Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района
Белгородской области с углублённым изучением отдельных предметов»
Рабочая программа
Название предмета – технология (технический труд)
Уровень изучения предмета — базовый
Ф.И.О. педагога – Цепилова Любовь Григорьевна
Класс — 7 «А», 7 «Б», 7 «В»
2013/2014 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы начального и основного общего образования образовательной области «Технология», составленных авторами Хохловой М.В., Самородским П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д. (Издательский центр «Вентана – Граф» 2010г).
Для обучения учащихся используются учебники 7 класса под редакцией В.Д.Симоненко (Технология. «Вентана – Граф» 2010 г.)
Рабочая программа учебного курса «Технология (технический труд)» предназначена для обучения учащихся 7 классов средней общеобразовательной школы, которая находится в сельской местности. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства России, построена с учетом позиции и творческого потенциала педагога, индивидуальных способностей, интересов и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий, национальных традиций.
Рабочая программа является комплексной. В неё включены разделы по технологии технического труда, разделы по сельскохозяйственному труду, а также часть учебного времени используется для изучения учащимися строительных ремонтно-отделочных работ (рекомендации управления образования и науки области от 31.01.2006г. № 04-187 «Календарно-тематическое планирование по технологии раздела «Строительные ремонтно-отделочные работы»).
Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Поэтому рабочая программа направлена на выполнение следующих целей:
• освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, в 7 классе дидактико-технологическое оснащение включает: плакаты, технологические карты изготовления, объекты труда, раздаточный материал, аудио- и видеотехнику.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
В школе для обучения учащихся технологии (техническому труду) имеются оснащенные необходимым оборудованием столярная и слесарная мастерские. Для изучения раздела «Растениеводство» есть школьный учебно-опытный участок. Учебно-материальная база школы позволяет организовать практическую деятельность школьников для реализации обязательного минимума содержания предмета по всем разделам.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе общего образования 70 часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в 7классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Программа состоит из следующих разделов: «Растениеводство», «Создание изделий из древесины и древесных материалов», «Создание изделий из металлов и пластмасс», «Декоративно-прикладное творчество», «Технология ведения дома» «Строительные ремонтно-отделочные работы», «Проектная деятельность».
Изменения, внесенные в учебную программу
С целью реализации постановления правительства области от 27 мая 2005 года № 119-пп «Об организации обучения строительным профессиям в общеобразовательных учреждениях области» и приказа управления образования и науки области от 24 июня 2005 года № 1183 «Об организации обучения школьников общеобразовательных учреждений строительным профессиям» введен в учебный план по технологии раздел «Строительные ремонтно-отделочные работы»
Для изучения раздела «Строительные ремонтно-отделочные работы» по теме «Художественные изделия для оформления интерьера» учебное время 12 часов взято из разделов:
-
«Создание изделий из металлов и пластмасс» — 4часа (за счёт сокращения тем);
-
«Создание изделий из древесины и древесных материалов» — 2 часа (за счёт сокращения тем);
-
«Черчение и графика» — 2 часа. Материал этого раздела включён в темы уроков по изучению изделий из древесины и металлов.
-
«Технология ведения дома» — 4 часа, тема раздела «Интерьер жилых помещений» (комнатные растения, понятие «ландшафтный дизайн», использование декоративных растений при оформлении приусадебного участка и д.р.) и в виде дополнительного материала, а тема «Уход за одеждой и обувью» рассматривается при изучении санитарно- гигиенических норм и правил.
Формы и методы работы в рамках здоровьеориентированного
образовательного процесса
С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся на уроках технологии используются методы и формы обучения, которые обеспечивают:
-
адекватный психофизиологическим особенностям ученика темп обучения;
-
достаточную двигательную активность учащихся на уроке;
-
учет индивидуальных особенностей учащихся;
-
учет реальных учебных возможностей учащихся, дифференцированность обучения;
-
включение каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;
-
дозированную помощь учащимся при затруднениях, создание ситуации успеха;
-
обратную связь;
-
объективную оценку продвижения и развития каждого ученика;
-
контроль и оценку знаний учащихся, способствующих сохранению их психического здоровья;
-
профилактику и снижение утомительности учебного занятия, преодоление психического и статического напряжения учащихся;
-
доброжелательное и продуктивное сотрудничество учащихся, а также учителя и учащихся.
