Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дедовичская средняя школа № 1»
Урок профильного труда 9 класс
Учитель Алексеева С.Д.
Тема: Изготовление поздравительной открытки
Цели: отрабатывать навыки вязания крючком; повторить и закрепить знания о празднике «День Защитника Отечества; познакомить с историей возникновения поздравительной открытки; развивать мелкую моторику рук, творческие возможности учащихся; воспитывать чувство патриотизма, усидчивость, трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, эстетический, художественный вкус.
Оборудование: цветной картон – основа открытки, заготовки лепестков из атласных лент, цепочек для оформления открытки, клей, ножницы, клеенки на столы (рабочие места), набор открыток разных лет, открытка-образец, «Толковый словарь» Ожегова, компьютер.
-
Организационный момент.
-
Оглашение темы и цели урока.
-
Вступительная часть.
-
Как и почему появилась традиция отмечать праздник «День Защитника Отечества»
Сегодня 18 февраля. Мы находимся в преддверии праздника, который будем отмечать 23 февраля. Какой это праздник?
— Это «День Защитника Отечества».
— Правильно! Молодец! Всего 3 года отделяют нас от того дня, когда мы будем в 100-й раз отмечать этот праздник. Т.Е. все началось в начале 1918 года. Вот как это было:
Ученица:
— В начале ноября 1917 года в России большевики совершили революцию и пришли к власти. В то время шла первая мировая война. Солдаты стали покидать свои части и расходиться по домам. Перед новой властью встал вопрос о защите страны от немецких кайзеровских захватчиков. Поэтому 28 января 1918 года был издан декрет (приказ) о создании Красной Армии. Началась активная мобилизация, и, вновь созданные, части красноармейцев отправлялись на фронт.
23 февраля под Псковом и Нарвой впервые эти части красноармейцев одержали победу. В честь этой победы день 23 февраля стали отмечать как День Красной Армии. Еще много раз приходилось нашим воинам становиться плечом к плечу на защиту своего Отечества, своей Родины, и каждый раз они с честью выходили из сражений, побеждая врагов. Поэтому в наше время всех мужчин мы поздравляем с Днем Защитника Отечества.
Учитель: Как правило, в этот праздник принято поздравлять всех военных и всех мужчин от мала до велика, дарить им подарки.
Ученица:
Раз два, три, четыре, пять —
Будем папу поздравлять,
День Защитника настал!
Пожеланий — просто шквал:
РАЗ- болезней век не знать,
Чтоб здоровьем щеголять.
ДВА — работы без тревог,
А на ТРИ — зарплаты в срок.
На ЧЕТЫРЕ — светлых дней,
Добрых, преданных друзей;
Никогда их не терять…
Уваженьем процветать!
А на ПЯТЬ — любви большой,
С Днём Защитника, герой!!!
Н. Самоний
Учитель: В любое время особо ценными считаются подарки, сделанные своими руками. Самое малое, что можно сделать – это изготовить открытку.
Но прежде, чем мы начнем ее изготовление, послушайте историю возникновения открытки. (слайд 1 ).
Ученик: Если посмотреть «толковый словарь» Ожегова
Открытка:
1. Почтовая карточка для открытого (без конверта) письма. Поздравительная открытка, открытка с извещением о чём-нибудь.
2. Карточка такого же формата с художественным изображением. Альбом открыток. Коллекция открыток (прил. открыточный, -ая, -ое. (слайд 2).
Учитель: Итак, открытка – это открытое письмо. Возникновение открытки не имеет точной даты рождения. Процесс этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный сегодня вид. Однако уже конец XIX века оставил нам немалое число прекрасных образцов данного жанра, и потому это время вполне обоснованно можно назвать периодом расцвета искусства открытки. Но первые упоминания о том, что можно пересылать по почте карточки «открытые для всякого» были еще в 1777 году в «Парижском почтовом альманахе». С одной стороны карточки имели гравированные изображения. Рисунки непосредственно на самих почтовых карточках впервые появились в Англии, где в начале XIX века широко распространился обычай рассылать поздравительные рождественские карточки, первая из которых была создана в 1794 году художником Добсоном и представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и семейства, расположившегося около елки. (слайд 3).
