Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дедовичская средняя школа № 1»

Урок профильного труда 9 класс

Учитель Алексеева С.Д.

Тема: Изготовление поздравительной открытки

Цели: отрабатывать навыки вязания крючком; повторить и закрепить знания о празднике «День Защитника Отечества; познакомить с историей возникновения поздравительной открытки; развивать мелкую моторику рук, творческие возможности учащихся; воспитывать чувство патриотизма, усидчивость, трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, эстетический, художественный вкус.

Оборудование: цветной картон – основа открытки, заготовки лепестков из атласных лент, цепочек для оформления открытки, клей, ножницы, клеенки на столы (рабочие места), набор открыток разных лет, открытка-образец, «Толковый словарь» Ожегова, компьютер.

  1. Организационный момент.

  2. Оглашение темы и цели урока.

  3. Вступительная часть.

  1. Как и почему появилась традиция отмечать праздник «День Защитника Отечества»

Сегодня 18 февраля. Мы находимся в преддверии праздника, который будем отмечать 23 февраля. Какой это праздник?

— Это «День Защитника Отечества».

— Правильно! Молодец! Всего 3 года отделяют нас от того дня, когда мы будем в 100-й раз отмечать этот праздник. Т.Е. все началось в начале 1918 года. Вот как это было:

Ученица:

— В начале ноября 1917 года в России большевики совершили революцию и пришли к власти. В то время шла первая мировая война. Солдаты стали покидать свои части и расходиться по домам. Перед новой властью встал вопрос о защите страны от немецких кайзеровских захватчиков. Поэтому 28 января 1918 года был издан декрет (приказ) о создании Красной Армии. Началась активная мобилизация, и, вновь созданные, части красноармейцев отправлялись на фронт.

23 февраля под Псковом и Нарвой впервые эти части красноармейцев одержали победу. В честь этой победы день 23 февраля стали отмечать как День Красной Армии. Еще много раз приходилось нашим воинам становиться плечом к плечу на защиту своего Отечества, своей Родины, и каждый раз они с честью выходили из сражений, побеждая врагов. Поэтому в наше время всех мужчин мы поздравляем с Днем Защитника Отечества.

Учитель: Как правило, в этот праздник принято поздравлять всех военных и всех мужчин от мала до велика, дарить им подарки.

Ученица:

Раз два, три, четыре, пять —
Будем папу поздравлять,
День Защитника настал!
Пожеланий — просто шквал:
РАЗ- болезней век не знать,
Чтоб здоровьем щеголять.
ДВА — работы без тревог,
А на ТРИ — зарплаты в срок.
На ЧЕТЫРЕ — светлых дней,
Добрых, преданных друзей;
Никогда их не терять…
Уваженьем процветать!
А на ПЯТЬ — любви большой,
С Днём Защитника, герой!!!

Н. Самоний

Учитель: В любое время особо ценными считаются подарки, сделанные своими руками. Самое малое, что можно сделать – это изготовить открытку.

Но прежде, чем мы начнем ее изготовление, послушайте историю возникновения открытки. (слайд 1 ).

Ученик: Если посмотреть «толковый словарь» Ожегова

Открытка:
1. Почтовая карточка для открытого (без конверта) письма. Поздравительная открытка, открытка с извещением о чём-нибудь.
2. Карточка такого же формата с художественным изображением. Альбом открыток. Коллекция открыток (прил. открыточный, -ая, -ое. (слайд 2).

Учитель: Итак, открытка – это открытое письмо. Возникновение открытки не имеет точной даты рождения. Процесс этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный сегодня вид. Однако уже конец XIX века оставил нам немалое число прекрасных образцов данного жанра, и потому это время вполне обоснованно можно назвать периодом расцвета искусства открытки. Но первые упоминания о том, что можно пересылать по почте карточки «открытые для всякого» были еще в 1777 году в «Парижском почтовом альманахе». С одной стороны карточки имели гравированные изображения. Рисунки непосредственно на самих почтовых карточках впервые появились в Англии, где в начале XIX века широко распространился обычай рассылать поздравительные рождественские карточки, первая из которых была создана в 1794 году художником Добсоном и представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и семейства, расположившегося около елки. (слайд 3).

