Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №9»

Методическое пособие

Глава IV

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ

9-11 КЛАССОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ

РАБОТ ПО ТЕХНОЛОГИИ)

Составитель: учитель технологии

Колесников Игорь Александрович

Шадринск 2012

ГЛАВА IV
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ПРОЕКТУ

4.1 Структура пояснительной записки

Пояснительная записка всех видов работ брошюруется в папке текстовых документов формата А4 по ГОСТ 2.301 или близкого к нему (на которых написана пояснительная записка).

Структура пояснительной записки зависит от вида работы, и в общем случае должна содержать:

  1. Титульный лист – 1 стр.

  2. Оглавление (содержание) 1 стр.

  3. Введение – 1-2 стр.

  4. Главы основной части — до 15 стр.

  5. Заключение – 1 стр.

  6. Список использованной литературы – 1 стр.

  7. Приложения – до 30% общего объема работы. [3]

4.2 Титульный лист

Титульный лист — первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного за­ведения. В среднем дается название проекта без слова «тема» и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным — соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указываются фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы, без слова «год» (см. приложение). [3]

4.3 Оглавление

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором

приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. [3]

4.4 Введение к работе

В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, ука­зываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно пере­числить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы. [3]

4.5 Главы основной части

Содержание и структура основной части пояснительной запис­ки зависит от вида работы (проекта) и определяется заданием. Актуальность — обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предпола­гаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

От формулировки цели проекта необходимо перейти к указа­нию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, опи­сать…, установить…, выявить… и т. п.).

В первой главе проекта (Информационно-аналитической части) рассматривается предполагаемая мето­дика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литера­туры и других материалов по теме. В главе следует применять методику творческого поиска выбора требуемого варианта.

Во второй главе (Исследовательской части) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом можно воспользоваться рядом опреде­ленных критериев. Иногда поисковую часть дополняют клаузурой — это сравнительно большой лист бумаги, на котором пред­ставлен свободными рисунками, а также прорисовками частей де­талей, элементов образ будущего изделия в целом. Лист должен иметь законченную композицию и выразительность, допускает надписи, выделения цветом, даже наложение изображений, «рент­геновские рисунки». В результате определяются одно или несколь­ко предложений, которые предполагается разрабатывать. В главе следует применять методику творческого поиска выбора требуемого варианта.

В третьей главе (технологической части) необходимо разработать по­следовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и спо­собов обработки.

В четвертой главе следует рассмотреть экономическую и экологиче­скую оценки проекта. В экономической части представляется пол­ный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Здесь же представляются проект рекламы и маркетинговое исследование. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке про­екта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проекти­руемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Содержание глав основной части должно точно соответство­вать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение проектанта — сжато, логично и аргументировано излагать материал, изложение и оформление которого должно со­ответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляе­мым в печать. [3]

4.6 Заключение

Пояснительная записка завершается заключением. В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проде­ланной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать. [3]

4.7 Список использованной литературы

После Заключения принято помещать список использованной литературы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в список работы, которые факти­чески не были использованы. [3]

4.8 Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и про­должать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», заключаемым вместе с шифром в круглые скобки. [3]

4.9 Требования к оформлению пояснительной записки

Пояснительная записка выполняется рукописным, машинописным способом или с помощью компьютера на одной стороне листа белой бумаги желательно формата А4 (210 х 297) через полтора межстрочных интервала с числом строк на странице не более 40. В каждой строке должно быть не более 60-65 знаков с учетом пробелов между словами. Минимальная высота шрифта 1,8 мм. Текст следует писать или печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое — не менее 30 мм; правое — не менее 10 мм; верхнее — не менее 15 мм; нижнее — не менее 20 мм.

Вставка в текст отдельных слов, формул, основных знаков осуществляется чернилами, тушью, пастой только черного цвета, при этом плотность вставок должна быть приближена к плотности основного текста. Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или забеливанием с нанесением на то же место исправленного текста машинописным или рукопис­ным способом.

Заголовки структурных частей работы: «Оглавление», «Введение», «Глава», «Выводы», «Самооценка», «Список использованной литературы», «Приложения» — печатаются прописными буквами симметрично тексту.

Заголовки разделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Точку в конце их не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точ­кой. Заголовки и подзаголовки приводят в форме именительного падежа единственного и (реже) множественного числа.

Заголовки рубрик могут начинаться как с прописной, так и со строчной буквы, подзаголовки — только со строчной (если это, конечно, не имена собственные). Окончания рубрик знаками препинания не фиксируются.

Заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице.

Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 3-4 интервалам.

Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа.

Иллюстрировать пояснительную записку необходимо исходя из определенного общего замысла по тщательно продуманному плану, что поможет предупредить неоправданные пропуски иллюстра­ций и избавиться от случайных рисунков. Все иллюстрации в про­екте должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, то есть через всю работу. Если иллюстрация в проекте единственная, то она не нумеруется.

В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие их порядковые номера (рисунок 1, рисунок 2 и т. д.).

Каждую иллюстрацию необходимо снабдить подрисуночной подписью, которая должна соответствовать ее содержанию и ос­новному тексту.

Подпись под иллюстрацией имеет четыре основных элемента:

  • наименование графического сюжета, обозначаемого словом «Рис.»;

  • порядковый номер, который указывается без знака номера арабской цифрой;

  • тематический заголовок, содержащий текст с краткой характеристикой изображаемого;

  • экспликация, которая строится так; детали сюжета обозначаются цифрами, затем их выносят в подпись, сопровождая тек­стом.

