-
Безрукова Ольга Анатольевна
-
КУ «Нефтеюганская коррекционная общеобразовательная школа — интернат VIII вида»
-
Учитель профильного труда
Тема урока : Гербарий и его назначение
Цель урока: раскрытие понятия сущности понятия «гербарий».
Задачи:
образовательная — обеспечить усвоение учащимися понятия «гербарий»
развивающая — способствовать приобретению опыта освоения научной картины мира, ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде.
воспитательная — формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Тип урока -урок изучения нового
Методы: беседа, демонстрация, метод организованного самостоятельного обучения, метод «action learning» («обучение действием»).
Формы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: гербарии; гербарный набор; картина, панно, закладка для книг из листьев
Методическое обеспечение:электронная презентация, тест
Основные термины и понятия : гербарий, этикетка, гербарный набор
Основные знания:Гербарий – это коллекция засушенных растений. Гербарий собирают с целью составлении флоры (списка видов) какой-либо территории; для выявления ареалов (областей произрастания) видов; при описании новых видов, в учебных и демонстрационных целях. Для сбора гербария необходимо специальное оборудование. Существуют специальные правила выбора растений для гербария.
Ход урока
Этапы | Содержание | Используемые методы и приемы | Ожидаемый результат | |
1 | Организация начала занятия | Прозвенел звонок веселый. |
Использование стихотворных текстов. | Внешний вид учащихся, санитарное состояние кабинета, наличия учебных принадлежностей соответствуют требованиям. Настроение обучающихся позитивное. |
2 | Подготовка к основному этапу занятия | а) Обучающимся, воспитанникам предлагается внимательно рассмотреть гербарии, обратить внимание на имеющиеся записи – этикетки, ответить на вопросы. -Встречались ли вам раньше подобные коллекции? Как называются? Для чего предназначены, как выполнены? б) Обучающимся предлагается познакомиться с декоративными панно, закладкой для книг и картиной, выполненными из листьев. | Беседа
Демонстрация | Обеспечена мотивация, учащимися принята цель учебно-познавательной деятельности. Актуализированы опорные знания и умения.
|
3 | Усвоение новых знаний и способов действий
| а) Обучающиеся самостоятельно переписывают из учебника определение гербария. б) Учащиеся получают этикетки различных растений из гербария. Рассматривают, делают выводы о том, какая информация в ней содержится. в) Учитель комментирует содержание гербарного набора и предназначением содержимого, демонстрирует приемы использования, предварительно выслушивая предположения учащихся: (гербарная сетка, гербарная папка, копалка, бумага для этикеток, нож, фильтровальная бумага, вата). Учащиеся по ходу знакомства записывают содержание набора в тетрадь. г) Демонстрируется фрагменты учебного фильма «Все о гербарии» («Как правильно собирать растения для гербария» и «Как правильно засушить растения для гербария?») После просмотра идет обсуждение увиденного. | Метод организованного самостоятельного обучения.
Практическая работа.
Метод «action learning» («обучение действием»)
Демонстрация видео | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения |
4 | Первичная проверка понимания | Коллективное тестирование. (Тест в бумажном варианте выдается каждому учащемуся, тестовые задания поочередно появляются на экране и выполняются после обсуждения). | Тестирование | Установлена правильность и осознанность усвоения нового учебного материала, выявлены пробелы и неверные представления, проведена их коррекция. |
5 | Закрепление нового материала | а) Упражнения 1.Выделить слова или словосочетания , обозначающие предметы из гербарного набора : гербарная клетка, гербарная папка, копалка, бумага для этикеток, нож, ложка, фильтровальная бумага, марля. 2)Вставить пропущенные слова: Гербарием называется коллекция ……….растений. Бутоны сушат в картонных…………….Растения для гербария лучше с…..часов утра. Растения из Красной книги в гербарий собирать …….. 3)Заполнить этикетку на листья деревьев с нашего участка , пользуясь « Определителем растений» и бланком этикетки. б) Изучаются правила для юного собирателя гербариев (на слайде):
осторожно расправлены, при этом не изогнуты.
как можно скорее, чуть теплым утюгом, умеренно прижав прессом. 4.Хранить следует всегда на листе [в полную величину], только одно [растение] на странице. 5.Род растения надписывается сверху. 6.Вид и [его] история указываются на обороте. 7.Растения одного и того же рода вкладываются [вместе] в пачку. 8.Растения располагаются согласно системе. | Упражнение, демонстрация, практикум . | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применение в измененной ситуаций. |
6 | Подведение итогов занятия, выставление оценок | Какова тема и цель сегодняшнего занятия? Какие новые понятия сегодня изучали? Дайте определение гербария? Зачем нужна этикетка каждому предмету из коллекции засушенных растений? Какая информация помещается на этикетке? Что содержит гербарный набор? Как отбираются растения для гербария? Как засушить растения (в бумаге под прессом, с помощью утюга, глицерина, микроволновки, клея, денатурированного спирта) ? Как засушить бутоны растений? Как вы собираетесь использовать полученные знания? | Создание условий для рефлексии. Беседа. | Проведен анализ и оценка успешности достижения цели, запланированы перспективы последующей работы.
Проведена самооценка и оценка знаний и работы учащихся на уроке |
7 | Информация о домашнем заданий, инструктаж по его выполнению | Чтение и пересказ записей в тетраде. Для желающих – творческое задание: из сушенных листьев составить картину по предложенным эскизам или по собственному. | Проектный метод
| Обеспечено понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проведена проверка соответствующих записей. Учащиеся запланировали создание проектного продукта. |