задачи. Выделить главные.
-
Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения.
-
Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии.
-
Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (они точнее выражают идею, чем аналогии).
-
Попробовать различные виды материалов и энергии: газ, жидкость, твердое тело, пену, пасту и др.; тепло, магнитную энергию, свет, силу удара и т. п.; различные длины волн, поверхностные свойства и пр., переходные состояния — замерзание, конденсацию, переход через точку Кюри и т. п.; эффекты Джоуля — Томсона, Фарадея и др.
-
Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.
-
Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.
-
Устроить групповое обсуждение, выслушивая все и воспринимая каждую идею без критики.
10. Попробовать «национальные» решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и др.
11.Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть в теннис — все с ней.
-
Бродить среди стимулирующей обстановки (свалка лома, технические музеи, магазины дешевых вещей), пробегать журналы, комиксы.
-
Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т. п. разных решений проблемы или ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.
-
Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.
-
Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т. п.
-
В воображении «залезть» внутрь механизма.
-
Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и, таким образом, создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.
-
Чья это проблема? Почему его?
-
Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?
-
Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?
-
Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.[4,17]
2.2 Метод «Морфологического анализа»
Совершенно иной подход к поиску решений творческих задач предложил в 30-х годах XX века швейцарский астроном Ф. Цвикки. Свой метод он назвал «Морфологический анализ» (по-гречески слово «морфология» – учение о форме). То есть морфологический анализ – анализ формы предмета.
Суть метода заключается в том, что в проектируемом объекте выделяют несколько конструкционных или функциональных морфологических признаков, по которым составляют список альтернативных вариантов, а потом их заносят в таблицу, называемую морфологической матрицей. Перебирая сочетания вариантов выделенных признаков, можно выявить множество новых решений проектируемого изделия. По — этому «Метод морфологического анализа» следует применять в тех случаях, когда требуется исследовать не один, а несколько возможных вариантов проектируемого объекта труда. Изучите возможные варианты модели гоночного автомобиля по морфологической матрице (см. таблицу 3) и определите для Вас оптимальный. [4,9,17]
Таблица 3
Морфологическая матрица
Альтернативные варианты | ||||
Материал корпуса | Древесина | Металл | Пенопласт | Пластмасса |
Материал сполера | Фанера | ДВП | Шпон | Картон |
Вид колес | Полученные точением | Полученные выпиливанием | Взятые со старых игрушек | Подобные колесам предметы |
Способ отделки | Красками | Морилками | Лаками | Выжиганием |
Функцио-нальные особенности | Стационарная | Динамическая | Разборная | Комбинированная |
2.3 Метод «Мозговой атаки (штурма)»
Метод и термин «мозговая атака» (МА) или «мозговой штурм» (МШ) предложены американским ученым А.Ф.Осборном как улучшенный вариант диалога Сократа с широким использованием свободных ассоциаций и одновременным созданием своеобразного микроклимата в малых группах для повышения эффективности решений творческих задач. Метод МА был введен в практику изобретательской деятельности после Второй мировой войны. Однако аналогичными примами поиска новых решений люди пользовались еще задолго до А.Ф. Осборна. Есть сведения, что еще во времена Колумба существовала традиция, согласно которой при возникновении на судне экстремальной ситуации для принятия плана действий собирался совет, на который приглашались все без исключения члены экипажа. Капитан выслушивал мнения собравшихся, начиная с юнги и кончая своими помощниками, и после этого принимал решение. Такой порядок был заведен для того, что бы предложения старших членов команды не оказывали давления на младших. Аналогичный способ применил в своей практике А.Ф. Осборн и сформулировал ряд правил, которых необходимо придерживаться при проведении МА.
Суть метода состоит в том, что если взять группу из 5-8 человек и каждому предложить независимо друг от друга индивидуально высказать свои идеи и предложения по проекту, то в сумме получим идей гораздо меньше, чем если предложить этой же группе коллективно высказать свои идеи.
Во время сеанса МА происходит как бы цепная реакция идей приводящая к интеллектуальному взрыву (озарению): популярные передачи «Что, где, когда?», «Брейн-ринг» — это примеры МА.
Применение метода:
а) Цель метода: получение максимального количества новых идей, за счет взаимного стимулирования всех участников обсуждения.
б) План действий по методу мозговая атака:
1. Подобрать группу учеников генераторов – для выдвижения различных идей проекта.
-
Ввести правило запрещающее критику любой идеи.
-
Зафиксировать выдвинутые идеи и дать им оценку.
в) Основные правила мозговой атаки:
1. Задачу последовательно решают 2 группы людей (оптимальный состав каждой 6—12 человек).
