МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Конспект урока по технологии 7 класс (девочки)
Тема: Краткие сведения из истории рукоделия.
Подготовил: учитель технологии МБОУ СОШ №4 г. Тихорецка
ВИ Чернявская.
г. Тихорецк 2014 год.
Тема: Краткие сведения из истории рукоделия. История вязания крючком.
Цели:
— рассказать об истории возникновения вязания, его значении в современной жизни;
— познакомить учащихся с инструментами и материалами, используемыми при вязании, правилами подготовки пряжи к вязанию;
— способствовать формированию познавательного интереса к рукоделию;
— воспитать уважительное отношение к культуре народа;
— развить художественный вкус и ориентировать на качество изделий.
Оборудование: образцы готовых изделий, связанных крючком, набор крючков, различные виды пряжи, образцы схем различных изделий.
Ход урока.
1.Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы и целей урока.
2. Изучение нового материала.
Словесно- иллюстрационный рассказ с применением мультимедийного проекта.
Сообщение о различных видах рукоделия. (Презентация)
Сегодня наше занятие мы начинаем с разговора о рукоделии, которое является традиционным в любой стране мира. В каждой стране – свои особенности, свая культура, но человечество на протяжении многих веков собирало по крупинкам опыт искусных мастеров, передовая и совершенствуя его от поколения к поколению. Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Какие чудесные вышивки ,создавали и какие кружева вязали девушки! Сколько живого чутья к рисунку и красках праздничных Кубанских девичьих нарядах!
Как известно все начинается с детства.
Каждый из вас брал в руки карандаш, создавал «шедевры» на бумаге, с каким интересом вы вышивали цветы, делали замечательные игрушки и многое другое. Предметы, сделанные волшебными руками человека, окружают нас постоянно. Они влияют на наше подсознание, формируют наши чувства и эмоции, манеру поведения и общения.
Ведется с давних пор, что хранительницей очага является женщина. В понятие « вести хозяйство» вкладывается очень много – приготовление пищи, воспитание детей, содержание дома в чистоте и порядке. Женщина за прялкой или работающая за иглой, спицами всегда была олицетворением домашнего тепла и уюта, того творческого начала, которое преображало и одухотворяло быт.
В. Даль так определил значение слова «ремесло»: рукодельное мастерство, ручной труд, работа и умение, коим добывают хлеб, самое занятие, коим человек живет, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда».
За многие десятилетия существования интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появилось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда. Но всегда любому ремеслу нужно было много учиться , преодолевать различные трудности для того, чтобы достичь успеха. Ведь не зря существует пословица
« Мастерство тому дается, кто весь делу отдается».
А теперь давайте поговорим о различных видах женского рукоделия.
Самыми распространенными и, пожалуй, популярными считаются:
Вышивка- небольшое сообщение учащихся
макраме,
лоскутная мозаика— небольшое сообщение учащихся
вязание.
История вязания.
А теперь давайте обратимся к истории вязания, этого прекрасного и необычного вида рукоделия.
Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает. Но известно, что родилась эта чудо – петелька задолго до нашей эры, что люди владели техникой вязания в древнейшие времена.
Небольшое сообщение учащихся о истории вязания.
Рассказ о значение вязания в современной жизни.
Наверное, в вашем гардеробе обязательно есть вязаные изделия, а дом украшают различные мелкие приятные вещи – салфетки, игрушки, прихватки и т. д. Ручное вязание до сих пор не утратило своей популярности, а связанные вручную модные, художественно оформленные вещи пользуются успехом. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, модные, теплые вещи для детей и взрослых, для украшения своего дома.
Ознакомление учащихся с выставкой вещей, связанных крючком
Ознакомление учащихся с материалами и инструментами, используемыми при вязании крючком.
