3 класс
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД.
Содержание программы «Художественный труд» представлено в программе в виде следующих разделов.
Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги; предполагает овладение опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе освоения традиционной и современной технологии художественной обработки бумаги, применения средств художественной выразительности в декоративно-прикладных работах (силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство).
Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани; предполагает овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел: ручного узорного ткачества, ручной набойки, лоскутного шитья, вышивки, знакомит с доступной учащимся начальной школы технологией выполнения элементов традиционного костюмного комплекса.
Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов. Овладение опытом практической деятельности осуществляется в процессе создания художественных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из бересты, соломки, глины и др. на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).
Ведущая тема года. ЧТО КРАЙ, ТО ОБЫЧАЙ, ЧТО НАРОД, ТО И МАСТЕРСТВО.
Работа с бумагой.
Развитие эстетического восприятия изделий из белой и цветной бумаги, произведений декоративно-прикладного и народного искусства.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с бумагой: бумага (ватман, обойная, тонированная) и картон; инструменты и материалы для скрепления (ножницы, шило, циркуль, бокорезы, клей ПВА, проволока); способы технологической обработки бумаги: прокалывание, скручивание; многократное прямолинейное складывание под углом (радиальное) — гофрирование; сквозное вырезывание на многократно сложенной заготовке; формирование сложных модулей из бумажной ленты; плетение из полос — «косичка»; склеивание; оригами; аппликация; работа по технологической карте; простейшие базовые формы техники оригами (блин, змей, двойной квадрат); чтение условных обозначений (вырезать, сложить и расправить, склеить, складка «молния», повернуть в одной плоскости, перевернуть на другую сторону, выгнуть наружу, вогнуть внутрь, проколоть, подумать). Развитие знаний о культуре работы с бумагой, картоном, готовыми вспомогательными формами; правила организации рабочего места. Приемы выбора бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по шаблону, по сгибу, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократно. Выполнение разнообразных плоских и объемных изделий из бумаги с помощью приемов складывания, оригами, художественного вырезывания; аппликации; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; организация выставок творческих работ и экскурсии по ним; коллективная оценка результатов работы.
Формирование трудового опыта в процессе:
конструирования из бумаги. Виды конструирования из бумаги: воздушные конструкции в технике оригами — колокольчики и птицы; плавающие конструкции по мотивам традиционной русской ладьи; объемное конструирование из полос картона (по мотивам традиционной щепной игрушки); куклы в народных костюмах на основе цилиндра и конуса с деталями в технике многократного прямолинейного складывания под углом, сквозного вырезывания из многократно сложенной заготовки; прокалывание, скручивание; формирование сложных модулей из бумажной ленты; плетение из полос — «косичка»; аппликация; конструирование с включением готовых вспомогательных форм: сосуды (по мотивам традиционной гжельской майолики); домик для птиц с деталями в технике художественной вырезанки (по мотивам традиционной резьбы по дереву); ларцы-теремки с деталями в технике художественной вырезанки (по мотивам кованого металлического декора); архитектурная постройка — терем (по мотивам традиционной теремной архитектуры);
моделирования из бумаги и готовых вспомогательных форм: динамическая игрушка по мотивам традиционной богородской деревянной игрушки;
изготовления изделий из бумаги и картона: поднос (тонкий картон) (по мотивам жостовских традиционных изделий); светец (по мотивам традиционных металлических светцов);
составления декоративных композиций: в технике художественной вырезанки (по мотивам народных вырезанок); рельефное панно (по мотивам костюма и снаряжения русских богатырей).
Работа с тканью.
Развитие эстетического восприятия изделий из текстильных материалов, произведений народного декоративно-прикладного искусства — узорных тканых изделий, народного костюма, тамбурной вышивки, лоскутного шитья из полос.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с текстильными материалами. Традиционные способы выполнения узорной ткани (сравнение технологий набойки, узорного ткачества, вышивки); производство тканей, переплетение нитей в тканях (полотняное, саржевое, шелковое); нитки для ткачества (сравнение с нитями для шитья и вышивки); инструменты и приспособления для ручного узорного ткачества (дощечки), для набойки (манеры); их устройство, приемы изготовления; приемы декора ткаными и набивными узорами, тамбурной вышивкой предметов быта, народного костюма. Конструирование изделий по технологической карте; организация рабочего места; предварительное планирование работы по технологической карте; сотрудничество при выполнении коллективных работ; самоконтроль, самостоятельная оценка работы.
