Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п.г.т. Славный
Рассмотрен на заседании МО учителей Утверждаю Директор школы
Протокол №___ от «___» ___________ 201__г. «____» ______________ 201__г.
Согласовано ______________ Турбина А. В
/зам. Директора по УВР/
«_____» _______________________ 201___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
календарно-тематический план
по технологии ( 5 класс)
Составил учитель технологии
Беляй Дмитрий Иванович
годовое количество часов — ___
количество часов в неделю — ___
количество контрольных работ — ___
количество практических работ — ___
п.г.т. Славный
2012-2013 учебный год
Программное и учебно-методическое оснащение учебного планА
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | |||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
55 |
72 |
— |
— | _______________________ ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию авторы:__________________________________________________________________________________________________________________________________
Изменения согласованы с заместителем директора по УВР. дата:__________ _______________________ Турбина А. В.
| _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
пояснительная записка
В соответствии со структурой школьного образования в общем (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета технологий.
Базовый курс
Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта и программы начального и основного общего образования «Технология», издательский центр «Вентана-Граф», 2008 год. Авторы: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д. представляет собой один из возможных вариантов построения курса изучаемого в 5-8 классах.
Содержание программы строится по принципу обучение в процессе конкретной практической деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников, и предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-
приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;
-
овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определённого изделия, технологии его обработки, наладки оборудования, приспособлений и инструментов;
-
освоение компетенций – умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.
Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно предстовляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения технологии:
-
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностного или общественно значимых продуктов труда;
-
овладение общетрудовыми и специальными умениями, для поиска использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приёмами труда;
-
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
-
получение опыта их применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной и практической деятельности.
Программа также включает использование учащимися мультимедийных ресурсов, и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В целях реализации умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовать свою учебную деятельность, оценивать её результаты. Определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-методический комплект для учеников
-
Программа начального и основного общего образования «Технология». Москва. Издательский центр «Вентана — Граф», 2008 год.
-
К.Л.Дерендяев. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков). 5 класс. Москва. «Вако». 2009 год.
-
К.Л.Дерендяев. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков). 6 класс. Москва. «Вако». 2009 год.
-
Ю.П.Засядько. Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко. Мальчики. 7 класс. Волгоград. «Учитель», 2006 г.
-
Ю.П.Засядько. Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко. Мальчики. 8 класс. Волгоград. «Учитель», 2007 г.
-
А.Емельянов. Резьба по дереву для начинающих. Секреты мастерства. Ростов н/Д. Владис. М.: РИПОЛ классик, 2009 г.
Учебно-методический комплект для учителя
-
В.Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П.С. Самородский. Технология 5 класс. Вариант для мальчиков. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2009 год.
-
В.Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П.С. Самородский. Технология. Технический труд. 6 класс. Вариант для мальчиков. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2009 год.
-
В.Д. Симоненко. Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. Москва. Вариант для мальчиков. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 год.
-
В.Д. Симоненко. Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. Москва. Вариант для мальчиков. Издательский центр «Вентана-Граф», 2009 год.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса.
В результате изучения курса технологии ученик должен:
Учащиеся должны знать/понимать
-
что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
-
основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
-
пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
-
особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
-
о видах посадок и об уходе за растениями, о видах размножения растений;
-
что такое текстовая и графическая информация;
-
какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
-
общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;
-
назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
-
основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
-
виды пиломатериалов;
-
возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
-
источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
-
технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
-
принципы ухода за одеждой и обувью.
Учащиеся должны уметь
-
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
-
выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;
-
обрезать штамповую поросль;
-
читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