Чертеж — основной вид иллюстрации в проектных работах. Он используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма или их части, и должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения и требованиями ЕСКД. Чертеж в пояснительной записке — это, прежде всего иллюстрация, которую по сравнению с рабочим чертежом значительно упроща­ют, избавляясь от всего, что не требуется для главного — понимания конструкции объекта либо характера его действия или устройства. Названия узлов и деталей на таком чертеже обычно не пишутся. Если по содержанию текста требуется указать отдельные детали, то они нумеруются на чертеже арабскими цифрами (слева направо почасовой стрелке). Расшифровку этих цифр (позиций) дают либо в тексте по ходу изложения, либо в подписи под чертежом.

Технический рисунок используется, когда нужно изобразить предмет таким, каким мы его зрительно воспринимаем, без лишних деталей и подробностей. Такие рисунки выполняются, как правило, в аксонометрической проекции с указанием точных размеров. Они позволяют выделить основные части изображаемого, показать механизм или его деталь в разрезе.

Фотография — достоверное средство наглядной передачи действительности. Она используется тогда, когда необходимо с доку­ментальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Во многих случаях фото­графия — это не только иллюстрация, но и научный документ (изо­бражение ландшафта, вида растения или животного, расположение объектов наблюдения и т. п.).

Схема — это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов.

Диаграмма — один из способов графического изображения зависимости между величинами. В соответствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. Наибольшее распространение получили линейные диаграммы, а из плоскостных — столбиковые (ленточные) и секторные.

Для построения линейных диаграмм обычно используют координатное поле. По оси абсцисс в изображенном масштабе отклады­ваются время или факториальные (независимые) признаки, на оси ординат — показатели на определенный момент, период времени или размеры результативного независимого признака. Точки пере­сечения соединяются отрезками, в результате чего получается ло­маная линия. На линейные диаграммы одновременно можно нано­сить ряд показателей.

На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображают­ся в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины, расположенных вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольников пропорциональна изображаемым ими величинам. При вертикальном расположении прямоугольников диаграмма называется столбиковой, а при горизонтальном — ленточной.

Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления.

Результаты обработки числовых данных можно дать в виде графиков, то есть условных изображений величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии. Графики ис­пользуются как для анализа, так и для повышения наглядности ил­люстрируемого материала.

Кроме геометрического образа, график должен содержать ряд вспомогательных элементов:

  • общий заголовок;

  • словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;

  • оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;

  • числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответ­ствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. По осям ко­ординат должны быть указаны условные обозначения (в буквенном виде) и размерности отложенных величин в принятых сокращени­ях. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного, и они являются краткими. Много­словные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи.

Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональ­ная зависимость.

Работа над проектом, как всякое творчество, требует определенной степени свободы. Поэтому автор вправе изменять последо­вательность изложения материала, не включать отдельные разделы из рекомендуемого перечня или добавлять то, что, по его мнению, может улучшить качество работы. [3]

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гордеев, А.В. Применение эвристических приемов в техническом творчестве [Текст] / А.В. Гордеев // Школа и производство. — 2002. — №2. – С12-18.

  2. Гордеенко, Н. А. Черчение: Учеб. для 9 класса общеобразоват. учреждений [Текст] / Н.А. Гордеенко, В.В. Степакова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 272с.

  3. Емельянов, О.Б. Использование метода проектов на уроках технологии [Текст] / О.Б. Емельянов, В.А. Осипов. — Шадринск, — 2003. – 44с.

  4. Заенчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация [Текст] / В.М. Заенчик, А.А. Карапчев, В.Е. Шмелев. – М,: Академия. — 2004. — 256 с.

  5. Леонтьева, М.Р. Об использовании метода проектов в общеобразовательной области «Технология» [Текст] / М.Р. Леонтьева //Школа и производство. – 2000. — №6. — С. 20 – 22.

  6. Лернер, П.С. Учителю об инженерно-техническом проектировании [Текст] / П.С. Лернер // Школа и производство. – 1999. — №2 – С.21-23.

  7. Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического об­разования [Текст] / Н.В. Матяш // Педагогика. — 2000. — №2(3).

  8. Самородский, П.С. Основы разработки творческих проектов [Текст] / П.С. Самородский. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. – 1995. – 220с.

  9. Симоненко, В.Д. Технология [Текст]: учеб. для 5 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Просвящение. — 1998. – 176с.

  10. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 6 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 1998. – 168с.

  11. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 7 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2001. – 192с.

  12. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 8 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 240с.

  13. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 9 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 288с.

  14. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 10 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2001. – 288с.

  15. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 11 кл. / В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 192с.

  16. Симоненко, В.Д. Творческие проекты учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ [Текст] / В.Д. Симоненко. – Брянск. Научно-методический центр «Техно­логия», 1996. — 238 с.

  17. Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков [Текст] / Ю.С. Столяров. – М.: Просвящение. — 1986. – 128с.

  18. Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся [Текст] / Ю.С. Столяров, Д.М. Комский. – М.: Просвящение. — 1989. – 223с.

  19. Уколова, А.М. Организация проектной деятельности обучающихся [Текст] / А.М. Уколова. – Курган. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. — 2005.-112с.

  20. Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы. — 1998. — № 3. – С. 31 – 36.

  21. Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы. – 1998. — № 4. — С. 28 – 34.

  22. Янковский, Б.Г. Учить творчеству [Текст] / Б.Г. Янковский, А.В. Гордеев // Школа и производство. – 1999. — №3 – С.22-32.

13

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here