Одна из версий появления иллюстрированных почтовых карточек, очень близких к современному варианту, связана с событиями франко-прусской войны. Произошло это зимой 1870 года, когда французская армия, насчитывавшая около 40000 солдат, была сосредоточена в маленьком городке Конли в Бретани. Вскоре для солдат не хватило конвертов и бумаги для отправляемых писем. Тогда продавец книг Леон Бенардо решил использовать для этой цели имевшийся на складе картон. Он нарезал его и пустил в продажу. (слайд 4).Случайно ему попались листы, на которых были изображены солдатские рисунки и карикатуры. Эта идея ему понравилась, и сообразительный книготорговец придумал патриотическую виньетку, украсив ею открытки. Успех затеи оказался настолько велик, что Бенардо в том же году выпустил еще одну открытку, посвященную армии и флоту. (слайд 5) .Кроме названных, он был автором и издателем еще восьми открыток, имевших отношение к франко-прусской войне. Среди авторов первых открыток упоминается гравер по меди Франц Рорих. В частности, ему принадлежит карточка с видом Женевского озера, которая была выпущена в Цюрихе в 1872 году. Это была так называемая видовая открытка, которая благополучно существует и сегодня.
Первыми в истории появились поздравительные открытки. Так, самой ранней открыткой, дошедшей до нас, является «валентинка». Такую поздравительную карточку хранит Британский музей в Лондоне, она датирована 15 веком. (слайд 6 ).
В России поздравительные карточки появились в конце XIX века. Одна из наиболее ранних была создана в 1872 году. (слайд 7 ) Среди первых русских издательств, выпускавших иллюстрированные открытки в России, следует назвать «Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны», более известный под названием «Община святой Евгении». Эта организация сыграла исключительную роль в становлении и развитии отечественной открытки в начале XX века. Издательской группой Общины святой Евгении первая открытка была выпущена в 1892 году. (слайд 8).
Сейчас наметилась новая страница истории. Открытки редко отправляют по почте: для связи имеются новые и оперативные средства. Однако открытки часто дарят лично. Поэтому большое распространение получили открытки, сделанные своими руками. (слайд 9).
Выводы:
1. Поздравительная открытка является одной из составляющих каждого праздника. Ее дарят их своим друзьям и родным и получают в подарок.
2. За время существования открытки менялись способы передачи поздравлений: от почтовых во времена наших бабушек и дедушек до более новых и оперативных – интернет и СМС-поздравлений современного поколения. (слайд 10).
3. Поздравительные открытки служат проводником самых светлых чувств – любви, уважения, признательности. Поэтому неудивительно, что многие делают открытки своими руками, вкладывая в них частичку своей души. (слайд 11).
На Западе существует наука – ДЕЛТИОЛОГИЯ, которая изучает историю, символику открыток. Однако это не приближает нас к разгадке главного секрета открытки – того, что позволяет этому маленькому кусочку картона быть необходимым в нашей жизни. Но разгадка и не нужна. (слайд 12).
ПРОСТО ДАРИТЕ РАДОСТЬ
СВОИМ РОДНЫМ И БЛИЗКИМ! (слайд 13).
Вы видели в презентации какими были открытки. У нас на стенде выставка открыток, среди которых есть и «старые» 20 – 30-ти летней давности, и новые, и те, которые вы сделали сами.
-
Основная часть: Изготовление открытки.
Вот вам и предстоит изготовить открытку по образцу с использованием заготовленных цепочек, вывязанных вами на предыдущих уроках. Работайте аккуратно, соблюдая правила безопасности при работе с клеем, крючком и ножницами.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Не спешите, но и не тратьте время в пустую. В конце урока ваши новые работы займут свое место на нашей выставке.
Самостоятельная работа учеников. Помощь учителя по мере необходимости. (тихо звучит музыка, на экране демонстрируется слайд-шоу из фотографий учеников за работой и их работ).
Этапы работы (заготовки сделаны на предыдущих уроках)
1 этап
Обрамление рамкой открытки. ( уже выполнен на предыдущем уроке).
2 этап
Предварительное расположение «букета цветов» на открытке.
3 этап
Поочередное приклеивание: Цветов, стебельков, листочков.
4 этап
Изготовление крючком завершающей цепочки из воздушных петель для «букета».
5 этап
Приклеивание этой цепочки. Декорирование (надпись).
По окончании работы ученики выставляют свои открытки на выставку, приводят в порядок свое рабочее место.
-
Подведение итогов.
Взамооценивание, оценки за урок. При желании учеников они говорят для кого изготовили открытку.
Урок окончен. СПАСИБО за работу.