Предмет: технология

Учебник: Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: учебник для 3 класса. — 4-е изд., Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.

Тема: «Аппликация из цельных нитей». Раздел «Текстильные материалы».

Цель: создать условия для овладения приёмом выкладывания узоров из цельных нитей.

Задачи:

Обучающая: формирование умения изготавливать аппликацию из цельных нитей по рисунку, планировать и выполнять технологические операции (деление окружности на 6 частей с помощью циркуля, создание узора без отрыва карандаша от бумаги и без пересечения линий, выкладывание простого узора из цельной шерстяной нити, используя клей ПВА).

Развивающая: развитие умения контролировать, корректировать и оценивать учебную задачу и свои действия для её решения; развитие художественных и конструкторско- технологических способностей обучающихся.

Воспитательная: формирование положительной мотивации к уроку технологии путём вовлечения каждого в активную деятельность; ответственности за результат учебного труда; самоконтроля и взаимоконтроля в совместной деятельности .

Тип урока: урок «открытия» нового (урок-практикум).

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: учебник Проснякова Т.Н. Технология. «Уроки мастерства», клей, кисточка, цветной или белый картон для основы, клубок шерстяных ниток, циркуль, карандаш, компьютер, проектор.

Класс: 3

Учитель начальных классов: Бударина Галина Борисовна, высшая категория, МОУ «СОШ № 103».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Метапредметные (УУД) и личностные результаты

1

Самоопределение к деятельности.

Организует диалог:

— Прочитайте изречение французского философа и писателя.

Мир дан человеку как загадка, которую следует разгадать.

Жорж Батай

— Как вы понимаете данное высказывание?

— Хотели ли бы вы сегодня вместе разгадать одну маленькую загадку необъятного мира?

— Какие законы совместной работы мы с вами должны помнить?

Дети участвуют в диалоге.

  1. Каждый работает на своём рабочем месте, не мешая друг другу;

  2. Перед началом работы надо проверить порядок на рабочем месте и сохранять его в процессе  всей работы;

  3. Осторожно обращаться с ножницами, чтобы нечаянно не травмировать себя или соседа;

  4. Закончил работу – помоги соседу;

  5. Быть доброжелательным, терпеливым, уметь слушать других и спокойно высказывать своё мнение.

Коммуникативные: владение диалогической речью в соответствии с нормами родного языка; определение способов взаимодействия в коллективе; умение сотрудничать в коллективе .

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: общеучебные- смысловое чтение.

Личностные: самоопределение.

2

3.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Постановка учебной задачи.

— Пришла пора узнать, какая же загадка стоит перед нами сегодня. Послушайте стихотворение Марины Байковой «Снежные цветы».

— О каких снежных цветах идёт речь?

— Какого цвета снежинки?

— В истории были случаи, когда выпадал цветной снег. Воспользуйтесь знаниями курса «Окружающий мир» и объясните, от чего это зависит?

Учитель обобщает и дополняет при необходимости ответы детей:

— Верно снег может окрашиваться от примесей, которые находятся в воздухе из-за бурь (пыль, песок), из-за выбросов предприятий. В арктических и горных регионах снег выпадал розовым или даже красным из-за подкрашивания организмами, живущими между кристаллами (водорослями, например).

— Рассмотрите изображение снежинок в учебнике и найдите информацию о том, что общего у всех снежинок.

— Из какого материала можно сделать снежинку?

-Рассмотрите образцы снежинок, представленных на экране, и скажите, какую из них мы будем выполнять сегодня? Почему вы так решили?

— Чем эта поделка отличается от остальных?

— Как называется раздел, над которым мы сегодня начинаем работу?

— Как вы понимаете значение данного выражения?

— Чем надо воспользоваться, чтобы точно узнать значение слова?

— Воспользуемся Толковым словарём С.И. Ожигова.

— Как можно использовать данную поделку с использованием текстильных материалов?

Анализ изделия.

— Рассмотрим подробнее изделие, для выявления особенностей его изготовления.

— Какие материалы нам понадобятся?

— Для чего нужен циркуль и карандаш?

— Что вы уже умеете делать?

— Какой этап работы при изготовлении снежинки может вызвать затруднение?

— Что предстоит нам сегодня сделать? Какова цель нашего урока?

Ученик читает стихотворение:

Белоснежными цветами забросала нас зима,
Залепила лепестками окна, крыши и дома.

Белоснежные дорожки, белоснежные кусты,
Белым — белым на ладошке, чудо — снежные цветы !

Пахнут свежестью морозной, а на ощупь холодны,
Друг на друга не похожи, лепестки их так нежны !

Белоснежными цветами одарила нас сполна,
Наша щедрая хозяйка, белоснежная Зима.


— О снежинках.

— Белого. Но на солнце могут переливаться разными цветами радуги.

Дети высказывают свои гипотезы.

Работа по извлечению информации из текста и иллюстраций учебника.

— У всех снежинок 6 лучей.

— Из бумаги, из бусинок, из бисера, связать крючком и т.д.

Дети обосновывают свой выбор.

— В ней используются шерстяные нити.

— Текстильные материалы.

Приводят свои варианты ответов.

— Толковым словарём.

— Текстиль- изделия, выработанные из волокон и нитей.

— В качестве подарка, для украшения комнаты, ёлки, как подставку под горячее и т.д.

Дети участвуют в диалоге.

Для изготовления эскиза снежинки.

— Чертить окружность с помощью циркуля.