Условия проведения уроков технологии соответствуют гигиеническим нормам и требованиям (освещенность, режим проветривания, мебель, дизайн, санитарно-гигиеническое состояние классного помещения).
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций и соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин.
2. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
— приобретение знаний по разделам растениеводство, технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, строительные ремонтно-отделочные работы, технологии ведения дома, проектная деятельность;
-
овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов;
-
освоение компетенций — умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.
В результате изучения учебного предмета «Технология» учащиеся должны:
знать/понимать основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство при меняемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Учащиеся 7 класса должны знать/понимать:
— классификацию и характеристики плодовых растений;
— строение плодовых деревьев;
— пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
— особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
— о разновидностях посадок плодового сада и ухода за деревьями и кустарниками, размножение ягодных кустарников;
— способы хранения плодов и овощей;
— основные свойства древесины;
— конструкторскую и технологическую документацию;
— назначение, устройство и принцип действия простейшего заточного инструмента — шиповые столярные соединения, художественную обработку изделий из древесины;
— традиционные виды ремесел, народных промыслов;
— возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
— источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
— технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем, слесарными и столярными инструментами;
— общее устройство и принцип работы токарно-винторезного станка, точение на токарном станке, нарезание резьбы;
— виды штукатурных работ, техника безопасности при выполнении штукатурных работ, основные приемы нанесения вяжущих растворов, оформлении и отделку изделий для дизайна интерьера.
Учащиеся должны уметь:
• рационально организовывать рабочее место и соблюдать правило безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
• осуществлять наладку простейших ручных инструментов и станков для заточки инструментов (стамески, рубанка, ножовки по металлу, пилы) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей, выполнять шиповые соединения;
• производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву, токарно-винторезного), выполнять основные ручные операции по нарезанию резьбы;
• читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
• понимать содержание инструкционных, технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
• графически изображать основные виды механизмов передач;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
• читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
• шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;
• владеть простейшими способами технологии художественной отделки металла и древесины;
• разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения культур на приусадебном или пришкольном участке;
• проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ;
•производить посадку плодовых деревьев и кустов;
• применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
Должны владеть компетенциями:
• ценностно-смысловой;
• деятельностной;
• социально-трудовой;
• познавательно-смысловой;
• информационно-коммуникативной;
• межкультурной;
• учебно-познавательной.
3. Содержание программы
Растениеводство (20ч)
Осенние работы (10 ч)
Основные теоретические сведения.
Значение полеводства. Классификация и характеристика плодовых растений. Основные плодовые культуры России. Строение плодовых растений. Закладка плодового сада: подготовительные работы, разметка территории, посадка сада. Обрезка плодовых деревьев и ягодных кустарников. Хранение плодов и овощей: температура хранения, влажность воздух, газовый состав. Хранение корнеплодов.
Практические работы.
Уборка урожая полевых культур. Изучение на образцах плодоносных образований семечковых и косточковых культур. Посадка плодовых деревьев. Обрезка деревьев яблони, абрикоса. Съем урожая корнеплодов и закладка их на хранение.
Варианты объектов труда.
Образцы плодоносных образований семечковых и косточковых культур. Плодовые деревья. Урожай яблок и корнеплодов.
Весенние работы (10 ч)
Основные теоретические сведения
Уход за садом. Способы размножения плодовых и ягодных растений. Способы прививки плодовых культур: прививка черенком. Окулировка. Размножение ягодных кустарников черенками. Структура и назначение плодового питомника. Ягодные культуры, посадка и уход.
Разработка учебных проектов по выращиванию сельскохозяйственных, цветочно-декоративных культур.
Профессии, связанные с технологиями выращивания культурных растений
Практические работы.
Уход за плодовыми деревьями. Выполнение прививок плодовых культур. Подготовка рассадника, заготовка черенков и их посадка. Весенняя обрезка саженцев ягодных культур.
Варианты объектов труда.
Плодовые деревья. Саженцы ягодных культур.
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
Создание изделий из древесины и древесных материалов. 12 часов.
Основные теоретические сведения
Строение древесины. Характеристика основных пород древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств. Правила сушки и хранения древесины. Профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Анализ образца или изображения многодетального изделия: определение назначения, количества и формы деталей изделия, определение их взаимного расположения, способов и видов соединения деталей изделия.
Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин. Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей, разметка и запиливание шипов и проушин, долбления гнезд и проушин долотами, подгонка соединяемых деталей стамесками и напильниками; сборка шиповых соединений на клею. Сборка изделия. Защитная и декоративная отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными инструментами и на технологических машинах.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда
Шкатулки, ящики, полки, скамейки, игрушки, модели и игры, дидактические пособия, кормушки, кухонные и бытовые принадлежности.
Создание изделий из металлов и пластмасс 8 часов.
Основные теоретические сведения
Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Основные способы изменения свойств металлов и сплавов. Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Основные сведения о процессе резания на токарно-винторезном станке.
Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Представления о способах получения деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже Правила чтения чертежей.
Виды соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его конструктивные особенности. Типовые детали резьбовых соединений. Графическое изображение резьбовых соединений на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей
Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы работы. Современные технологические машины.
Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Виды и назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание конструктивных элементов. Контроль качества. Правила безопасности труда.
Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях, сборки изделия; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и отверстиях.
Практические работы
Чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте.
Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка резцов в резцедержателе, проверка работы станка на холостом ходу. Ознакомление с рациональными приемами работы на токарном станке.
Изготовление деталей цилиндрической формы на токарно-винторезном станке: установка заданного режима резания; определение глубины резания и количества проходов; черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов; чистовое точение, подрезание торцов детали. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда.
Изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия; протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы плашкой и метчиками. Контроль качества резьбы.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда
Оправки для гибки листового металла, инструменты, детали крепежа, детали моделей и наглядных пособий, изделия бытового назначения.
Декоративно-прикладное творчество. 8 часов.
Теоретические сведения. Традиционные вилы декоративно — прикладного творчества. Народные промыслы России промыслы, распространенные в регионе проживания.
История создания и стили художественных изделий из древесины и металла. Виды резьбы и технологии их выполнения. Оборудование рабочего места резчика. Инструменты для резьбы изделий из древесины, их конструкции и назначение. Разметка рисунка. Приемы резания. Правила безопасного труда.
Виды художественных изделий из металла.
Профессии, связанные с технологиями обработки конструкционных материалов.
Практические работы. Выдвижение идей для выполнения творческого задания. Выполнение эскиза модели авторского декоративного изделия вручную и/или с помощью ПК либо выбор модели из банка идей.
Выполнение художественной резьбы на изделиях из древесины.
Выполнение художественного изделия из металла.
Строительные ремонтно-отделочные работы. Художественные изделия для оформления интерьера. 12 часов
Теоретические сведения. Штукатурные и плиточные работы. Материалы для мозаики, их свойства. Виды мозаики. Способы крепления мозаичных материалов. Применение изделий в интерьере. Профессии штукатур, плиточник.
Обработка мозаичной структуры (камешки, ракушки, ягодные косточки).
Практические работы. Изготовление вяжущих растворов. Обработка поверхности для мозаики.
Варианты объектов труда. Изготовление изделий с использованием мозаики. (Вазы, рамки, панно)
Творческая, проектная деятельность (10 часов)
Основные теоретические сведения
Эвристические методы поиска новых решений. Выбор тем проектов. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Методы определения себестоимости изделия. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов.
Практические работы
Самостоятельный выбор изделия. Формулирование требований к изделию и критериев их выполнения. Конструирование и дизайн-проектирование изделия. Подготовка технической и технологической документации. Изготовление изделия. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда. Презентация проекта.
4. Формы и средства контроля
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Контроль уровня подготовки учащихся:
-
Текущий контроль. Проводится систематически с целью установления правильности понимания обучающимися учебного материала и уровня овладения им. Проводится в виде устных опросов и выполнение «тестов» по изученным темам, а также проверки качества выполненных практических работ.
-
Административный контроль. Проводится в форме административной контрольной работы по плану администрации школы.
-
Итоговый контроль. Данный вид контроля проводится при выполнении и защите творческого проекта.
Виды и формы контроля | Примерные сроки проведения | |
1 | Входящий контрольный тест | 16.09. |
2 | Рубежный контрольный тест | 23.12. |
3 | Защита творческого проекта | 8.04 |
4 | Итоговый контрольный тест | 28.05. |
5 | Практические работы | По календарно — тематическому планированию |
-
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
для учащихся:
1. – Бешенков А.К. Раздаточные материалы по технологии (технический труд) 5-8 класс. М. Дрофа 2003г.