А). Первая группа — «генераторы идей» — выдвигает различные идеи проектов. В ней желательно иметь людей с бурной фантазией.
Задача «штурмуется» в течение 20—40 минут.
Б). Вторая группа — «эксперты» — по окончании штурма выносит суждение о ценности выдвинутых идей. В ее составе лучше работают люди с аналитическим, критическим складом ума.
Основная задача группы «генераторов» — выдать как можно больше идей проектов (в том числе фантастических, явно ошибочных и шутливых). Чем нереальнее идеи, тем сильнее сказывается их действие на последующем процессе их генерации. Плохие идеи — это катализаторы, без них не будет хороших. Регламент на каждую идею — не более двух минут. Все они высказываются без доказательств и записываются в протокол или фиксируются на магнитной ленте.
2. При генерации идей проектов запрещена всякая критика. В ходе МА между участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения.
3. Надо, чтобы идея проекта, выдвинутая одним участником штурма, подхватывалась и развивалась другими. Рекомендуется приглашать учеников разного уровня подготовки.
4. Нежелательно включать в одну группу людей, присутствие которых может в какой-то степени стеснять других.
5. Экспертизу и отбор идей после окончания процесса генерирования следует проводить очень внимательно. При оценке надо обдумывать все идеи, даже те, которые считаются несерьезными, нереальными или абсурдными.
6. Процессом решения задачи управляет руководитель штурма (учитель), который задает различные вопросы, что-то подсказывает, уточняет, не допуская при этом перерывов в беседе. Кроме того, ему нужно следить за тем, чтобы высказывание идей не происходило только в рациональном направлении. В противном случае руководитель должен сам выдвинуть заведомо фантастическую идею или объявить «пятиминутку» для высказывания только непрактических идей.
7. Если цели МА не достигнуты, то можно повторить процесс решения (однако лучше это сделать с другим коллективом).
Предварительная краткая формулировка проблемы проекта должна складываться из ответов на следующие вопросы.
-
В чем состоит затруднение или проблемная ситуация и какова ее предыстория?
-
Что требуется сделать для устранения проблемной ситуации и что желательно в итоге иметь?
-
Что мешает решению проблемной ситуации или достижению цели?
-
Что дает решение проблемы для людей, предприятия или народного хозяйства?
Универсальность метода МА позволяет с его помощью рассматривать любую проблему или любое затруднение, в какой бы сфере человеческой деятельности они не возникли. [4,15,17]
2.4. Метод «Фокальных объектов»
Одним из достаточно эффективных методов конструирования изделия является метод фокальных объектов (МФО), автором которого является
Ч. Вайтинг (США). Этот метод используется прежде всего тогда, когда необходимо улучшить, модернизировать какой-либо технический объект (проект).
Свое название метод получил потому, что совершенствуемый объект ставится в центр внимания, в фокус. Суть метода заключается в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получают необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию.
Например, если необходимо усовершенствовать или разработать новую конструкцию детского стульчика то, применив МФО, следует выбирать наугад из какой-либо книги, из словаря, статьи несколько случайных слов (можно даже сделать это закрыв глаза и ткнув наугад пальцем в страницу несколько раз). Допустим, что после выбора мы имеем слова стол, утюг, машина, кошка. Теперь нужно составить для данных предметов их свойства и определить те из них, которые могут быть присоединены к фокальному объекту. Этот процесс можно осуществить, используя для удобства схему.
Рис.2. Схема генерирования идей по методу фокальных объектов
Анализ свойств случайных объектов позволяет выделять из них как полезные, так и бесполезные для данного фокального объекта. В данном случае вариантами решения могут быть, например, складной стульчик, стульчик с колесиками, стульчик, обитый мягким мехом. Не обязательно, чтобы все выбранные объекты как-то подходили к изобретаемому предмету, но, используя этот метод, можно выбрать большое количество самых разнообразных вариантов.
После выбора оптимального варианта общего решения, общей идеи конструкции необходима дальнейшая, чисто конструкторская работа по разработке технической документации, созданию и испытанию экспериментального образца и т. д. [4,10]
2.5. «Алгоритм решения изобретательских задач» (АРИЗ).
Этот метод решения поисковых задач разработан нашим, отечественным изобретателем и писателем-фантастом
Г. С. Альтшуллером. Он принципиально отличается от всех вышеизложенных методов. прежде всего тем, что является рациональным. Процесс решения задач методом АРИЗ заключается в последовательном выполнении действий по выявлению, уточнению и разрешению технических противоречий (напомним, что алгоритм — это система правил последовательного выполнения действия для решения определенного класса задач).