-
понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
-
графически изображать основные виды механизмов передач;
-
находить необходимую техническую информацию;
-
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
-
читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
-
выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;
-
соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;
-
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
-
применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
-
набирать и редактировать текст;
-
создавать простые рисунки;
-
работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
-
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
календарно-тематическое планирование ТЕХНОЛОГИИ
5 класс По учебнику В. Д. Симоненко 5 класс
№№ ур | Содержание (тема урока) | №№ п//р | Вид контроля | Дата проведения | Примечание | ||
Общетехнологическая подготовка | |||||||
(1 час) Вводное занятие. | |||||||
1 | 1 | Содержание курса «Технология. 5 класс». Правила безопасного поведения в мастерской. Инструктаж по охране труда |
| Ответы на вопросы | ___.___.___ |
| |
(27 час) Технология обработки древесины элементы машиноведения. | |||||||
1 | 2 | Практические работы. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. Устройство верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака | №1 | Ответы на вопросы. Контроль над выполнением практического задания | ___.___.___ |
| |
2 | 3 | Древесина как природный конструкционный материал. РК Породы доминанты нашего малого лесного фонда. |
| Ответы на вопросы. Распознава- ние пород древесины | ___.___.___ |
| |
3 | 4 | РК Практические работы. Распознавание лиственных и хвойные пород древесины нашей местности, по внешним признакам: цвету и текстуре. | №2 | сфера применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства; природные пороки древесины. | ___.___.___ |
| |
4 | 5 | Древесные материалы. Пиломатериалы. Природные пороки пиломатериалов |
| Ответы на вопросы | ___.___.___ |
| |
5 | 6 | РК Практические работы. Распознавание видового состава древесины нашего края. Выявление природных пороков. | №3 | Лабораторная работа «Распознавание видов древесных материалов по внешним признакам» | ___.___.___ |
| |
6 | 7 | Понятие об изделии и детали. Графическая документация |
| Ответы на вопросы. Зарисовка эскиза детали. | ___.___.___ |
| |
7 | 8 | Практические работы. Изучение различий разных типов графических изображений; видов проекций; чтение чертёжа плоскостной детали | №4 | Чтение чертежа детали | ___.___.___ | Выполнение чертежей плоскостных детей | |
8 | 9 | Этапы создания изделий из древесины. Технологическая карта |
| Ответы на вопросы | ___.___.___ |
| |
9 | 10 | Практические работы. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте | №5 | Зарисовка технологической карты будущего проекта | ___.___.___ |
| |
10 | 11 | Разметка заготовок из древесины |
| Ответы на вопросы. Правила разметки заготовок из древесины. | ___.___.___ |
| |
11 | 12 | Практические работы. разметка заготовок из древесины по чертежу с учётом направления волокон, наличия пороков материала | №6 | Ответы на вопросы. Разметка заготовки по чертежу | ___.___.___ |
| |
12 | 13 | Пиление столярной ножовкой |
| Ответы на вопросы. Правила безопасной работы ножовкой. | ___.___.___ |
| |
13 | 14 | Практические работы. Выпиливание заготовки столярной ножовкой; контроль качество выполненной операции | №7 | Правила безопасной работы ножовкой. Выпиливание заготовки | ___.___.___ |
| |
14 | 15 | Строгание древесины. Правила безопасной работы при строгании |
| Ответы на вопросы. Словарный диктант | ___.___.___ |
| |
15 | 16 | Практические работы. Выполнение сборку, разборку и регулировку рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы | №8 | Правила безопасной работы при строгании | ___.___.___ |
| |
16 | 17 | Сверление отверстий. Правила безопасной работы при сверлении |
| Ответы на вопросы. Правила работы при сверлении; последовательность действий при сверлении. | ___.___.___ |
| |
17 | 18 | Практические работы. Закрепление свёрла в коловороте и дрели; разметка отверстия; просверливание отверстия нужного диаметра | №9 | Сверление отверстий в заготовках | ___.___.___ |
| |
18 | 19 | РК Виды гвоздей и шурупов постовляемые в МАгазины нашего городка. Соединение деталей гвоздями и шурупами |
| Ответы на вопросы. | ___.___.___ |
| |
19 | 20 | Практические работы. Выбор гвоздей и шурупов для соединения деталей из древесины; выполнение соединение деталей из древесины гвоздями и шурупами | №10 | Контроль качества соединения деталей | ___.___.___ |
| |
20 | 21 | Соединение деталей изделия на клей. Зачистка изделий из древесины |
| Ответы на вопросы. Правила безопасной работы с клеем. | ___.___.___ |
| |
21 | 22 | Практические работы. Выполнение операции опиливания и зачистки поверхности изделия; соединение детали изделия клеем | №11 | Контроль качества соединения деталей | ___.___.___ |
| |
22 | 23 | ИКТ Просмотр презентации. ,,Защитная и декоративная отделка изделия,, РК Декоративная отделка изделия используемая в ЧПК п. Чернь |
| Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины | ___.___.___ |
| |
23 | 24 | Практические работы. Выполнение защитной и декоративной отделки изделия | №12 | Контроль качества выполненных операций | ___.___.___ |
| |
24-25 | 25-26 | ИКТ Просмотр презентации. ,,Работа над творческим проектом,, РК Этапы выполнения творческого проекта. критерии предявляемые к проекту в нашей школе | №13-14 | Ответы на вопросы. Изготовление изделия декоративно-прикладного назначения | ___.___.___ |
| |
26 | 27 | Понятие о механизме и машинах |
| Ответы на вопросы. Построение кинематических схем и чтение кинематических схем | ___.___.___ |