— Делить окружность на 6 частей с помощью циркуля.

— Выкладывание цельной нити. Отрезать кусочки нельзя.

— Научиться выкладывать узор из цельной нити, т.е. делать аппликацию из цельных нитей.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: саморегуляция.

Познавательные: общеучебные- поиск и выделение информации из текста и иллюстраций; логические- выявление сущности и особенности объектов;

анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: саморегуляция; прогнозирование (составление плана); контроль; оценка; осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные: логические- построение логической цепи рассуждений;

действия постановки и решения проблем- формулирование проблемы;

общеучебные- самостоятельное выделение познавательной цели.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать других.

4

Построение проекта выхода из затруднения.

Открытие практического умения.

— Догадались ли вы , что нужно сделать, чтобы выложить узор цельной нитью, не разрезая. Рассмотрите образец изделия.

— Что самое сложное?

— Найдите в учебнике ещё один совет для получения аккуратной работы.

Планирование предстоящей практической работы ( выстраивание последовательности изготовления изделия)

— Представьте, как будет выглядеть ваша снежинка.

— В какой части работы можно проявить творчество и сделать что- либо по желанию?

— В учебнике дана часть инструкционной карты. Какие этапы её скрыты?

— Если мы дополним инструкционную карту, о чём она нам расскажет?

— Составим план наших действий, объединившись в группы. Пользуйтесь вашим помощником- учебником.

— В каком порядке будем выполнять работу?

Самостоятельно- практическая работа.

— При работе с какими инструментами нужно помнить о технике безопасности?

— Напомните правила безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

-Организуйте свои рабочие места так, чтобы это было удобно и безопасно для вас и ваших товарищей.

— Рисовать узор не отрывая карандаша от бумаги.

— Запомнить «путь» карандаша, который надо повторить нитью.

— Если нить достаточно толстая, лучше избегать пересечения линий.

— Можно выбрать цвет и форму картона, цвет нити, узор снежинки, но надо помнить , что снежинку должно быть хорошо видно, и она должна выглядеть как снежинка, а не как обычный узор.

— Те этапы, в которых показано то, что мы уже умеем делать ( чертить окружность, делить её на 6 частей).

— О последовательности действий при изготовлении снежинки.

Работа в группах с последующим обсуждением.

1. Выбрать основу.

2. Начертить окружность.

3. Разделить окружность на 6 частей.

4. Нарисовать узор снежинки, не отрывая карандаш от бумаги.

5. Нанести клей на начальную часть узора, приклеить часть нити, продолжить до завершения узора.

— При работе с циркулем и ножницами.

1. Надо соблюдать порядок на рабочем месте;

2.Перед работой проверить исправность инструментов и работать только исправными;

3.Ножницы надо класть кольцами к себе, а подавать – кольцами вперёд;

4.Нельзя оставлять ножницы и циркуль открытыми;

5.Хранить надо ножницы в чехле лезвиями вниз;

6.Нельзя играть ножницами и циркулем и подносить их к лицу;

7.Использовать ножницы и циркуль только по назначению.

Ученики организуют свои рабочие места.

Во время практической работы у некоторых детей могут возникать трудности.

При необходимости дети работают в парах, объясняя друг другу сложные моменты. (Технология «Помощник»)

Познавательные: общеучебные- извлечение необходимой информации путём наблюдения за готовым образцом, переработка информации; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; оформление мыслей в устной форме.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

общеучебные- смысловое чтение.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в группе; умение выражать свои мысли.

Регулятивные: прогнозирование, оценка, контроль, коррекция.

Коммуникативные: умение работать в паре.

Регулятивные: саморегуляция; осознание качества и уровня усвоения; контроль, коррекция.

Личностные: самоопределение.

5.

Первичное закрепление во внешней речи.

Обобщение.

— Что нового узнали на уроке?

— Что новое вы научились делать на уроке?

— Что бы вы сейчас сделали по-другому?

— Поделимся своим опытом с друзьями.

Уборка рабочих мест.

— Узнали о новом виде аппликации, о поделках из текстильного материала, о цветном снеге и красоте снежинок — «снежных цветов».

— Делать аппликацию из цельных нитей.

Оформляют выставку работ.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество; умение выражать свои мысли.

Познавательные: логические- подведение под понятие, обобщение.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

6.

Рефлексия деятельности.

— Предлагаю устроить выставку поделок и оценить готовые изделия по критериям:

-оригинальность,

-качество исполнения.

-Какую цель мы ставили в начале урока? Удалось ли нам её достигнуть?

— Оцените свою работу на уроке. (Технология «Линеечки»)

— Какую маленькую тайну огромного мира вы сегодня смогли разгадать?

— Вы узнали много нового и своим творчеством сделали мир красивее, а

значит урок не прошёл для вас даром.

— Чтобы волшебство снежинок осталось с вами, насладитесь песней «Снежинка» из к/ф «Чародеи».

При обсуждении акцент делается на аккуратные оригинальные работы, на недочёты указывается в рекомендательной форме.

— Да, мы выполнили аппликацию из цельных нитей.

Дети оценивают свою работу на уроке.

— Каждая снежинка неповторима, но у всех снежинок 6 лучей.

— Мы смогли увидеть красоту даже в маленькой снежинке.

— смогли эту красоту отобразить в своих работах.

Личностные: самоопределение; смыслообразование; оценивание усваиваемого содержания, практической работы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here