Формирование трудового опыта в процессе:
ознакомления с традиционным узорным ткачеством. Узорное ткачество на дощечках — традиционное народное искусство и ремесло. Красота и практическое назначение тканых изделий (пояса-обереги). Цветовая гамма, форма и ритм узоров тканых поясов в северном и южном народном костюме. Устройство и приемы изготовления приспособления для узорного ткачества — дощечек. Выбор материалов: толстые цветные нити (шерстяные, хлопчатобумажные). Освоение простейшего приема ткачества поясов из нитей 2—3 цветов на двух дощечках. Изготовление пояса или закладки. Оформление изделия кисточками и помпонами;
ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и народной одежде. Особенности колорита, сюжеты и образы вышивки различных регионов России. Изделия народных мастеров родного края. Традиционная вышивка тамбурным швом («цепочка», «петля с прикрепом»); мотивы и колорит тамбурной вышивки; композиция вышивки на изделии (салфетка, украшенная тамбурной вышивкой «цепочка», «петля с прикрепом» по мотивам традиционной вышивки скатертей, полотенец). Оформление краев салфетки бахромой;
ознакомления с лоскутной техникой. Лоскутное шитье — традиционный вид домашнего рукоделия в разных регионах России; использование различных техник лоскутного шитья в творчестве современных мастеров. Цветовая гармония, символика цвета и технологические приемы выполнения квадратов-модулей. Лоскутное шитье из полос (способы «изба», «колодец»). Приемы выделения зрительного центра, достижения эффекта объема в лоскутном квадрате-модуле. Конструирование салфетки, прихватки или лоскутного коврика (коллективное панно) из квадратов-модулей на основе традиционных мотивов «колодец» или «изба». Соединение деталей при помощи шва «за иголку», окантовка края изделия прямой тесьмой;
ознакомления с искусством текстильного коллажа. Выбор материалов для коллажа. Приемы проектирования многоцветной композиции из лоскута в технике коллажа из набивных тканей (коллективного панно). Использование лент, тесьмы и других материалов для оформления панно на тему «Мое лето».
Работа с пластичными материалами.
Развитие эстетического восприятия керамических изделий — произведений народного декоративно-прикладного искусства: гончарных изделий, фигурных сосудов скопинских мастеров.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с глиной (пластилином). Сравнение свойств различных пластичных материалов; современный пластичный материал — пластика, ее свойства, приемы работы с пластикой; приспособления для лепки из пласта — готовые формы (пластиковые баночки, стаканчики); приемы раскатывания пласта глины, разметки деталей с помощью прокатывания и отпечатывания готовой формы; выполнение сосуда сложной формы путем соединения нескольких частей; способы декора сосуда-образа; приемы украшения сосудов-образов лепным декором (декоративными налепами, отпечатками); организация рабочего места; предварительное планирование работы по технологической карте; сотрудничество при выполнении коллективных работ; самоконтроль, самостоятельная оценка работы.
Формирование творческого опыта в процессе конструирования из пластичных материалов: сосуды-образы по мотивам скопинской керамики на основе изученных приемов лепки.
Работа с природными материалами.
Развитие эстетического восприятия изделий из природных материалов, произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества из бересты, соломки. Коврики-циновки в творчестве народных мастеров России, Японии, Вьетнама, Китая, Киргизии. Изделия из бересты народных мастеров северных областей России и Сибири: кузовки, корзинки, туеса, хлебницы, обувь, украшения.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с природными материалами. Овладение приемами обработки природных материалов: подготовка соломы, травы, бересты к конструированию и плетению. Соломка (блеск, теплый цвет, легкость), ее свойства (гибкость, пластичность); стебли трав как материал для конструирования бытовых изделий и украшений; береста как материал для плетения, ее свойства (гибкость, пластичность, прочность). Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Организация рабочего места; предварительное планирование работы по технологической карте; сотрудничество при выполнении коллективных работ; самоконтроль, самостоятельная оценка работы.