Для технического противоречия характерно то, что в его основе лежит диалектическое противоречие между предметами, явлениями, процессами, т.е. противоречие физическое. Например, техническое противоречие проявляется, когда при попытке улучшения одной части (или одного параметра) технической системы недопустимо ухудшается другая часть (или другой параметр).
В АРИЗ используются четыре механизма устранения технических противоречий:
-
формулировка идеального решения, т.е. воображаемого решения, которое могло бы удовлетворять всем требованиям задачи (не задумываясь над тем, как оно будет достигнуто);
-
переход от технического противоречия к физическому;
-
устранение физического противоречия;
-
применение операторов, отражающих информацию о наиболее эффективных способах преодоления противоречия (списки и таблицы использования типовых приемов, таблицы и указатели применения физических эффектов).
В целях устранения психологической инерции применяют оператор РВС (Размеры — Время — Стоимость), суть которого состоит в проведении мысленных преобразований проекта:
а) мысленно изменить размеры объекта от заданной величины до нуля, и посмотреть, как теперь решается задача?
б) мысленно изменить размеры объекта от заданной величины до бесконечности; как теперь решается задача?
в) мысленно изменить время протекания процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до нуля; как теперь решается задача?
г) мысленно изменить время протекания процесса от заданной величины до бесконечности; как теперь решается задача?
д) мысленно изменить стоимость (допустимые затраты) проекта или процесса от заданной величины до нуля; как теперь решается задача?
е) мысленно изменить стоимость объекта или процесса от заданной величины до бесконечности; как теперь решается задача?
В процессе применения оператора РВС удается изменить представление о задаче и освободиться от влияния прошлого опыта.
Идеальное решение освобождает изобретателя от сковывающих творческую мысль отрицательных последствий.
Сопоставление идеального решения с реальным техническим объектом позволяет выявить техническое противоречие, а затем и его причину — физическое противоречие. Анализ многочисленных изобретений показал, что определенный тип противоречий устраняется небольшим числом приемов. Это позволило Г.С. Альтшуллеру составить таблицу приемов преодоления противоречий.
Устранению противоречий способствуют и фонд физических эффектов и явлений (совокупность известных человеку физических эффектов и явлений, которые можно использовать при решении технических задач), и фонд технических решений (совокупность конкретных примеров, иллюстрирующих применение физических эффектов и явлений при решении технических задач).
АРИЗ — постоянно развивающаяся и совершенствующаяся система. Ее новые варианты публикуются в периодической печати в специальных изданиях.
При решении учебных задач по АРИЗ творческий процесс принято делить на три стадии:
1) аналитическая, которая включает постановку задачи, формулировку идеального конечного результата и выявление технических противоречий;
2) оперативная, которая дает рецепты устранения технических противоречий путем применения типовых принципов решения или использования физических эффектов;
3) синтетическая, которая предполагает внесение дополнительных изменений в объект после получения технического решения.
2. Применение метода:
Рассмотрим пример решения конструктивно-технической задачи с помощью АРИЗ.
а) Задача. Необходимо разработать конструкцию и изготовить приспособление для сверления отверстий в цилиндрических деталях на сверлильном станке.
б) Аналитическая стадия. Задача уже поставлена. Противоречие заключается в том, что при сверлении круглых деталей на станке сверло часто уходит в сторону.
в) Оперативная стадия. Определяем конструкцию изделия. Чтобы направить какой-либо объект в нужном направлении, в технике используют различного рода направляющие (канал, желоб для воды, цилиндр для поршня в двигателе и т.д.). Очевидно, что в данном случае для сверла также необходимо иметь направляющий элемент, например отверстие равного ему диаметра. Это отверстие должно располагаться перпендикулярно к оси вращения детали. Для обеспечения этого условия направляющее отверстие и гнездо для установки детали могут быть объединены в одну деталь — кондуктор для сверления отверстий в цилиндрических деталях, который крепится в тисках и представляет собой стальной параллелепипед с двумя взаимно перпендикулярными отверстиями: одно (нижнее) предназначено для помещения в нем обрабатываемой детали, другое (верхнее) — направляющее отверстие для сверла.
г) Синтетическая стадия. Вводим дополнительное звено — кондуктор. Существенных изменений не происходит. Раньше в тисках закрепляли деталь, а теперь кондуктор с вложенной деталью. Точность обработки возросла, нет необходимости производить предварительную разметку для сверления отверстий. Недостаток заключается в том, что для деталей разного диаметра необходимо изготавливать отдельный кондуктор. Разработанную конструкцию целесообразно применять при массовом производстве. [4,11,15,17]
2.6 Метод «Поэлементного анализа»
Как считают ученые А. В. Чус и В. Н. Данченко, метод поэлементного анализа проектов основан на анализе элементов конструкции технического объекта, содержащих возможные недоработки и вызывающие перерасход материальных и трудовых ресурсов.
