Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №9»
Методическое пособие
Глава VI
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ
9-11 КЛАССОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ
РАБОТ ПО ТЕХНОЛОГИИ)
Составитель: учитель технологии
Колесников Игорь Александрович
Шадринск 2013
ГЛАВА VI
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАССЧЕТЫ
Выполняя проектные работы особое внимание следует уделять всевозможного вида затратам на выполнение, изготовление и испытание продукта проектной деятельности.
Цель главы: Рассмотреть основные виды экономических расчетов, которые могут быть использованы при выполнении проектных работ.
Задачи:
-
Познакомиться с экономическими расчетами затрат на материалы.
-
Познакомиться с экономическими расчетами затрат на электроэнергию.
-
Познакомиться с экономическими расчетами затрат на оплату труда.
-
Познакомиться с экономическими расчетами затрат на себестоимость изделия.
-
Познакомиться с экономическими расчетами затрат на определение цены продукции.
6.1 Экономические расчеты затрат на материалы
Для того чтобы определить эти затраты, необходимо подсчитать, сколько и каких материалов пойдет на заготовки деталей изделия. Необходимо знать, что различные материалы измеряются в различных единицах измерения. Причем этот показатель зависит как от самих материалов, так и от их количества.
Приведем наиболее употребительные единицы измерения различных материалов:
-
сталь листовая, сортовой прокат — т;
-
древесина — куб. м;
-
фанера, ДСП, ДВП — штук плит, кв. м, куб. м;
-
рейки — погонные метры.
Часто в домашних условиях бывает неудобно пользоваться такими единицами измерений. Поэтому их переводят в более привычные единицы измерения. Например, для заготовки потребовалась листовая сталь толщиной 2 мм и размерами 200Х300 мм. Чтобы узнать, сколько стоит эта заготовка, надо сначала взвесить ее, а если такой возможности нет, то подсчитать ее массу в тоннах. Все единицы измерений перед вычислениями надо перевести в систему СИ (стандартные измерения):
2 мм = 0,002 м;
200 мм = 0,2 м;
300 мм = 0,3 м;
1 т = 1000 кг.
Стоимость заготовки равна ее величине, умноженной на цену. В данном случае масса (М), выраженная в тоннах, умножается на цену (Ц) материала за 1 т. Масса любого вещества вычисляется так: объем (V) умножается на плотность вещества (Р). Плотность стали (Р) — масса единицы объема — стандартная величина, равная 7600 кг/куб. м.
Объем (V) вычисляется так: перемножаются между собой длина, ширина, толщина.
V=а x b x s = 0,2 x 0,3 x 0,002 = 0,00012 куб. м
Масса заготовки равна:
М = V x Р= 0,00012 x 7600=0,912 кг =0,000912 т.
Условная цена (Ц) 1 т листовой стали 10 000 руб.
Стоимость заготовки (Cз):
Сз = М x Ц = 0,000912 x 10 000 =9,12руб. [9]
6.2 Экономические расчеты затрат на электроэнергию
Кроме затрат на материалы, при изготовлении изделия необходимо определить количество израсходованной для этой цели электроэнергии. Сюда входит электричество, необходимое для работы на различных станках и для освещения, в том числе и местного.
Количество потребляемой электроэнергии (А) выражается в киловатт-часах. Цена 1 кВт-ч электроэнергии (Ц) условно составляет 1,80 руб. Поэтому для определения стоимости электроэнергии (Сэ) необходимо цену за 1 кВт-ч умножить на мощность (W) электроприбора, выраженную в киловаттах, и на время работы (t) этого электроприбора в часах.
Например, для определения стоимости затрат на электроэнергию (Сэ) при работе на токарном станке мощностью 1,5 кВт в течение 1 ч 15 мин поступаем следующим образом:
1 ч 15 мин = 1 ч + 15/60 ч = 1 ч + 0,25 ч = = 1,25 ч.
А(ст) = W х t = 1,5 кВт х 1,25 ч = 1,875 кВт-ч.
Сэ(ст) = А х Ц =1,875 х 1,80 = 3,375 руб.
У станка имеется местное освещение — лампочка мощностью 100 Вт.