Формирование трудового опыта в процессе:
художественной обработки бересты. Приемы выполнения объемных бусинок из бересты способами складывания и плетения. Варианты конструирования украшений из заготовленных берестяных бусинок;
художественной обработки соломки. Салфетка из соломки (стеблей травы). Конструирование из природных материалов по мотивам традиционных восточных циновок; декор соломенных ковриков с помощью вышивки на основе шва «вперед иголку». Подвесные объемные украшения (мобили). Проектирование из природных материалов новогодних украшений из соломки по мотивам традиционных рождественских подвесных конструкций способами связывания и нанизывания; приемы конструирования деталей декора из ниток, тесьмы, соломки (солнышки, подвески, кисточки); приемы сборки изделий из соломки способом связывания, приемы выполнения модулей из соломки в форме октаэдра; приемы сборки и декора подвесных конструкций из одного или нескольких модулей; декорирование изделий кистями, подвесками из нитей, кусочками ткани и цветной бумаги.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс.
В результате изучения художественного труда ученик должен:
знать/понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
• основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
• решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
• выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
• лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
• конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• воспитывать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
• воспитывать положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс.
В результате изучения художественного труда ученик должен:
знать/понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
• основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
• решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
• выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
• лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
• конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• воспитывать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
• воспитывать положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.
Примерное планирование уроков художественного труда в 3 классе.
Тема урока художественного труда. | |
I четверть. Уроки 1—8 | |
Тема четверти: Всяк молодец на свой образец | |
1 | Ситцевое многоцветие. Текстильный коллаж |
2 | Жостовские фигурные… Традиционные формы подносов. Конструирование подноса из бумаги (картона). Приемы складывания, симметричного вырезывания, надрезы, клеевое соединение |
3 | Необычные превращения соломки. Конструирование коврика-циновки из соломки по мотивам традиционных изделий народов мира |
4 | Продолжение темы урока 3. Приемы украшения соломенного коврика цветными нитками |
5 | Лети, лети, бумажный змей! Конструирование змея из бумаги. Прием симметричного вырезывания, клеевое соединение |
6 | Лоскуток к лоскутку. Лоскутное шитье способами «колодец», «изба»: конструирование модулей из полос ткани. Сшивание швом «за иголку». Окантовка изделия прямыми полосками ткани |
7 | Завершение темы урока 6. Коллективная лоскутная композиция из мотивов-модулей |
8 | Гжельская майолика. Конструирование из бумаги по мотивам гжельской майолики. Приемы складывания, симметричного и асимметричного вырезывания, склеивания |
Рекомендуемые для ознакомления в I четверти: произведения изобразительного искусства: М. Нестеров. Осенний пейзаж; Н. Присекин. Прохладно. Вид на Веледниково; А. Курнаков. Дорога на Знаменку; В. Овчаров. Осенний пейзаж; Г. Бочаров. Тайга; А. Бородин. Пейзаж с грибами; А. Герасимов. Пионы; М. Сарьян. Цветы Калаки; А. Дейнека. Гладиолусы с рябиной; А. Осьмеркин. Подсолнухи и рябина; Е. Кругликова. Георгины. Монотипия; И. Машков. Натюрморт с маками и васильками; В. Серов. Яблоки на листьях; З. Серебрякова. Корзина с кабачками; З. Серебрякова. Виноград; В. Рохлин. Натюрморт с геранью; В. Стожаров. Романовский лук; И. Машков. Натюрморт. Тыква; П. Кузнецов. Цветы и дыни; Б. Кустодиев. В трактире; В. Крылов. Чайка; Б. Щербаков. Рожь поспевает; В. Шелков. За полярным кругом; | |