2. – Технология: 7 класс; учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / под редакцией В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2010г.
3. Технология: тетрадь творческих работ 7 класс (вариант для мальчиков) /Под ред. Симоненко В.Д – М.: Вентана-Граф, 2010
4. – Карабанов, И. А. Технология обработки древесины: учеб. для учащихся 5–9 кл. общеобр. уч. – 2-е изд. / И. А. Карабанов. – М.: Просвещение, 2007.
Для учителя:
1. — Арефьев И.П. Диск. Технология. Технический и обслуживающий труд. Мальчики 5-9. / «Сентябрь» 2009г.
2. – Барылкина Л.П. Технология. Конспекты уроков, элективные курсы. 5-9 классы. Москва 2006г.
3. – Бейкер, Х. Плодовые культуры / Х. Бейкер. – М.: Мир, 2005.
4. – Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл. ООО Дрофа 2007г.
5. – Боровых В.П. Технология 5-9 классы. Художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву. Волгоград 2009г.
6. – Мак-Миллан, Ф. Размножение растений / Ф. Мак-Миллан. – М.: Мир, 2007.
7. – Морозова Л.Н. Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград. Учитель 2007г.
8. — Кожина. Диск Технология.
9. – Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. программы начального и основного общего образования «Ветана– Граф» 2007г
10. – Симоненко В.Д. Методические рекомендации к проведению уроков. 6 класс (вариант для мальчиков). «Вентана- Граф» 2006г.
11. — Технология. Содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. «Вентана-Граф» 2008г.
12. — Технология. Лабораторный практикум 2 диска).
13. – Шабаршов, И. Книга юного натуралиста / И. Шабаршов и др. – М.: Молодая гвардия, 1982.
Наименование
| Кол-во | |
| Станок деревообрабатывающий | 1 шт. |
| Станок токарный настольный по дереву СТД | 2 шт. |
| Станок токарный по металлу | 2 шт. |
| Станок фрезерный | 1 шт. |
| Станок сверлильный | 3 шт. |
| Верстак с тисками 1813229; 151305 | 6 шт. |
| Станок заточный | 1 шт. |
| Станок KINZO 8Е 381 | 1 шт. |
| Станок KINZO 8Е 373 | 1 шт. |
| Пила по дереву KINZO 8Е200 | 1 шт. |
| Станок деревообрабатывающий ИЭ 60092А | 1 шт. |
| Станок сверлильно-фрезерный KINZO 8Е 381 | 1 шт. |
| Станок для обработки дерева и металла KINZO 8Е 373 | 1 шт. |
| Станок токарный Е 208 | 1 шт. |
| Станок KINZO Е 320 | 1 шт. |
| Станок KINZO 8Е 208 | 1 шт. |
| Учебно-методический комплекс в электронном виде | 1 шт. |
| Разработка метод. указаний в электронном виде | 1 шт. |
| Набор стамесок для токарного станка по дереву | 1 ком. |
| Верстак столярный | 12 шт. |
| Верстак слесарный | 19 шт. |
| Комплект ОЖФ | 2 шт. |
| Аптечка | 1 шт. |
| Зубило | 5 шт. |
| Ножовка по металлу | 2 шт. |
| Молоток | 5 шт. |
| Электропаяльник | 5 шт. |
| Клещи | 4 шт. |
| Лобзик | 10 шт. |
| Набор напильников | 2 шт. |
| Рашпиль | 4 шт. |
| Рубанок | 26 шт. |
| Кусачки радиолюбительские | 5 шт. |
| Пилоразводка | 5 шт. |
| Разметочный инструмент «рейсмус» | 4 шт. |
| Штангенциркуль | 30 шт. |
| Стусло | 1 шт. |
| Набор шофера | 3 шт. |
| Набор слесарного инструмента (портфель) | 3 шт. |
| Набор фрез | 1 шт. |
| Набор столярного инструмента в чемодане | 2 шт. |
| Набор для выпиливания лобзиком | 2 шт. |
| Набор столярного инструмента | 1 шт. |
| Набор электротехнического инструмента | 3 шт. |
| КЭФ — 10 | 1 шт. |
| Набор столярного инструмента | 5 шт. |
| Приспособление для гибки металла | 1 шт. |
| Комплект инструмента (выколотки) | 1 шт. |
| Выжигатель электрический | 2 шт. |
| Шкаф книжный с антресолью | 1 шт. |
| Шкаф 2-х дверный с антресолью | 1 шт. |
| Шкаф 2-х дверный | 1 шт. |
| Стол учителя | 1 шт. |
| Стул полумягкий | 3 шт. |
| Кресло (б/у) | 1 шт. |
| Стул ученический | 30 шт. |
| Сервант (б/у) | 2 шт. |
| Доска классная | 3 шт. |
| Вешалка напольная | 1 шт. |
| Стол ученический | 12 шт. |
| Стол демонстрационный (б/у) | 2 шт. |
| Стул (б/у) | 2 шт. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