А(л) = W х t = 0,1 кВт х 1,25 ч = 0,125 кВт-ч.
Сэ(л) =А х Ц = 0,125 х 1,80 = 0,225 руб.
Стоимость электроэнергии на общее освещение (Сэ.о.о.) подсчитывают следующим образом. Складывают мощность всех лампочек помещения и умножают ее на отработанное время. Например, в мастерской имеется 20 лампочек мощностью 100 Вт, работа выполнялась 1,25 ч.
Тогда А = W20 х t = 2000 х 1,25 = 2500 Вт или 2,5 кВт.
Стоимость израсходованной электроэнергии на общее освещение составит: Сэ.о.о. = А х Ц = 2,5 х 1,80 = 4,5 руб. Если в мастерской одновременно работает 10 учащихся, то эти затраты можно разделить на каждого, что составит: 4,5 : 10 = 0,45 руб.
Для получения общих затрат на электроэнергию (Сэ.о.) надо сложить полученные величины: Сэ.о. = Сэ(ст) + Сэ(л) + Сэ.о.о. = 3,375 + 0,225 + 0,45 = 4,05 руб. [10]
6.3 Экономические расчеты затрат на оплату труда
Любой вид продукции включает в себя затраты на оплату труда того, кто изготовил эту продукцию. Эти затраты влияют на себестоимость изделия. Себестоимостью изделия называют затраты на его изготовление.
Существует несколько систем оплаты труда. Основными из них являются повременная и сдельная оплата труда.
При сдельной оплате труда деньги выплачиваются за конкретную сделанную работу. Время, потраченное на выполнение этой работы, не учитывается. Примером работы по такой оплате труда является уборка снега со всей крыши здания.
При повременной оплате труда деньги выплачивают за проработанное время. Примером такой оплаты труда является работа учителя.
На практике очень часто применяются комбинации этих форм оплаты труда. Существуют и другие формы оплаты труда.
Рассмотрим пример. Будем считать, что оплата труда повременная. При этом виде оплаты труда за 1 ч работы выплачивается определенная сумма k (например, 1 ч работы столяра 1 разряда условно стоит 10 рублей). Тогда стоимость оплаты труда Со.т. подсчитывается как время, затраченное на изготовление изделия (например, t — 1,25 ч), умноженное на установленную оплату за 1 ч (k).
Со.т. = t х k= 1,25 ч х 10 руб. = 12,5 руб.
При оплате труда необходимо учесть и время, затраченное на проектирование и конструирование изделия, составление технической документации и рекламного проспекта изделия. Оплата за различные виды работ может быть разной, но рассчитывается она по одинаковым формулам. После подсчета оплаты за каждый вид работы складываются все результаты и полученная общая сумма является оплатой труда за полностью изготовленное изделие (Со.т.о.).
6.4 Экономические расчеты затрат на себестоимость изделия
Себестоимость продукции — это сумма денежных затрат на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции — это обобщающий показатель наряду с прибылью, характеризующий все стороны деятельности предприятия во взаимосвязи. Определяется по формуле:
С = Мз + Ао + Ро + (Ог.с.с. + Ом.с. + Оо.с.и. + Ок.р.к. + 3д.р.),
Где:
С — себестоимость продукции;
Мз — материальные затраты на производство и реализацию продукции;
Ао — амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов;
Ро — расход на оплату труда;
Ог.с.с. — отчисление на государственное социальное страхование;
Оо.с.и. — отчисления по обязательному страхованию имущества;
Ок.р.к. — плата за краткосрочные кредиты банков, кроме процентов по просроченным ссудам;
Зд.р. — другие затраты на производство и реализацию продукции, включая затраты на ремонт средств.
Формула материальных затрат:
Мз = Змат + Зтэ + Зсип + Зстоп + НДСМ,
где Змат. — затраты на сырье и основные материалы, покупные изделия, вспомогательные материалы:
Зт.э. — затраты на топливо и энергию;
Зс.и.п. — затраты, связанные с использованием природного сырья;
Зст.о. — затраты на оплату услуг и работ, выполненных сторонними организациями (комиссионные вознаграждения, расходы на транспортировку, хранение и доставку грузов);
НДСм — сумма налогов на добавленную стоимость, уплаченную поставщиком за материальные услуги (ресурсы).