II четверть, уроки 9—16 | |
Тема четверти: Каждому молодцу ремесло к лицу | |
9 | Теремок для пернатых. Конструирование по мотивам теремной архитектуры из картона и упаковочных коробок. Приемы вырезывания, гофрирования, складывания |
10 | Завершение темы урока 9. Украшение терема подзорами, полотенцами и т. п. Приемы симметричного вырезывания из бумаги |
11 | Красна изба столом да скатертью. Вышивание салфетки тамбурным швом, швом «с прикрепом» |
12 | Завершение темы урока 11 |
13 | Куют кузнецы для лучины светцы. Конструирование светца из полос бумаги. Приемы скручивания, складывания, вырезывания, гофрирования, склеивания |
14 | Выковал кузнец сказочный ларец. Конструирование из готовых форм (упаковочные коробки). Украшение резным декором |
15 | Рождественские фантазии. Конструирование из соломки объемных конструкций — подвесок на основе октаэдра |
16 | Завершение темы урока 15 |
Рекомендуемые для ознакомления во II четверти: произведения изобразительного искусства: А. Кравченко. Зима; А. Бородин. Гости; В. Каневский. Снегирь. Синица-пухлячок. Синица-лазоревка; Т. Маврина. Звенигород; Т. Яблонская. Зимний день в Седневе; А. Пластов. Первый снег; А. Малетин. Родина. Мезенские берега; К. Воробьев. Февраль; Н. Гончарова. Московская зима; Т. Шувалова. Автопортрет; Б. Крылов. Вечерний натюрморт; В. Прибытков. Окраина в снегу; Д. Шмаринов. Тройка; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; А. Журавлева. Зима. Екатерина санница. Варвара. Анна зимняя. Месяцеслов; произведения местных художников; | |
III четверть, уроки 17—26 | |
Тема четверти: Всякий портной на свой покрой | |
17 | Тканые узоры. Ткачество на дощечках. Конструирование дощечек из картона, заправка нитей в дощечки, подготовка уточной нити |
18 | Завершение темы урока 17. Приемы тканья поясов (закладок) способами «к себе», «от себя». Отделка кисточками края тканого изделия |
19 | Город белокаменный. Художественное конструирование из бумаги плоскорельефного панно по мотивам традиционной русской архитектуры |
20 | Завершение темы урока 19 |
21 | Защитники земли Русской. Объемное конструирование из бумаги кукол в мужском костюме |
22 | Берестяные бусы. Конструирование из бересты (или бумаги) украшения-оберега |
23 | Богородские потехи. Конструирование из бумаги динамической игрушки по мотивам богородской. Приемы симметричного и асимметричного вырезывания, прокалывания, склеивания |
24 | Завершение темы урока 23 |
25—26 | Красны девицы. Объемное конструирование из бумаги кукол в народном костюме |
Рекомендуемые для ознакомления в III четверти: произведения изобразительного искусства: О. Савостюк. Маша; З. Серебрякова. За завтраком; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; В. Фонеев. Зарайский кремль; В. Астальцев. Даниловский монастырь в Переславле-Залесском; В. Федосеев. Борисоглебск; В. Фонеев. Кирилло-Белозерский монастырь; И. Билибин. Преображенный Китеж. Эскиз декорации; А. Дейнека. Оборона Севастополя; Н. Присекин. Куликовская битва; О. Савостюк, Б. Успенский. Победа. Плакат; Ю. Циркунов. Тревожная группа; Ю. Кугач. Дмитрий Донской; Л. Большакова. Пасхальный натюрморт; Н. Рерих. Весна священная; А. Остроумова-Лебедева. Весенний мотив; З. Шевандронова. Птицы весенние; В. Хлызов. Белые ночи под Тобольском; В. Бялыницкий-Бируля. Весенний день; Т. Маврина. Клусово; У. Тансыкбаев. Моя песня; В. Телин. Родительский день; Л. Малеева. Рязанские девочки; М. Врубель. Девочка на фоне персидского ковра; В. Суриков. Сибирская красавица; Н. Кузнецов. Текстильщицы; Б. Нурали. Портрет Хамеджи; А. Бенуа. Петербургские балаганы. Эскиз декорации; М. Врубель. Царь Берендей. Морской царь. Майолика; М. Врубель. Снегурочка. Эскиз костюма; М. Врубель. Царевна Лебедь; Н. Рерих. Эскиз костюма князя Игоря; А. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова; Н. Рерих. Эскиз костюма девушки; И. Билибин. Юноша. Эскиз костюма; И. Билибин. Царевна-Несмеяна; И. Билибин. Жар-птица; И. Билибин. Стрельчиха перед царем и свитой; | |