Если бы человек не создал нитки, то не появились бы в его жизни крючки, спицы, вязальные машины. А ведь разнообразие ниток из которых вяжут – огромно. Из ниток, тесьмы, шнуров, веревки люди научились создавать прекрасные изделия. Вязать можно из любых ниток: шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных, синтетических, льняных и искусственных. Кроме того, если в пряжу добавить вискозные или акриловые нити, то они придают ей золотистый или серебристый эффект.
Фасонная пряжа изготавливается по особой технологии с добавлением разных по качеству, цвету, свойствами нитей.
Фантазийная пряжа также состоит из смешанных нитей различной фактуры.
Как видите, разнообразие ниток и пряжи велико, но важно правильно определить, что лучше всего подходит для вашего изделия.
Так, например, салфетки, скатерти, шали вяжут из таких нитей, как ирис, «снежинка», «ромашка». А шапки, береты вяжут из шерстяной, синтетической, а летние из хлопчатобумажной пряжи.
Показ образцов изделий.
Наверняка в каждом доме есть вязанные вещи, из которых вы уже выросли или они вышли из моды. Умелая рукодельница обязательно их использует. Ведь так приятно сделать красивую новую вещь из того, что стало ненужным. Аккуратно распорите швы и распустите изделие. Смотайте нитки в моток и постирайте их. Для того чтобы нитки выпрямились, при сушке надо подвесить груз к каждому мотку.
Если нитки немного полиняли, их можно подкрасить или добавить к ним нитку другого цвета и другого качества и старая пряжа сразу приобретет лучший вид.
Новую или старую пряжу перематывают из мотка в моток для того, чтобы она оставалась мягкой и пушистой.
Основным инструментом для вязания служит крючок.
Крючки бывают металлические, костяные, пластмассовые. Деревянные разной толщены.
Номер крючка соответствует его толщине в миллиметрах. Как правило, крючок должен быть в 2- 2,5 раза толще нитки, а для грубой шерсти даже в 3 раза. Ажурные изделия вяжут тонкими металлическими крючками.
Выбирая крючок. Необходимо проверить, хорошо ли он отшлифован. Острая с глубоким вырезом бородка будет цепляться за нитки и палец, плохо протаскивать петли при вязании.
Показ образцов.
Практическая работа:
Подобрать для разных видов пряжи крючок соответствующего размера или к имеющемуся крючку пряжу.
Изучение санитарно-гигиенических требований и правил охраны труда при вязании крючком.
Вязание должно Вам приносить только пользу, поэтому важно помнить:
— Необходимо, чтобы положение тела при вязании было правильным. Садитесь поудобнее, откиньтесь на спинку кресла, дивана, стула.
— Не вяжите лежа – это вредно для зрения.
— Не вяжите по несколько часов подряд. Старайтесь работать не более 2 часов с перерывами.
— Не вяжите при плохом освещении. Свет должен падать слева.
— Крючки должны быть хорошо отшлифованы и хранится в определенном месте.
— Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – можно поранить рядом сидящего.
Итог урока.
Беседа с учащимися по вопросам.
— С каким новым видом рукоделия вы познакомились сегодня на уроке?
— Почему, не смотря на развитие машинного производства трикотажных изделий, до сих пор сохраняется мода на изделия, связанные вручную?
— Какие простейшие изделия для дома вы можете связать в ручную самостоятельно?
Анализ урока
Итак, беседуя с вами я убедилась, что вы заинтересовались этим видом рукоделия, поняли, что слова « сделано вручную» означают эксклюзивность данного изделия, его неповторимость.
Думаю, что наследующих занятиях мы с вами легко освоим технику вязания крючком.
Новые слова: Фасонная пряжа, фантазийная пряжа.
Выставление оценок, их аргументация.
Домашнее задание: пар 37 стр 139-141.
Список используемой литературы:
Технология. 7 класс. Обслуживающий труд. Под ред. Симоненко В.Д. М.: 2012
Технология : поурочные планы по разделу «Вязание» Автор Е.А. Гурбина.
Волгоград: Учитель, 2007г.
Журнал по декоративному вязанию крючком. Валя — Валентина.