Тема урока | Теоретическая часть | Оснащение урока | Практическая работа | Работа в рамках «школы-территории здоровья» | Домашнее задание
| Дата |
| ||||||||||||||||||
Предп-я | Фактическая |
| |||||||||||||||||||||||
А | В | Г |
| ||||||||||||||||||||||
Введение |
| ||||||||||||||||||||||||
1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности | Основные направления полеводства. Направления полеводства, на пришкольном участке. | Инструкции по технике безопасности. |
| Формирование характера и здорового образа жизни. | Выучить ТБ
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
Раздел №1. Растениеводство (осенние работы) 10 часов. |
| ||||||||||||||||||||||||
2 | Классификация плодовых растений и их строение.
| Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. | Грабли, мотыги, лопаты. |
| Лечебно-оздоровительные свойства плодов и ягод | Параграф № 1-2 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
3,4 | Закладка плодового сада.
Инструктаж по ТБ. Пр. р. № 1 «Посадка саженцев». | Основные плодовые культуры России. Строение плодовых растений. Закладка плодового сада. Правила ТБ. Профессии, связанные с технологиями выращивания культурных растений. | Лопаты, грабли. | Пр. р. «Посадка саженцев плодовых растений».
| Соблюдение правил ТБ. При работе с деревьями. Значение фруктов в питании человека. | Параграф № 3 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
5,6 | Обрезка плодовых деревьев и кустарников.
Инструктаж по ТБ. Пр.р.№2 «Обрезка плодовых деревьев». | Обрезка плодовых деревьев и ягодных кустов (укорачивание, прореживание, прищипка). Правила ТБ. | Секатор, садовая пила, садовый нож.
| Пр.р. «Обрезка плодовых деревьев и кустов». | Проблемы экологии в твоем регионе. Правила поведения в лесу, парке. | Параграф № 4 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
7,8 | Инструктаж по ТБ. П.р. № 3 «Осенняя обработка почвы» | Очистка почвы от сорняков, сухих веток, опавшей листвы. | Грабли, мотыги, лопаты. | Пр.р. «Внесение минеральных и органических удобрений» | Правила ТБ при работе с удобрениями. Влияние нитратов на организм человека. Способы очистки воды. | Подготовить сообщение о пользе овощей. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
9,10 | Технология хранения с/х. продукции.
Инструктаж по ТБ. П.р. №4 « Закладка яблок на хранение» | Технология хранения с/х продукции.
|
|
| Питательная польза овощей с учетом условий хранения. | Параграф № 5-6 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
Раздел № 2. Создание изделий из древесины и древесных материалов. 12 часов.
Цель: — Создать условия для углубления знаний учащихся в области обработки древесины при ручной и механической обработке.
|
| ||||||||||||||||||||||||
11
12. | Свойства древесины
Создание изделия. П.р. №5 Выполнение чертежа изделия.
| Физико-механические свойства древесины. Определение плотности и влажности древесины. Зависимость области применения древесины от её свойств. Правила сушки и хранения древесины. Конструкторская документация. Технологическая документация. Технический процесс изготовления деталей. | Образцы древесины. Конструкторская и технологическая документация. Учебные таблицы с примерами выполнения чертежей. | Определение плотности древесины по объему и массе.
Выполнение чертежа изделия.
| Значение древесины для человека. | Параграф № 10
Параграф № 11 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
13
14 | Заточка и настройка дереворежущих инструментов.
Инструктаж по ТБ. П.р. №6 «Настройка стругов» |
Заточка и настройка дереворежущих инструментов. Правила безопасной работы.
| Заточный станок, пила, рубанок, верстак, тиски, напильник |
Настройка рубанка. | Первая помощь пир порезах, ушибах. | Параграф № 12 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
15-16 | Шиповые столярные соединения.