IV четверть, уроки 27—34 | |
Тема четверти: Всяк на свой манер | |
27 | Пасхальный сувенир. Изготовление сувенирных колокольчиков (лепка из глины, пластилина или конструирование из бумаги) |
28 — 29 | Цветы России на павловских платках и шалях. Изготовление манер из картона, шнура и других материалов с силуэтами цветов (композиция замкнутого орнамента). Выполнение набойки на ткани (гуашь) |
30 | Встречаем птиц. Конструирование образа птицы. Оригами |
31 | Скопинские фантазии из глины. Лепка (конструирование) сосуда сложной формы на основе комбинирования простых деталей по мотивам скопинской керамики. Декор: рельеф, контррельеф, налепы, оттиски |
32 | Завершение темы урока 31 |
33 — 34 | Мое долгожданное лето. Декоративная рельефная композиция из глины (цветного пластилина). Использование различных приемов лепки. Коллективная работа |
Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти: произведения изобразительного искусства: А. Рылов. Зеленый шум; А. Дейнека. Будущие летчики; А. Герасимов. После дождя; В. Поленов. Московский дворик; И. Машков. Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Н. Дубовской. Закат солнца; Н. Крымов. Утро; И. Айвазовский. Радуга. Черное море; Р. Судковский. Бурное море; А. Рылов. В голубом просторе; Э. Калныньш. Седьмая балтийская регата; А. Алексеев. Пейзаж с чайками; Б. Кустодиев. Купчихи; В. Орешников. Розы; Н. Присекин. Салют Победы; П. Оссовский. Салют Победы. В 1945-м; А. Ушин. Салют Победы. Из серии «Блокада»; Г. Орлова. Салют. Гобелен; П. Кончаловский. Сирень в корзине; П. Кончаловский. Сирень, хрустальная ваза и корзина; Д. Налбандян. Сирень; |
Календарно – тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями программы:
-
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство и художественный труд. /Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч 2. / [ М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова и др.]. – 2-е изд.,дораб. –М..Просвещение, 2011.
по учебнику:
-
Щирова А.Н., Макарова Н.Р., Ершова Л.В., Шпикалова Т.Я Технология. Художественный труд. 3 класс. Учебник. – М., Просвещение, 2011.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с учебным планом на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.
Календарно-тематическое планирование уроков художественного труда. (34 часа)
Тема урока. Вид творческой работы. | Кол-во часов | Дата | Основные понятия | Межпредметная связь | Оборудование. Доп. материал к уроку. | ||
По плану | Факт. | ||||||
I четверть. Всяк молодец на свой образец. ( 8 ч) | |||||||
1 | Ситцевое многоцветие. Текстильный коллаж. | 1 |
|
| Текстильный коллаж | ИЗО | http://pedsovet.su/load/337-1-0-17364/ |
2 | Жостовские фигурные… Традиционные формы подносов. Конструирование подноса из бумаги (картона). Приемы складывания, симметричного вырезывания, надрезы, клеевое соединение. | 1 |
|
|
| ИЗО | П/С № 11, 2005 |
3 | Необычные превращения соломки. Конструирование коврика-циновки из соломки по мотивам традиционных изделий народов мира | 1 |
|
| Плетение при помощи нитей | Литературное чтение |
|
4 | Продолжение темы урока 3. Приемы украшения соломенного коврика цветными нитками | 1 |
|
|
|
|
|
5 | Лети, лети, бумажный змей! Конструирование змея из бумаги. Прием симметричного вырезывания, клеевое соединение. | 1 |
|
|
| ИЗО |
|
6 | Лоскуток к лоскутку. Лоскутное шитье способами «колодец», «изба»: конструирование модулей из полос ткани. Сшивание швом «за иголку». Окантовка изделия прямыми полосками ткани | 1 |
|
|
Лоскутная мозаика |
|
|
7 | Завершение темы урока 6. Коллективная лоскутная композиция из мотивов-модулей | 1 |
|
| Лоскутная мозаика |
|
|
8 | Гжельская майолика. Конструирование из бумаги по мотивам гжельской майолики. Приемы складывания, симметричного и асимметричного вырезывания, склеивания | 1 |