Каждая деталь (критерий) критерий проекта рассматривается как обособленная самостоятельная часть и в то же время как составная часть всей работы. Каждая деталь (критерий) определяется совокупностью характеристик Х
Например:
-
Х — материал,
-
Х2 — размер,
-
Х3 — форма,
-
Х4 — способ соединения поверхности,
-
Х5 — технология изготовления,
-
Х6 — вид отделки и т. д.
Каждая такая характеристика детали (критерия) призваны удовлетворять конструкторским, технологическим и эксплуатационным требованиям проектируемого объекта.
Для того чтобы спроектировать и изготовить тот или иной объект, необходимо затратить определенные материальные и трудовые ресурсы на получение той или иной характеристики детали (критерия). Последующее проведение экономического анализа проекта покажет, насколько грамотно были выбраны варианты критериев проектируемого объекта.
Алгоритм применения метода «Поэлементного анализа»:
-
Определение значимых критериев проектируемого объекта.
-
Определение их альтернативных вариантов.
-
Подразделение вариантов на главные и второстепенные.
-
Анализ вариантов.
-
Выбор альтернативного варианта.
-
Разработайте схему альтернативных вариантов Вашего проекта (см. рисунок 3).
-
Оцените Ваши варианты используя таблицу дизайн-анализа (см. таблицу 4).
-
Составьте таблицу выбора оптимального варианта Вашего проекта (см. таблицу 5). [4]
ПО ФОРМЕ — Сказочная — Отвлеченная — Идентичная | |||
|
| ||
|
|
.
Рис. 3. Схема альтернативных вариантов Вашего проекта «Макет Якутской крепости».
Таблица 4
Таблица дизайн-анализа
-
Наименование
составляющих дизайна
Оценка аналогов
Механические
Эстетические
Технологические
Доступность
Сложность применения
Экономичность
Материал: Береза
+
—
—
+
—
+
Сосна
+
+
+
+
+
+
Осина
+
—
—
+
—
+
ДВП
+
—
—
+
—
+
Фанера
+
—
—
+
+
—
Картон
—
—
—
+
+
—
Форма: Сказочная
—
+
—
—
—
—
Отвлеченная
—
—
—
—
—
+
Идентичная
+
+
+
+
—
+
Размеры: Меньше 1000 мм
+
—
—
—
—
+
Больше 1000 мм
—
+
+
+
+
—
Соединение: Гвозди, клей
+
+
+
+
+
+
Шурупы, винты
+
—
—
+
—
—
Шканты, заклепки
+
—
—
—
—
—
Отделка: Морилка, лак
+
+
+
+
+
—
Аппликация, краски
+
+
—
+
—
—
Вощение
—
—
+
—
—
—
Таблица 5
Таблица выбора критериев оптимального варианта конструкции
Составляющие Дизайна |
Вариант |
Критерии выбора | |
1 | Материал | Сосна | 1.Доступна 2.Прочна 3.Технологична |
2 | Форма | Идентичная | 1.Красивый внешний вид 2.Максимальная приближенность к реальному объекту |
3 | Размеры | Больше одного метра | 1.Соответствие с имеющимися заготовками 2.Пропорционально другим макетам |
4 | Соединения | Гвозди, клей | 1.Технологичны 2.Экономичны 3.Доступны 4.Надежны |
5 | Способ отделки | Биотекс (морилка), лак | 1.Требуемый оттенок 2.Возможность приобретения 3.Надежность покрытия |
2.7 Метод «Скампер»
Sсаmреr — быстрый бег или уход; пробежка.
SСАМРЕR — это список вопросов, способных подстегнуть рождение новаторских идей. Некоторые из этих вопросов были впервые предложены Алексом Осборном, пионером обучения творчеству. Позднее они были сформулированы Бобом Эберле и сведены к следующему мнемоническому правилу.
Алгоритм применения метода «Скампер»:
-
С = Substitutе? — Заменить?
-
К = Соmbinе? — Комбинировать?
-
А = Аdapt? — Адаптировать?
-
М = Моdify? = Маgnifу? — Модифицировать? =
Увеличить?
-
П = Рut to other uses? — Предложить другое
применение?
-
Е = Еliminate or minify? — Устранить или уменьшить?
-
Р = Revers? = Rearrange? — Поменять на
противоположное? = Реорганизовать?