6.5 Экономические расчеты определяющие цену продукции
Цена — денежное выражение стоимости товара. При определении цены на товар необходимо исходить из следующих предпосылок:
— цена должна возместить затраты на производство и реализацию продукции, включая НДС и обеспечить изготовителю прибыль, которая позволила бы ему работать на принципах самофинансирования и самоокупаемости, пополнять фонды;
— цена должна соответствовать спросу на данную продукцию, быть достаточно гибкой и стабильной одновременно.
Цн = С + П + НДС
Где:
Цн — нижний уровень цены, которую предприниматель может установить без ущерба для себя;
П — прибыль, необходимая для нормального функционирования малого предприятия;
С — себестоимость;
НДС — налог на добавленную стоимость.
6.6 Экономические расчеты стоимости работы по оформлению творческого проекта
Ориентировочная стоимость оборудования ЭВМ составляет около 21 тыс. р. Срок эксплуатации — 5 лет.
Это составляет: 5 лет х 300 рабочих дней = 1500 дней.
Стоимость работы оборудования на один день составляет:
21 000 р. /1500 = 14 р.
Работа по оформлению проекта составляет 2 дня. Тогда стоимость амортизации оборудования(Са.о.) составляет:
14 х 2 = 28 р.
Для распечатки проекта необходима бумага. Цена одного листа 50 коп. Всего понадобилось 20 листов. Таким образом, стоимость бумаги (Сб) составляет:
0,5 х 20 = 10 р.
Итого, себестоимость оформления проекта без учёта труда учащегося равна 38 р.
ЛИТЕРАТУРА
-
Гордеев, А.В. Применение эвристических приемов в техническом творчестве [Текст] / А.В. Гордеев // Школа и производство. — 2002. — №2. – С12-18.
-
Гордеенко, Н. А. Черчение: Учеб. для 9 класса общеобразоват. учреждений [Текст] / Н.А. Гордеенко, В.В. Степакова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 272с.
-
Емельянов, О.Б. Использование метода проектов на уроках технологии [Текст] / О.Б. Емельянов, В.А. Осипов. — Шадринск, — 2003. – 44с.
-
Заенчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация [Текст] / В.М. Заенчик, А.А. Карапчев, В.Е. Шмелев. – М,: Академия. — 2004. — 256 с.
-
Леонтьева, М.Р. Об использовании метода проектов в общеобразовательной области «Технология» [Текст] / М.Р. Леонтьева //Школа и производство. – 2000. — №6. — С. 20 – 22.
-
Лернер, П.С. Учителю об инженерно-техническом проектировании [Текст] / П.С. Лернер // Школа и производство. – 1999. — №2 – С.21-23.
-
Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования [Текст] / Н.В. Матяш // Педагогика. — 2000. — №2(3).
-
Самородский, П.С. Основы разработки творческих проектов [Текст] / П.С. Самородский. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. – 1995. – 220с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст]: учеб. для 5 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Просвящение. — 1998. – 176с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 6 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 1998. – 168с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 7 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2001. – 192с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 8 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 240с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 9 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 288с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 10 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2001. – 288с.
-
Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 11 кл. / В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 192с.
-
Симоненко, В.Д. Творческие проекты учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ [Текст] / В.Д. Симоненко. – Брянск. Научно-методический центр «Технология», 1996. — 238 с.
-
Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков [Текст] / Ю.С. Столяров. – М.: Просвящение. — 1986. – 128с.
-
Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся [Текст] / Ю.С. Столяров, Д.М. Комский. – М.: Просвящение. — 1989. – 223с.
-
Уколова, А.М. Организация проектной деятельности обучающихся [Текст] / А.М. Уколова. – Курган. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. — 2005.-112с.
-
Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы. — 1998. — № 3. – С. 31 – 36.
-
Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы. – 1998. — № 4. — С. 28 – 34.
-
Янковский, Б.Г. Учить творчеству [Текст] / Б.Г. Янковский, А.В. Гордеев // Школа и производство. – 1999. — №3 – С.22-32.