ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ончурова Анна Викторовна | ||||
ОУ | МБОУ «СОШ № 40» г. Братска | |||
Направление | Технология | |||
Предмет | Технология | |||
Программа | Программа для общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение 5-11 классы. Авторы Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. М.: «Просвещение», 2008. Рекомендовано МО РФ | |||
Учебник | Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко, Технология. Обслуживающий труд: 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2008. – 192 с. | |||
Количество часов | 68 учебных часов в год, 2 часа в неделю | |||
Раздел | Материаловедение | |||
Тема | Классификация текстильных волокон и их свойства | |||
Класс | 5 | |||
Характеристика класса | Общеобразовательный класс со средним и высоким показателем качества обученности | |||
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||
Цели |
| |||
Задачи |
| |||
Оборудование к уроку | Образцы тканей, образцы волокон, электронный микроскоп, снимки тканей, полученные с помощью электронного микроскопа, раздаточные таблицы | |||
ЦОР | Мультимедийная презентация с двумя видеофрагментами | |||
Основные понятия темы | Волокно, ткань, сырьё, пряжа | |||
Методы обучения | Словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский | |||
Виды деятельности учащихся | Индивидуальная, парная, коллективная | |||
Формируемые УУД | Познавательные УУД Общеучебные
Логические
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
| |||
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Организация начала занятия | Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество | Настраиваются на работу |
| Подготовка учащихся к работе и сотрудничеству |
Подготовка к основному этапу | Демонстрация видеофрагмента «Как это сделано»
| Отвечают на вопросы по фрагменту, формулируют тему урока.
| Вопросы классу: Как вы считаете, чем мы будем заниматься на уроке? Что нам предстоит освоить? Какова тема урока? | Самостоятельное формулирование темы урока |
Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний | Знакомятся с Таблицей № 1 | В таблице представлены параметры, характеризующие свойства тканей. В течение урока вам необходимо будет заполнить пустые строчки таблицы из экспериментов, практических работ, самостоятельных заданий и из учебника. Как выдумаете, какие цели и задачи нам с вами предстоит сегодня решить? | Самостоятельное формулирование цели и задач урока. Постепенное ознакомление с характеристиками свойств волокон и ткани |
Даёт историческую справку | Устанавливают последовательность получения ткани
| Вопрос классу: Какова последовательность получения ткани?
| Определение последовательности: Выращивание – прядение – ткачество Схема № 1 | |
Рассказывает о волокнах, о способах их получения | Воспринимают новый материал. Работают в тетради
| Задание классу: Записать в рабочую тетрадь классификацию текстильных волокон Схема № 2 | Умение слушать, воспринимать информацию | |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка | Практическая работа №1с образцами волокон «Определение видов волокон образцов сырья» | Задание классу: По предлагаемым образцам определите виды волокон сырья, результаты запишите в Таблицу № 2 | Осознанное усвоение материала |
Закрепление новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний с помощью Практической работы № 2-1 (кинестеты), Практической работы № 2-2 (визуалы) | Практическая работа № 2-1 с образцами волокон «Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон (по внешнему виду и на ощупь)» | Задание 1 группе: Определите различия по внешним признакам и по ощущениям двух образцов волокон, результаты запишите в Таблицу № 3 | Понимание того, что по внешнему виду можно определить, что волокна льна грубые и толстые, а волокна хлопка мягкие и менее толстые |
Практическая работа № 2-2с образцами волокон «Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон (по толщине волокон и по блеску)» | Задание 2 группе: Определите различия по толщине и по блеску двух образцов волокон, результаты запишите в Таблицу № 4 | Понимание того, что волокна льна более толстые и блестят, а волокна хлопка менее толстые и матовые | ||
Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний. Знакомство со способами производства тканей (Схема № 3) Демонстрация видеофрагмента «Инструменты, методы и способы изготовления льняных тканей» | Визуальное усвоение материала | Вопрос классу: Как волокна превращаются в ткань? | Понимание последовательности процесса изготовления тканей |
Формулировка проблемного вопроса: Можно ли из волокон сразу получить ткань? | Усвоение материала, работа в рабочей тетради | Задание классу: Восстановите схему: Сырьё — … — ткань
Запишите схему процесса создания ткани | Умение различать виды тканей Знать последовательность получения ткани | |
Первичная проверка понимания | Вопросы классу:
| Примерные ответы:
|
| Осознанное усвоение материала |
Закрепление новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний с помощью Практической работы № 3 | Практическая работа № 3с электронным микроскопом «Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных тканей (по внешнему виду, по толщине нити и её по блеску)» | Задание 3 группе: Определите с помощью электронного микроскопа, чем по внешнему виду, по толщине нити и по её блеску отличаются образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, результаты наблюдений запишите в Таблицу № 5 | Понимание того, что свойства волокон переходят и на свойства тканей |
Подведение итогов урока | Направляет деятельность учащихся к обобщению характеристик и свойств волокон и тканей, к совместному подведению итогов урока. Анализ и оценка успешности достижения цели. Совместное действие с учащимися: определяют области применения тканей в зависимости от свойств волокон и тканей | Работа с Таблицей № 1 Записывают характеристики свойств волокон и ткани | Задание классу: Используя информацию по новой теме из содержания урока и материала учебника, запишите в тетрадь, какими свойствами обладают волокна и ткани | Анализ, построение логической цепи рассуждений. Полное усвоение материала урока |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания
| Записывают варианты домашнего задания | Учитель дает на выбор три уровня задания:
|
|
Рефлексия | Предлагает поместить в «вазу» цветы розовые или фиолетовые (комфортность на уроке) | Диалог с учителем |
| Комфортное состояние на уроке |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица № 1
ПАРАМЕТРЫ | ЛЁН | ХЛОПОК | |
1 | ГОРЕНИЕ |
|
|
2 | ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ (впитывание влаги) |
|
|
3 | СТОЙКОСТЬ К СВЕТУ |
|
|
4 | СВОЙСТВА НА ОЩУПЬ (из табл. № 2) |
|
|
5 | УСТОЙЧИВОСТЬ К СМИНАНИЮ |
|
|
6 | СТИРКА |
|
|
7 | НАГРЕВ УТЮГА |
|
|
8 | ВИДЫ ТКАНИ ИЗ ДАННОГО СЫРЬЯ |
|
|
Практическая работа № 1. «Определение видов волокон образцов сырья»
Инструкция к работе:
По предлагаемым образцам определите виды волокон сырья, результаты запишите в Таблицу № 2
Таблица № 2
| сырьё | |
1 |
|
|
2 |
|
|
Практическая работа № 2-1 (группа кинестеты).
«Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон»
Инструкция к работе
-
Возьмите образцы волокон хлопка и льна.
-
Сравните их по внешнему виду и на ощупь.
-
Результаты опытов занесите в Таблицу № 3.
Таблица № 3
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ | ||
ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ | НА ОЩУПЬ | |
ЛЁН |
|
|
ХЛОПОК |
|
|
Практическая работа № 2-2 (группа визуалы).
«Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон»
Инструкция к работе
-
Возьмите образцы волокон хлопка и льна.
-
Сравните их по толщине волокон и по блеску.
-
Результаты опытов занесите в Таблицу № 4.
Таблица № 4
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ | ||
ТОЛЩИНА ВОЛОКОН | БЛЕСК | |
ЛЁН |
|
|
ХЛОПОК |
|
|
Практическая работа № 3
«Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон»
Инструкция к работе
Определите с помощью электронного микроскопа, чем по внешнему виду, по толщине нити и по её блеску отличаются образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, результаты наблюдений запишите в Таблицу № 5
Таблица № 5
| ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ | |||
ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ | ТОЛЩИНА ВОЛОКОН | БЛЕСК | ||
ЛЁН
|
|
|
|
|
ХЛОПОК
|
|
|
|
|
Схема № 1
Схема № 2
Схема № 3