| |
27 | 28 | Практические работы. Чтение кинематических схем; построение простых кинематических схем | №15 | чтение кинематических схем | ___.___.___ |
| |
(19 час) Технология обработки металлов элементы машиноведения. | |||||||
1-2 | 29-30 | Рабочее место для ручной обработки металла. Устройство и назначение слесарного верстака. Правила безопасности труда при ручной обработке металла. |
| Регулировка высоты верстака в соответствии с ростом учащихся | ___.___.___ |
| |
2 | 31 | Тонколистовой металл и проволока РК история получения метала в тульской области. (по материалам ,,Музей древности,,) |
| Ответы на вопросы. Распознавание видов металла | ___.___.___ | Роль металлов в развитии цивилизации | |
3 | 32 | Практические работы. Распознавание цветных и чёрных металлов, виды листового металла и проволоки. Выполнение простейших изделий. | №16 | Ответы на вопросы. Распознавание видов металла | ___.___.___ |
| |
4-5 | 33-34 | Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки |
| Ответы на вопросы. Терминологический диктант | ___.___.___ |
| |
6 | 35 | Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки |
| Ответы на вопросы. | ___.___.___ |
| |
7 | 36 | Практические работы. правка тонколистового металла и проволоки | №17 | Контроль над выполнением практической работы | ___.___.___ |
| |
8 | 37 | Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки |
| Ответы на вопросы. | ___.___.___ |
| |
9 | 38 | Практические работы. выполнение разметки заготовок из тонколистового металла и проволоки | №18 | Контроль качества выполнения операции разметки | ___.___.___ | Изготовление шаблона для разметки детали из тонколистового металла | |
10 | 39 | Приёмы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки |
| Ответы на вопросы. | ___.___.___ |
| |
11 | 40 | Практические работы. выполнение резания заготовок; зачистка (опиливание) заготовок из тонколистового металла и проволоки | №19 | Контроль качества выполнения операции резания и зачистки | ___.___.___ |
| |
12 | 41 | Сгибание тонколистового металла и проволоки |
| Ответы на вопросы. | ___.___.___ |
| |
13 | 42 | Практические работы. выполнение операции сгибания тонколистового металла и проволоки | №20 | Контроль качества выполнения операции сгибания | ___.___.___ |
| |
14 | 43 | Пробивание и сверление отверстий |
| Ответы на вопросы. | ___.___.___ |
| |
15 | 44 | Практические работы. пробивание и сверление отверстия в тонколистовом металле | №21 | Контроль качества выполнения операции сверления и пробивания | ___.___.___ |
| |
16 | 45 | Устройство сверлильного станка и приёмы работы на нём |
| Ответы на вопросы. | ___.___.___ |
| |
17 | 46 | Практические работы. выполнение операции сверления на сверлильном станке | №22 | Контроль качества выполнения операции сверления | ___.___.___ |
| |
18 | 47 | Соединение деталей из тонколистового металла. Отделка изделий из металла |
| Ответы на вопросы. | ___.___.___ |
| |
19 | 48 | Практические работы. выполнение соединения деталей фальцевым швом и заклёпочным соединением; отделка изделия | №23 | Контроль качества выполненной работы | ___.___.___ |
| |
(10 час) Культура дома. | |||||||
1 | 49 | Интерьер дома РК Приемлемая планировка дома в нашем городке |
| Ответы на вопросы. | ___.___.___ | Выполнение эскиза интерьера жилого помещения | |
2 | 50 | Практические работы. анализиз дизайна интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики | №24 | Творческие задания | ___.___.___ |
| |
3 | 51 | Уход за одеждой и книгами |
| Ответы на вопросы. | ___.___.___ | Создание семейной библиотеки. Систематизация книг. Каталог | |
4 | 52 | Практические работы. Разработка предмета интерьера | №25 | Разработка предмета интерьера | ___.___.___ |
| |
5-6 | 53-54 | Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена. Планирование своего дня; |
| Ответы на вопросы. | ___.___.___ |
| |
7-8 | 55-56 | Культура поведения в семье. Использование знаний правил поведения на практике |
| Ответы на вопросы. Тестирование | ___.___.___ |
| |
9-10 | 57-58 | Семейные праздники. Подарки. Переписка. Правила приёма гостей; выбора подарков; поведения в гостях; дарить подарки |
| Ответы на вопросы. Тестирование. Ситуативные задачи | ___.___.___ |
| |
(6 час) Информационные технологии. | |||||||
1 | 59 | Информационные технологии. Графический редактор |
| Выполнение рисунка или эскиза с помощью компьютера | ___.___.___ |
| |
2 | 60 | Практические работы. Выполнение рисунков, эскизов с помощью графического редактора | №26 | Выполнение рисунка или эскиза с помощью компьютера | ___.___.___ |
| |
3 | 61 | Текстовый редактор |
| Ответы на вопросы. | ___.___.___ |
| |
4 | 62 | Практические работы. Выбор макета страницы; набор текста; форматирование текстового документа | №27 | Набор текста. Оформление титульного листа реферата, Проекта | ___.___.___ |
| |
5 | 63 | Калькулятор |
| Ответы на вопросы. | ___.___.___ |
| |
6 | 64 | Практические работы. Выполнение расчётов с использованием компьютерной программы «Калькулятор» | №28 | Выполнение расчёта | ___.___.___ |
| |
Специальная технологическая подготовка | |||||||
(4 час) Проектная деятельность учащихся | |||||||
1 | 65 | Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческих проектов. Составление технологической последовательности. | №29 | Выполнение творческого проекта. | ___.___.___ |
| |
2 | 66 | Практическая деятельность по выполнению проекта. | №30 | Выполнение творческого проекта. | ___.___.___ |
| |
3 | 67 | Корректировка деятельности. Консультации по выполнению практической части проекта. | №31 | Оценка качества выполненного проекта | ___.___.___ |
| |
4 | 68 | Подготовка к защите. Защита проекта | №32 | Защита творческого проекта. | ___.___.___ |
| |
ИТОГО: 68 часов по 2 часа в неделю |
|
|
|