|
| Русская майолика | ИЗО |
|
II четверть. Каждому молодцу ремесло к лицу. (8 ч) | |||||||
9 | Теремок для пернатых. Конструирование по мотивам теремной архитектуры из картона и упаковочных коробок. Приемы вырезывания, гофрирования, складывания | 1 |
|
| Гофрирование, скалдывание | ИЗО, окружающий мир |
|
10 | Завершение темы урока 9. Украшение терема подзорами, полотенцами и т. п. Приемы симметричного вырезывания из бумаги. | 1 |
|
|
|
|
|
11-12 | Красна изба столом да скатертью. Вышивание салфетки тамбурным швом, швом «с прикрепом» | 2 |
|
| Тамбурный шов, шов «с прикрепом» | ИЗО, музыка, окружающий мир |
|
13 | Куют кузнецы для лучины светцы. Конструирование светца из полос бумаги. Приемы скручивания, складывания, вырезывания, гофрирования, склеивания | 1 |
|
|
|
|
|
14 | Выковал кузнец сказочный ларец. Конструирование из готовых форм (упаковочные коробки). Украшение резным декором | 1 |
|
| Резной декор | ИЗО, музыка, окружающий мир |
|
15-16 | Рождественские фантазии. Конструирование из соломки объемных конструкций — подвесок на основе октаэдра | 2 |
|
|
|
| Р.Гибсон.Карнавал. –М., РОСМЕН, 1997 |
III четверть. Всякий портной на свой покрой.( 10 ч.) | |||||||
17 | Тканые узоры. Ткачество на дощечках. Конструирование дощечек из картона, заправка нитей в дощечки, подготовка уточной нити | 1 |
|
|
Ткачество | ИЗО, музыка, окружающий мир |
|
18 | Завершение темы урока 17. Приемы тканья поясов (закладок) способами «к себе», «от себя». Отделка кисточками края тканого изделия | 1 |
|
|
|
|
|
19-20 | Город белокаменный. Художественное конструирование из бумаги плоскорельефного панно по мотивам традиционной русской архитектуры | 2 |
|
|
| Окружающий мир |
|
21 | Защитники земли Русской. Объемное конструирование из бумаги кукол в мужском костюме. | 1 |
|
|
| Литературное чтение, музыка |
|
22 | Берестяные бусы. Конструирование из бересты (или бумаги) украшения-оберега. | 1 |
|
| Береста, украшения-обереги |
|
|
23-24 | Богородские потехи. Конструирование из бумаги динамической игрушки по мотивам богородской. Приемы симметричного и асимметричного вырезывания, прокалывания, склеивания. | 2 |
|
| Богородская деревянная игрушка | Окружающий мир |
|
25-26 | Красны девицы. Объемное конструирование из бумаги кукол в народном костюме. | 2 |
|
| Конструирование | Литературное чтение, музыка |
|
IV четверть. Всяк на свой манер.(8 ч.) | |||||||
27 | Пасхальный сувенир. Изготовление сувенирных колокольчиков (лепка из глины, пластилина или конструирование из бумаги) | 1 |
|
|
Пасхальный сувенир | Окружающий мир |
|
28-29 | Цветы России на павловских платках и шалях. Изготовление манер из картона, шнура и других материалов с силуэтами цветов (композиция замкнутого орнамента). Выполнение набойки на ткани (гуашь) | 2 |
|
| Павлово посадские шали, композиция из растительного орнамента | ИЗО |
|
30 | Встречаем птиц. Конструирование образа птицы. Оригами | 1 |
|
|
| ИЗО, окружающий мир |
|
31-32 | Скопинские фантазии из глины. Лепка (конструирование) сосуда сложной формы на основе комбинирования простых деталей по мотивам скопинской керамики. Декор: рельеф, контррельеф, налепы, оттиски | 2 |
|
| Декор, рельеф, контррельеф, налепы, оттиски. |
|
|
33-34 | Мое долгожданное лето. Декоративная рельефная композиция из глины (цветного пластилина). Использование различных приемов лепки. Коллективная работа | 2 |
|
|
| Литературное чтение, музыка. |
|
Литература.
1. Щирова А.Н., Макарова Н.Р., Ершова Л.В., Шпикалова Т.Я Технология. Художественный труд. 3 класс. Учебник. – М., Просвещение, 2011.
2. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р.Изобразительное искусство и художественный труд. Программа и тематическое планирование, — М.: Просвещение, 2011.
3. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Щирова А.Н..Художественный труд. 3 класс. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2011