Предмет: Технология. 6 класс (мальчики).

Раздел программы: Технология обработки древесины

Урок 9Повторение и обобщение пройденного материала. Ознакомление учащихся с историей народной игрушки.

Урок 10 — Изготовление сувениров из отходов лесоматериалов.

Тема: Изготовление сувениров из отходов лесоматериалов.

Цель: Обеспечить в ходе урока повторение и обобщение пройденного материала, ознакомить учащихся с историей народной игрушки. Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности; научить изготавливать игрушки-сувениры из природных материалов, формирование умений и навыков работы с инструментом. Способствовать развитию нравственных, эстетических качеств личности.

Оснащение: столярный инструмент, столярный верстак, деревянные заготовки, спилы лесоматериалов, лак, кисточки, клей ПВА, выжигатель, средне-зернистая шкурка; мультимедийное оборудование.

Технологическая карта урока с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Комментарий хода урока

Время

Номер слайда

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктив-ные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

1.Организационный момент: приветствие, вступительное слово учителя

5мин

Внимание

2. Вводная часть. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности.

5мин

1

Внимание, память

Рефлексивность

Аргументированность

Точность речи

Активность

3 Проверка знаний

5-7 мин.

2,3

Внимание, память

Активность, коммуникативная культура, мышление, точность речи

4. . Изложение программного материала. ТБ. Практическая часть

65-70

мин

4-16

Внимание, память

Активность

Коммуник. культура

Культура эмоций

Аргументированность

Рефлексивность

Мышление

Любознательность

5.Заключительная часть урока

5-7 мин

Внимание

Аргументированность

Коммуник. культура

Культура эмоций

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

1.Ввод учащихся в мастерскую.

2.Приветствие учащихся;

3.Контроль посещаемости;

4.Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Вводная часть:

Педагог объявляет тему занятия и дает краткое описание того, что ждет ребят на занятии, и главное, каковы его цель и задачи

  1. Повторение пройденной темы: “Строение дерева”.

Работа с терминами.

Древесина – ткань растений, состоящая из клеток с одревесневшими стенками. Широко используется как конструкционный материал.

Заготовка – предмет производства, из которого изменением формы, размеров, шероховатости поверхности и свойств материала изготавливают деталь.

Изделие – предмет или совокупность предметов, подлежащих изготовлению.

Основные виды изделий – это детали, сборочные единицы и комплекты.

  1. Какие породы деревьев используются для изготовления мебели?

  2. Чем отличается древесина от дерева?

  3. Из каких частей состоит древесина?

  4. Для чего сушат древесину?

III.  Изложение нового материала: “Игрушка – сувенир”.

1. История народной игрушки.

Знакомство с некоторыми видами народных игрушек, выполненных из дерева, глины, ткани. Игрушка – это часть культуры народа, она возникла очень давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек. Поэтому мастера вкладывали в образ игрушки, всю свою фантазию, выдумку, изобретательность.

Особое внимание заслуживает деревянная игрушка. В северных русских деревнях, игрушки “лесовики” делали из шишек, мха, бересты. Деревянные игрушки были подлинными произведениями искусства. Всеобщей любовью пользуется богородская игрушка. Произведение богородчан не свойственны фантастические образы, их заменяют вполне реалистичные изображения барынь, сцены из крестьянской жизни, фигурок зверей, животных и птиц. Раскрашены они в два – три цвета красный, желтый, синий, реже – зеленый.

Знаменитые матрешки, вставляющие одна в одну. Интересна, история появления матрешки в России. Наверно, вы думаете, что этой игрушке лет двести, триста и более того? Нет, матрешка молода. Ей всего сто десять лет. В 1870 году в Подмосковье, к мастерам по дереву попала японская деревянная фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Игрушка была не простая, а разборная. Она состояла из нескольких фигурок, вставленных одна в другую. Мастерам понравилась заморская диковинка, однако они не стали тиражировать семью Фукурума, а создали вместо этого куда более привлекательный хоровод “русских красавиц” в ярких нарядах.

Поскольку первая игрушка изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках, то окрестили ее “матрешкой” соответственно крестьянскому обличию. Сегодня народная игрушка входит в нашу жизнь, как одно из ярких явлений декоративно-прикладного искусства, как сувенир, украшение интерьера. Показ образцов игрушек. Слайд 5

В настоящее время в такие игрушки не играют. Их производят как сувениры.

2. Изготовление сувениров из отходов лесоматериалов.

Для изготовления игрушек никогда не существовало специального поделочного материала. Возникновение и развитию многочисленных промыслов игрушки на территории нашей страны способствовали разнообразные условия, в первую очередь легкодоступное сырье – глина, лесоматериал, шишки, береста.

Для выполнения игрушки-сувенира нужно напилить спилы деревьев. Данный материал интересен своей фактурой и рисунком. Лесоматериал должен быть сухим, напилен не более 5мм толщиной, различного диаметра. Можно напилить спилы наискосок, хорошо смотрятся спилы с корой. Прежде, чем приступить к изготовлению игрушки, сувенира, нужно задумать будущую игрушку.

Для того чтобы фантазия заработала, показываются слайды с образцами работ. Зарисовка будущей игрушки дает возможность лучше представить общий вид модели, пропорции, помогает понять конструкцию, расположение деталей, развивает фантазию в художественном оформлении игрушки. Потом подбираются подходящие спилы будущей игрушки. Спилы обрабатываются напильником, потом шкуркой, склеиваются клеем ПВА детали (спилы). Выжигаются готовые изделия, если это нужно, например, некоторые детали как глаза, усы и т.д. Чтобы предотвратить поверхность изделий от влаги и повреждений, их необходимо лаком.

3. Практическая работа. Изготовление игрушек, сувениров из отходов лесоматериалов.

  1. Повторение техники безопасности при работе с режущими инструментами, при ручной обработке дерева.

  2. Вводный инструктаж. Объяснение учителя, как лучше использовать спилы, с чего начать. Зарисовка будущего изделия. Как пользоваться заготовками.

  3. Учащихся раскладывают по деталям задуманную игрушку-сувенир (показ учителю).

  4. Обработка каждой детали (спилов) напильником, шкуркой.

  5. Сборка и склеивание деталей.

  6. Лакирование и отделка готового изделия.

4. Заключительная часть урока.

Заканчивая беседу, обращается внимание на общие принципы, роднящие народную и современную игрушку. Главные из них – это простота форм, декоративность, праздничность, чувство материала. Традиция народного искусства продолжают жить и развиваться, наиболее ценные черты народной игрушки – яркая образность, добродушный юмор.

Учитель подводит итоги практической работы.

Выставление оценок.

Уборка рабочих мест и помещения мастерских.

Литература:

  1. Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство в школе» 1981 г.

  2. Байгутдинов Н.М. «Сделай сам» 1992 г.

3.Мещеряков, А. Ф. Создание интерактивных медиа пособий. Учебно-методическое пособие / А. Ф. Мещеряков. – Томск.: ТОИПКРО, 2007.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here