Применение метода «СКАМПЕР» предполагает следующие действия:
-
выделить задачу, проблему, которую вы хотите обдумать;
2) задавать на каждом этапе поиска решения задачи вопросы «СКАМПЕР» и смотреть, что из этого получается. Ставить перед собой такие вопросы — все равно, что простукивать задачу молотком: а вдруг где-то да обнаружится пустота, которую необходимо заполнить. Таким образом, производитель может усовершенствовать свою выпускаемую продукцию. [19]
2.8 Метод «Препарированная вишня»
Использование метода «Препарированная вишня» помогает научиться делить проблему на части, а затем вновь собирать их воедино, используя новые идеи. Название «Препарированная вишня» возникло по ассоциации с центральной фигурой рисунка, напоминающей вишню в разрезе.
Сущность алгоритма работы по данному методу заключается в следующем:
-
Кратко, буквально в двух словах, сформулируйте суть проблемы.
-
Разбейте проблему на две части, каждая из которых будет обозначаться по-своему.
-
Выделите в каждом понятии по два связанных с ним признака.
-
Продолжайте «препарирование» выделенных вами свойств надвое, пока не почувствуете, что исчерпали свои возможности.
-
Подумайте, какую новую идею подскажет вам тот или иной признак.
-
Комбинируйте выделенные вами признаки и понятия, создавая из них все новые сочетания (см. рисунок 4).
Учебные дисциплины Технология
Средства обучения Творческие работы
Образцы изделий Модели
Технические средства Транспорт
Земного происхождения Космические
Современные ФАНТАСТИЧЕСКИЕ
Рис.4. Схема выбора варианта проектной работы посвященной фантастическому варианту космической техники по методу
«Препарированная вишня»
Привлекательность этого метода состоит в том, что истинно новаторская идея может быть скрыта в самом, казалось бы, незначительном признаке — подобно тому, как простая капля воды бывает в состоянии донести до нас свежий запах океана.
Смелее используйте различные вариации и неожиданные идеи. Это наверняка поможет вам найти оригинальное решение главной задачи.
Применение метода «Препарированная вишня» создает очень хорошие условия для решения проблемы. Разбив задачу на части, мы анализируем каждую из них, а затем пытаемся использовать возникшие идеи для поиска новых решений. [19]
ЛИТЕРАТУРА
-
Гордеев, А.В. Применение эвристических приемов в техническом творчестве [Текст] / А.В. Гордеев // Школа и производство. — 2002. — №2. – С12-18.
-
Гордеенко, Н. А. Черчение: Учеб. для 9 класса общеобразоват. учреждений [Текст] / Н.А. Гордеенко, В.В. Степакова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 272с.
-
Емельянов, О.Б. Использование метода проектов на уроках технологии [Текст] / О.Б. Емельянов, В.А. Осипов. — Шадринск, — 2003. – 44с.
-
Заенчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация [Текст] / В.М. Заенчик, А.А. Карапчев, В.Е. Шмелев. – М,: Академия. — 2004. — 256 с.
-
Леонтьева, М.Р. Об использовании метода проектов в общеобразовательной области «Технология» [Текст] / М.Р. Леонтьева //Школа и производство. – 2000. — №6. — С. 20 – 22.
-
Лернер, П.С. Учителю об инженерно-техническом проектировании [Текст] / П.С. Лернер // Школа и производство. – 1999. — №2 – С.21-23.
-
Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования [Текст] / Н.В. Матяш // Педагогика. — 2000. — №2(3).
-
Самородский, П.С. Основы разработки творческих проектов [Текст] / П.С. Самородский. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. – 1995. – 220с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст]: учеб. для 5 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Просвящение. — 1998. – 176с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 6 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 1998. – 168с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 7 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2001. – 192с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 8 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 240с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 9 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 288с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 10 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2001. – 288с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 11 кл. / В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 192с.
-
Симоненко, В.Д. Творческие проекты учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ [Текст] / В.Д. Симоненко. – Брянск. Научно-методический центр «Технология», 1996. — 238 с.
-
Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков [Текст] / Ю.С. Столяров. – М.: Просвящение. — 1986. – 128с.
-
Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся [Текст] / Ю.С. Столяров, Д.М. Комский. – М.: Просвящение. — 1989. – 223с.
-
Уколова, А.М. Организация проектной деятельности обучающихся [Текст] / А.М. Уколова. – Курган. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. — 2005.-112с.
-
Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы. — 1998. — № 3. – С. 31 – 36.
-
Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы. – 1998. — № 4. — С. 28 – 34.
-
Янковский, Б.Г. Учить творчеству [Текст] / Б.Г. Янковский, А.В. Гордеев // Школа и производство. – 1999. — №3 – С.22-32.