ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. учителя

Ончурова Анна Викторовна

ОУ

МБОУ «СОШ № 40» г. Братска

Направление

Технология

Предмет

Технология

Программа

Программа для общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение 5-11 классы. Авторы Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. М.: «Просвещение», 2008. Рекомендовано МО РФ

Учебник

Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко, Технология. Обслуживающий труд: 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2008. – 192 с.

Количество часов

68 учебных часов в год, 2 часа в неделю

Раздел

Материаловедение

Тема

Классификация текстильных волокон и их свойства

Класс

5

Характеристика класса

Общеобразовательный класс со средним и высоким показателем качества обученности

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели

  • Определение свойств волокон и тканей, которые из них изготавливают (предметная)

  • Формирование умения подбирать подходящую по свойствам ткань для определенной цели (метапредметная)

Задачи

  • Познакомиться со свойствами волокон и тканей из них

  • Ознакомиться со способами получения волокна

  • Научиться различать волокна и свойства тканей из них

Оборудование к уроку

Образцы тканей, образцы волокон, электронный микроскоп, снимки тканей, полученные с помощью электронного микроскопа, раздаточные таблицы

ЦОР

Мультимедийная презентация с двумя видеофрагментами

Основные понятия темы

Волокно, ткань, сырьё, пряжа

Методы обучения

Словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский

Виды деятельности учащихся

Индивидуальная, парная, коллективная

Формируемые УУД

Познавательные УУД

Общеучебные

  • формулирование познавательной цели

  • поиск и выделение информации

  • моделирование

Логические

  • анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

  • синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты

  • выбор оснований и критериев для сравнения

  • установление причинно-следственных связей

  • построение логической цепи рассуждений

  • доказательство

  • выдвижение гипотез и их обоснование

 

Коммуникативные УУД

  • Определение цели, функций участников, способов взаимодействия

  • Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

  • Выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов её разрешения, принятие решения и его реализация

  • Контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

Регулятивные УУД

  • Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

  • Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий)

  • Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)

  • Оценка и самооценка

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Организация начала занятия

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество

Настраиваются на работу

Подготовка учащихся к работе и сотрудничеству

Подготовка к основному этапу

Демонстрация видеофрагмента «Как это сделано»

Отвечают на вопросы по фрагменту, формулируют тему урока.

Вопросы классу:

Как вы считаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Что нам предстоит освоить?

Какова тема урока?

Самостоятельное формулирование темы урока

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний

Знакомятся с Таблицей

1

В таблице представлены параметры, характеризующие свойства тканей. В течение урока вам необходимо будет заполнить пустые строчки таблицы из экспериментов, практических работ, самостоятельных заданий и из учебника.

Как выдумаете, какие цели и задачи нам с вами предстоит сегодня решить?

Самостоятельное формулирование цели и задач урока.

Постепенное ознакомление с характеристиками свойств волокон и ткани

Даёт историческую справку

Устанавливают последовательность получения ткани

Вопрос классу:

Какова последовательность получения ткани?

Определение последовательности:

Выращивание – прядение –

ткачество

Схема № 1

Рассказывает о волокнах, о способах их получения

Воспринимают новый материал. Работают в тетради

Задание классу:

Записать в рабочую тетрадь классификацию текстильных волокон

Схема № 2

Умение слушать, воспринимать информацию

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка

Практическая работа №1с образцами волокон

«Определение видов волокон образцов сырья»

Задание классу:

По предлагаемым образцам определите виды волокон сырья, результаты запишите в Таблицу № 2

Осознанное усвоение материала

Закрепление новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний с помощью Практической работы № 2-1 (кинестеты), Практической работы № 2-2 (визуалы)

Практическая работа

2-1 с образцами волокон

«Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон (по внешнему виду и на ощупь)»

Задание 1 группе:

Определите различия по внешним признакам и по ощущениям двух образцов волокон, результаты запишите в Таблицу № 3

Понимание того, что по внешнему виду можно определить, что волокна льна грубые и толстые, а волокна хлопка мягкие и менее толстые

Практическая работа

2-2с образцами волокон

«Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон (по толщине волокон и по блеску)»

Задание 2 группе:

Определите различия по толщине и по блеску двух образцов волокон, результаты запишите в Таблицу № 4

Понимание того, что волокна льна более толстые и блестят, а волокна хлопка менее толстые и матовые

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний.

Знакомство со способами производства тканей (Схема № 3)

Демонстрация видеофрагмента «Инструменты, методы и способы изготовления льняных тканей»

Визуальное усвоение материала

Вопрос классу:

Как волокна превращаются в ткань?