Одна из версий появления иллюстрированных почтовых карточек, очень близких к современному варианту, связана с событиями франко-прусской войны. Произошло это зимой 1870 года, когда французская армия, насчитывавшая около 40000 солдат, была сосредоточена в маленьком городке Конли в Бретани. Вскоре для солдат не хватило конвертов и бумаги для отправляемых писем. Тогда продавец книг Леон Бенардо решил использовать для этой цели имевшийся на складе картон. Он нарезал его и пустил в продажу. (слайд 4).Случайно ему попались листы, на которых были изображены солдатские рисунки и карикатуры. Эта идея ему понравилась, и сообразительный книготорговец придумал патриотическую виньетку, украсив ею открытки. Успех затеи оказался настолько велик, что Бенардо в том же году выпустил еще одну открытку, посвященную армии и флоту. (слайд 5) .Кроме названных, он был автором и издателем еще восьми открыток, имевших отношение к франко-прусской войне. Среди авторов первых открыток упоминается гравер по меди Франц Рорих. В частности, ему принадлежит карточка с видом Женевского озера, которая была выпущена в Цюрихе в 1872 году. Это была так называемая видовая открытка, которая благополучно существует и сегодня.

Первыми в истории появились поздравительные открытки. Так, самой ранней открыткой, дошедшей до нас, является «валентинка». Такую поздравительную карточку хранит Британский музей в Лондоне, она датирована 15 веком. (слайд 6 ).

В России поздравительные карточки появились в конце XIX века. Одна из наиболее ранних была создана в 1872 году. (слайд 7 ) Среди первых русских издательств, выпускавших иллюстрированные открытки в России, следует назвать «Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны», более известный под названием «Община святой Евгении». Эта организация сыграла исключительную роль в становлении и развитии отечественной открытки в начале XX века. Издательской группой Общины святой Евгении первая открытка была выпущена в 1892 году. (слайд 8).

Сейчас наметилась новая страница истории. Открытки редко отправляют по почте: для связи имеются новые и оперативные средства. Однако открытки часто дарят лично. Поэтому большое распространение получили открытки, сделанные своими руками. (слайд 9).

Выводы:

1. Поздравительная открытка является одной из составляющих каждого праздника. Ее дарят их своим друзьям и родным и получают в подарок.

2. За время существования открытки менялись способы передачи поздравлений: от почтовых во времена наших бабушек и дедушек до более новых и оперативных – интернет и СМС-поздравлений современного поколения. (слайд 10).

3. Поздравительные открытки служат проводником самых светлых чувств – любви, уважения, признательности. Поэтому неудивительно, что многие делают открытки своими руками, вкладывая в них частичку своей души. (слайд 11).

На Западе существует наука – ДЕЛТИОЛОГИЯ, которая изучает историю, символику открыток. Однако это не приближает нас к разгадке главного секрета открытки – того, что позволяет этому маленькому кусочку картона быть необходимым в нашей жизни. Но разгадка и не нужна. (слайд 12).

ПРОСТО ДАРИТЕ РАДОСТЬ

СВОИМ РОДНЫМ И БЛИЗКИМ! (слайд 13).

Вы видели в презентации какими были открытки. У нас на стенде выставка открыток, среди которых есть и «старые» 20 – 30-ти летней давности, и новые, и те, которые вы сделали сами.

  1. Основная часть: Изготовление открытки.

Вот вам и предстоит изготовить открытку по образцу с использованием заготовленных цепочек, вывязанных вами на предыдущих уроках. Работайте аккуратно, соблюдая правила безопасности при работе с клеем, крючком и ножницами.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Не спешите, но и не тратьте время в пустую. В конце урока ваши новые работы займут свое место на нашей выставке.

Самостоятельная работа учеников. Помощь учителя по мере необходимости. (тихо звучит музыка, на экране демонстрируется слайд-шоу из фотографий учеников за работой и их работ).

Этапы работы (заготовки сделаны на предыдущих уроках)

1 этап

Обрамление рамкой открытки. ( уже выполнен на предыдущем уроке).

2 этап

Предварительное расположение «букета цветов» на открытке.

3 этап

Поочередное приклеивание: Цветов, стебельков, листочков.

4 этап

Изготовление крючком завершающей цепочки из воздушных петель для «букета».

5 этап

Приклеивание этой цепочки. Декорирование (надпись).

По окончании работы ученики выставляют свои открытки на выставку, приводят в порядок свое рабочее место.

  1. Подведение итогов.

Взамооценивание, оценки за урок. При желании учеников они говорят для кого изготовили открытку.

Урок окончен. СПАСИБО за работу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here