Инструктаж по ТБ. П.р. № 7 «Выполнение шипового соединения». | Ознакомление с шиповыми столярными соединениями. Шип, гнездо, проушина. Их конструктивные элементы. Виды и размеры шипов. Промышленные способы выполнения шиповых соединений. | Стенд «Шиповые столярные соединения». Пилы. Долото, стамеска. Напильник. | Выполнение разметки шипового соединения. Выполнение шипового соединения | Предупреждение травматизма. | Параграф № 13 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
17
18 | Соединение деталей шкантами и шурупами в нагель.
Инструктаж по ТБ. П.р. № 8 «Соединение деталей шкантами» | Профессии и специальности рабочих в деревообрабатывающей промышленности. Виды соединения деталей из дерева. Сборка деталей шкантами, шурупами и нагелями. Склеивание деревянных деталей. | Пила. Молоток, дрель. | Выполнение соединения деталей изделия шкантами | Необходимость своевременной уборки помещения. | Стр. 30-35 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
19
20 | Точение конических и фасонных деталей.
Пр.р. № 9 «Точение ручки напильника». | Характеристика цилиндрических и конических поверхностей, способы их получения. Виды резцов для точения деталей. Способы контроля точности получаемых деталей. | Токарный станок с комплектом инструментов и приспособлений. | Точение ручки для напильника | Влияние правильной осанки на организм человека | Стр. 35-38 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
21-22 | Пр.р. №10 «Точение ручки напильника». | Требования к материалам и инструментам при работе на токарном станке | Токарный станок с комплектом инструментов и приспособлений. | Точение ручки для напильника | Правила ТБ и санитарно-гигиенические. | Стр. 38-43. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
Раздел №4. Декоративно-прикладное творчество. 4 часа.
Цель: — Создать условия для формирования у учащихся художественной культуры, творческой активности. — Способствовать раскрытию и развитию индивидуальных и творческих способностей учащихся. — Выявление и поддержка технически талантливых детей. — Воспитание уважения к народным традициям.
|
| ||||||||||||||||||||||||
23-24 | Художественная обработка изделий из древесины. Пр.р. № 11 «Выполнение резьбы по дереву» | Знакомство с резьбой по дереву. Способы выполнения различных технологических операций. Увеличение и уменьшение рисунков. | Инструмент и приспособления для изготовления резьбы по дереву. | Творческое задание: составление орнамента. Выполнение резьбы по дереву. |
| Параграф № 14
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
25-26 | Пр.р. №12 «Выполнение резьбы по дереву» | Способы сборки и отделки изделий с различными видами художественной отделки древесины.Отделка изделий с помощью ЛКМ. | Инструмент и приспособления для изготовления резьбы по дереву. |
|
| Сообщения по теме урока. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
Раздел № 3. Создание изделий из металлов и пластмасс. 8 часов.
Цель: — Создать условия для формирования у учащихся понятий о видах сталей, термообработке, токарной, фрезерной обработке, видах резьбы и способах их получения. -Способствовать развитию интереса к выполнению практических учебных заданий. -Воспитывать культуру труда, прививать художественный вкус при отделке изделий.
|
| ||||||||||||||||||||||||
27-28 | Классификация и термическая обработка сталей.
П.р. № 13 «Выполнение чертежа детали» | Классификация сталей: (конструкционные, инструментальные) и легированные. Виды термической обработки сталей. Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Сечения. Разрезы. | Образцы сталей, учебные таблицы. Учебные таблицы,
Чертежи деталей. | Ознакомление с термической обработкой сталей.
Выполнение чертежа детали с точеными и фрезерованными поверхностями |
| Параграф № 15 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
29-30 | Назначение и устройство токарно-винторезного станка.