Понимание последовательности процесса изготовления тканей

Формулировка проблемного вопроса: Можно ли из волокон сразу получить ткань?

Усвоение материала, работа в рабочей тетради

Задание классу:

Восстановите схему:

Сырьё — … — ткань

Запишите схему процесса создания ткани

Умение различать виды тканей

Знать последовательность получения ткани

Первичная проверка понимания

Вопросы классу:

  1. Как вы думаете, свойства волокон перейдут на свойства тканей?

  2. Как они будут называться?

  3. Какие виды хлопчатобумажных и льняных тканей вы знаете?

  4. Для чего мы изучаем свойства тканей?

Примерные ответы:

  1. Да, например цвет, жёсткость, блеск, сминаемость

  1. Лён, хлопок

  1. Сатин, байка, вельвет и др

  1. Чтобы обеспечить правильный уход за изделиями, правильно выбирать способы пошива и обработки тканей

Осознанное усвоение материала

Закрепление новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний с помощью Практической работы № 3

Практическая работа

3с электронным микроскопом

«Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных тканей (по внешнему виду, по толщине нити и её по блеску)»

Задание 3 группе:

Определите с помощью электронного микроскопа, чем по внешнему виду, по толщине нити и по её блеску отличаются образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, результаты наблюдений запишите в Таблицу № 5

Понимание того, что свойства волокон переходят и на свойства тканей

Подведение итогов урока

Направляет деятельность учащихся к обобщению характеристик и свойств волокон и тканей, к совместному подведению итогов урока.

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Совместное действие с учащимися: определяют области применения тканей в зависимости от свойств волокон и тканей

Работа с Таблицей № 1

Записывают характеристики свойств волокон и ткани

Задание классу:

Используя информацию по новой теме из содержания урока и материала учебника, запишите в тетрадь, какими свойствами обладают волокна и ткани

Анализ, построение логической цепи рассуждений.

Полное усвоение материала урока

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания

Записывают варианты домашнего задания

Учитель дает на выбор три уровня задания:

  1. Собрать информацию о натуральных тканях (Бархат, панбархат, плюш, вельвет, батист) в разных информационных источниках

  2. Подготовить презентацию о возможных применениях х/б и льняных тканей (например, какие ткани используются для пошива мешков для картофеля, праздничного платья, летнего костюма)

  3. Приготовить коллекцию х/б и льняных тканей

Рефлексия

Предлагает поместить в «вазу» цветы розовые или фиолетовые (комфортность на уроке)

Диалог с учителем

Комфортное состояние на уроке

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица № 1

ПАРАМЕТРЫ

ЛЁН

ХЛОПОК

1

ГОРЕНИЕ

2

ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ (впитывание влаги)

3

СТОЙКОСТЬ К СВЕТУ

4

СВОЙСТВА НА ОЩУПЬ (из табл. № 2)

5

УСТОЙЧИВОСТЬ К СМИНАНИЮ

6

СТИРКА

7

НАГРЕВ УТЮГА

8

ВИДЫ ТКАНИ ИЗ ДАННОГО СЫРЬЯ

Практическая работа № 1. «Определение видов волокон образцов сырья»

Инструкция к работе:

По предлагаемым образцам определите виды волокон сырья, результаты запишите в Таблицу № 2

Таблица № 2

образца

сырьё

1

2

Практическая работа № 2-1 (группа кинестеты).

«Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон»

Инструкция к работе

  1. Возьмите образцы волокон хлопка и льна.

  2. Сравните их по внешнему виду и на ощупь.

  3. Результаты опытов занесите в Таблицу № 3.

Таблица № 3

ВИД ВОЛОКНА

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ

НА ОЩУПЬ

ЛЁН

ХЛОПОК


Практическая работа № 2-2 (группа визуалы).

«Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон»

Инструкция к работе

  1. Возьмите образцы волокон хлопка и льна.

  2. Сравните их по толщине волокон и по блеску.

  3. Результаты опытов занесите в Таблицу № 4.

Таблица № 4

ВИД ОБРАЗЦА

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ТОЛЩИНА ВОЛОКОН

БЛЕСК

ЛЁН

ХЛОПОК

Практическая работа № 3

«Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон»

Инструкция к работе

Определите с помощью электронного микроскопа, чем по внешнему виду, по толщине нити и по её блеску отличаются образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, результаты наблюдений запишите в Таблицу № 5

Таблица № 5

ВИД ОБРАЗЦА

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ

ТОЛЩИНА ВОЛОКОН

БЛЕСК

ЛЁН

ХЛОПОК

Схема № 1

Схема № 2

Схема № 3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here