Пр.р. № 14 «Точение детали на токарно-винторезном станке». | Технология токарных работ по металлу. Токарные резцы. Виды резцов. Понятие о режимах резания Применение приспособлений для токарных работ. Технология обработки деталей. Организация рабочего места токаря. Правила безопасности труда при работе на токарно-винторезном станке. Приёмы работы на токарно-винторезном станке.
| Образцы резцов. Учебная таблица «Виды резцов». Учебные таблицы, Токарно-винторезный станок с комплектом инструментов и приспособлений.
| Ознакомление с токарно — винторезаным станком, его устройство и назначение. Ознакомление с токарными резцами. Наладка и настройка токарно-винторезного станка
| Первая помощь при ожогах и поражении электрическим током. | Параграф № 16
Выучить ТБ
Параграф № 17 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
31-32 | Пр.р. № 15 «Точение детали на токарно-винторезном станке». | Обработка цилиндрических поверхностей. Подрезка торца. Прорезание канавок. Отрезание заготовок. | Учебные таблицы, Токарно-винторезный станок с комплектом инструментов и приспособлений.
| Управление токарно-винторезным станком. Обтачивание наружной цилиндрической поверхности заготовки. |
| Параграф № 17 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
33-34 | Пр.р. № 16 «Нарезание резьбы».
| Виды резьбы. Резьбонарезной инструмент и приспособления. Нарезание наружной и внутренней крепёжной резьбы. | Метчики, плашки, приспособления для удержания инструментов. Таблица для определения диаметров стержней и отверстий под резьбу. | Нарезание наружной и внутренней резьбы.Способы нарезания наружной резьбы на токрно-винторезном станке. |
| Параграф № 18 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
Раздел №4. Декоративно-прикладное творчество. 4 часа.
Цель: — Создать условия для формирования у учащихся художественной культуры, творческой активности. — Способствовать раскрытию и развитию индивидуальных и творческих способностей учащихся. — Выявление и поддержка технически талантливых детей. — Воспитание уважения к народным традициям.
|
| ||||||||||||||||||||||||
35-36 | Декоративно-прикладные изделия из металла.
Пр.р. № 17 «Разработка эскиза изделия». | Виды художественной обработки металлов. Тиснение по фольге. Пропильной металл. Чеканка на резиновой подкладке. Изготовление, отделка и украшение изделий из металла. | Инструменты и приспособления для художественной обработки металлов | Выполнение эскиза художественного изделия по собственному вкусу. | Значение металла в жизни человека. |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
37-38 | Пр.р. № 18 «Изготовление художественного изделия из металла». | Правила ТБ. Знакомство с ажурной скульптурой. | Инструменты и приспособления для худ. обработки металлов. | Изготовление художественного изделия из металла |
| Подготовить сообщение |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
Раздел 5 « «Художественные изделия для оформления интерьера» 12часов.
| |||||||||||||||||||||||||
№ урока | Тема урока | Цели и задачи | Теоретическая часть | Практическая работа | Здоровье-сберегающий компонент образовательного процесса | Домашнее задание
|
| А | Б | В |
| ||||||||||||||
39-40
| Штукатурные работы. Правила ТБ.
Инструктаж по ТБ. Пр.р. № 19 «Выполнение штукатурных работ». | Знакомить с начальными профессиональными навыками штукатурных работ.
| Знакомить с начальными профессиональными навыками штукатурных работ. ▪ Профессия штукатур. | Выполнение штукатурных работ | Вредное воздействие штукатурных работ на организм человека. Меры предосторожности. | Сообщения по теме урока. Выучить ТБ. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
41-42 | Плиточные работы Инструктаж по ТБ
Пр.р. № 20 «Ознакомление с технологией плиточных работ».
| Знакомить с начальными профессиональными навыками штукатурных работ.
| Знакомить с начальными профессиональными навыками плиточных работ. ▪ Профессия плиточник.
| Ознакомление с технологией плиточных работ | Правильный выбор качественной плитки. | Сообщения по теме урока. Выучить ТБ. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
43-44 | Виды мозаики. Инструктаж по ТБ
Пр. р. № 21 «Обработка поверхности для мозаики». | Знакомить с видами мозаики и способами ее изготовления. | ▪ Материалы для мозаики, их свойства. Виды мозаики. ▪ Способы крепления мозаичных материалов. Применение изделий в интерьере | Изготовление вяжущих растворов. ▪Обработка поверхности для мозаики.
| Преимущество натуральных материалов. | Сообщения по теме урока. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
45 | Выбор изделия для интерьера, его дизайн. | Продолжить формирование умений и навыков дизайна интерьера с использованием современных строительных материалов (гипс, сухие смеси, цементный раствор). Прививать рациональное использование подручного материала. | ▪ Обработка мозаичной структуры (камешки, ракушки, ягодные косточки). Выбор изделия для интерьера, его дизайн (эскиз). | Изготовление изделий с использованием мозаики. (Вазы, рамки, цветочные горшки) | Создание ситуации успеха. | Изготовление изделия с использованием мозаики. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
46,47, 48, 49 | Инструктаж по ТБ Пр. р. № 22 «Изготовление изделия с использованием мозаики».
| необходимость соблюдения ТБ при работе. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
50 | Инструктаж по ТБ Пр. р. № 23 «Оформление и отделка изделия». |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
Раздел № 5. Творческая деятельность 10 часов.
Цель: — Создать условия для плодотворной самостоятельной работы учащихся при выполнении творческого проекта.
|
| ||||||||||||||||||||||||
№ урока | Тема урока | Теоретическая часть | Оснащение урока | Практическая работа | Здоровье-сберегающий компонент образовательного процесса | Домашнее задание
|
| А | Б | В |
| ||||||||||||||
51. | Требования к проектированию изделий. | Техническая эстетика, «Золотое сечение». |
|
|
| Параграф 39 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
52. | П.р. № 24 «Выбор и обоснование темы проекта». | Выбор индивидуальных тем для работы | Рабочие тетради и чертёжно-письменные принадлежности. |
| Использование натуральных материалов. |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
53. | П.р. № 25 «Дизайнерская проработка изделия». | Основные требования к внешнему виду изделий. | Образцы изделий с различной отделкой. | Выполнение эскизов проектируемых изделий. | Формирование характера и здорового образа жизни.
| Параграф 40 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
54. | П.р. № 26 «Техническое проектирование изделия». | Разработка конструкции изделия | Изделия с различными конструктивными элементами. | Проработка технологии изготовления. |
| Работа над проектом |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
55. | П.р. № 27 «Технологическое проектирование». | Технологическая карта, порядок составления с учётом конкретных условий наличия инструментов и оборудования. |
| Составление технологической карты. | Вредное воздействие компьютера на детский организм. | Работа над проектом |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
56-57 | Инструктаж по ТБ. П.р. № 28 «Изготовление деталей» | Техника безопасности при работе с различным инструментом и оборудованием. | По индивидуальной потребности учащихся. | По индивидуальному плану учащихся. |
| Работа над проектом |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
58. | Инструктаж по ТБ. П.р. № 29 «Сборка и отделка изделия». | Соединение деталей, Виды отделки изделий. | По индивидуальной потребности учащихся.
| По индивидуальному плану учащихся. | Умение пользоваться инструкциями. | Работа над проектом |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
59. | П.р. № 30 « Экономические расчеты» | Экономические расчеты при выполнении проекта. Затраты на оплату труда. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
60. | Защита проектов. | Критерии оценки проектов. |
|
| Создание ситуации успеха |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
Раздел №8. Растениеводство (весенние работы) 10 часов.
|
| ||||||||||||||||||||||||
61,62 | Правила ТБ. Уход за садом. Пр. р. № 31 «Уход за плодовыми деревьями». | Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Профессии, связанные с технологиями выращивания культурных растений. | Инструкции по технике безопасности. | Уход за плодовыми деревьями | Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. | Подготовить сообщение по теме урока. Повторить ТБ. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
63,64 | Прививки плодовых культур. Пр. р. № 32 «Прививка фруктовых деревьев». | Размножение плодовых и ягодных растений. Прививка плодовых культур. Окулировка. | Ящики с сеянцами, колышки диаметром 1-1,5см. лейки с водой. | Прививка фруктовых деревьев | Рациональный режим труда. | Повторить ТБ. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
65,66 | Плодовый питомник. Пр. р. № 33 «Обрезка фруктовых деревьев» | Плодовый питомник. Пр. р. «Обрезка фруктовых деревьев» |
| Обрезка фруктовых деревьев | Значение фруктов в питании человека. | Подготовить сообщение по теме урока. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
67,68 | Болезни и вредители фруктовых деревьев. Пр. р. № 34 «Подкормка растений». | Болезни и вредители фруктовых деревьев. Подкормка растений. | Грабли, мотыги. | Подкормка растений | Охрана окружающей среды – задача каждого человека. |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
69,70 | Ягодные культуры, посадка и уход. Пр.р. № 35 «Весенняя обрезка саженцев ягодных культур» | Ягодные культуры, посадка и уход. | Лопаты, мотыги, лейки. | Выполнить весеннюю обрезку саженцев ягодных культур. | Витамины. Аллергия. |
|
|
|
|
|
|