Урок технологии во 2 классе

Изделие: поздравительная открытка.

Цель: закрепить приёмы построения прямоугольника от двух прямых углов.

Задачи уроков:

1. Совершенствование чертёжно-графических умений.

2. Расширение понятий и представлений о стилевых особенностях вещей и их связи с жизнью человека.

3. Уточнение знаний и представлений о специфике оформления новогодних открыток, об использовании в них отдельных средств художественной выразительности (цвета, символики образов, материала).

4. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

5. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.

6. Воспитание аккуратности, художественного вкуса.

Планируемые результаты:

Предметные: предметно-графические умения в построении прямоугольника от двух прямых углов.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: производить оценку выполненной работы (своей и товарищей), организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасной работы.

Познавательные УУД: анализировать информацию в учебнике, образцы, обсуждать их и сравнивать

Коммуникативные УУД: инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: проявлять мотивацию к учебной и творческой деятельности

Материалы, инструменты, оборудование:

А. У учителя: учебник; рабочая тетрадь; образец изделия (открытка с ёлочкой и с подвесками); образцы других новогодних поздравительных открыток (выставка на стенде или на доске из открыток промышленного производства и ручного изготовления).

Б. У учащихся: учебник; рабочая тетрадь.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку.

— Вот и наступила наша новая встреча с удивительным миром технологии. Вспомните, ребята, что таит в себе это слово?

— А что такое «технология»? Слово «технология» происходит от греческого слова техне, что означает – «искусство, мастерство»

— Как вы думаете, чему мы учимся на этих уроках?

— Поэтому мы будем учиться мастерству, умению создавать что-то своими руками. Нашим помощником на этом уроке будет рабочая тетрадь.

— Что необходимо нам на уроке технологии?

  1. Объявление целей и постановка учебных задач.

— Вокруг нас так много предметов, созданных мастерами.

Сообщение темы урока, обзор и анализ выставленных открыток.

— На этом уроке нам предстоит сделать такую открытку.

Что особенного в оформлении открыток и с чем связаны эти особенности?

Вывод: у новогодних открыток, во-первых, свои собственные сюжеты: чаще всего на них изображается ёлка, ёлочные игрушки, свечи, снеговик или Дед Мороз со Снегурочкой и т. п. Во-вторых, они отличаются особенной нарядностью, сказочностью.

В качестве фона на новогодней открытке может даже использоваться какой-нибудь тёмный цвет (фиолетовый, тёмно-синий или чёрный); такой не увидишь ни на какой другой открытке. И всё это связано с особенностями самого новогоднего праздника – волшебного, сказочного. Мы встречаем Новый год ночью, отсюда и тёмный фон. Но он всегда расцвечен праздничными огоньками, снежинками; часто используются блёстки, фольга, поэтому получается нестрашное или тревожное впечатление от этой темноты, а, наоборот, праздничное, сказочное.

А что могут означать сердечки, которые на одном из образцов в учебнике прикреплены к ёлочке в виде подвесок?

(Сердечко всегда означает особую симпатию, любовь и привязанность. А в данном варианте эти сердечки на цветных нитках одновременно как будто бы изображают и новогодние украшенияна ёлке, они даже по цвету сделаны не традиционно красными, а втон всей открытке. Из других украшений здесь только огоньки или снежинки на ёлке и вокруг неё. Ёлочка получилась нарядная, но одновременно строгая, нежная и изящная.)

  1. Изучение нового материала.

1. Из истории открытки.

Рассказ учителя. Открытка — обязательная составляющим каждого подарка, отражающая ваши мысли и желания.

Откуда к нам пришла мода на новогодние открытки? Обычай обмениваться открытками к Новому году возник в Англии. Первым отправил новогоднее поздравление по почте англичанин Генри Коул в 1843 году. После чего он попросил друга Джона Герсла нарисовать новогоднюю открытку. После этого эскиза в Лондоне было сделано 1000 экземпляров открытки. С тех пор обычай отправлять поздравительные новогодние открытки завоевал весь мир.

Знакомство с видами открыток.

Учитель. Если вы спросите своих родителей, бабушку или дедушку о том, какими были открытки 30-50 лет назад, то услышите, что чаще всего открытки были одинарными и имели прямоугольную форму (показывает учащимся образцы). Сейчас в продаже такое многообразие открыток, что называется, «глаза разбегаются», невозможно выбрать, какую купить, — все красивы и интересны.

Открытка сейчас может быть и круглой, и треугольной, раскладывающейся, и одинарной, музыкальной или динамичной (показывает на выставку открыток). И оформление открыток тоже разнообразно. Есть открытки с матовой поверхностью, есть блестящие, с блестками и без них. И все-таки, как бы ни были красивы такие открытки, рукотворные принесут близким вам людям больше радости и тепла.

Изготовление открыток своими руками.

— С чего начать изготовление открытки своими руками?

1) Решите, для кого она предназначена!

2) Подумайте, что вы умеете делать: рисовать? вышивать? плести из бисера? вязать? Все эти умения помогут в создании новогодней открытки. Процесс доставит удовольствие вам, а результат — друзьям и родным.

3) Подберем материалы и начнем творить!

2. Подбор материалов для аппликации.

Основываясь на выводах и впечатлениях от восприятия новогодних открыток, ученики подбирают цветную бумагу для своей композиции. Они должны выбрать бумагу для фона и для ёлочки ,которая будет основным элементом в композиции открытки. Выбирают главным образом «зимние», «новогодние» цвета – снега и льда, ночного неба и пр.

2. Практическая работа.

а. Повторение сведений о чертеже и эскизе.

Рассказ учителя. Вы уже знаете, что для изготовления изделий надо знать их устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения вы можете узнать из чертежа или эскиза. Чертеж — это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля и т. п.)

Часто применяется и эскиз изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба

Какие же правила нужно знать, чтобы нарисовать чертеж изделия или прочитать его?

Посмотрите на таблицу «Линии чертежа».

Задачи на мысленную трансформацию основной детали открытки и вычисление её размеров даны на с. 67 учебника. Аналогичные задачи даны в рабочей тетради (с. 21). Учащиеся могут выполнять их по вариантам.

ФИЗМИНУТКА

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш — метров через двести!

Раз-два, раз-два, хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Бег на месте, на предпоследней строчке стихотворения остановиться, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.

б. Разметка и заготовка деталей для аппликации.

Выполнение упражнений на построение развёртки.

Ученики выполняют упражнения 2 на с. 20-21 рабочей тетради. Эти упражнения направлены на закрепление знаний и умений (правильное построение прямоугольника от двух прямых углов), полученных на предыдущем уроке. Кроме того, они ещё раз помогают детям мысленно трансформировать объёмное изделие в плоскую развёртку.

Слежу за правильной отработкой каждой операции, так как в противном случае ребята забывают о том, что на обычном листе бумаги (без направляющих линий) прямоугольник строится не так, как на тетрадном листе в клеточку, и выполняют подобные построения на глазок.

В соответствии с рекомендацией, данной в учебнике, ученики изготавливают открытку в виде двойного листа плотной бумаги, на передней стенке которого размещается картинка-аппликация.Ученики размечают и вырезают все необходимые детали (основу открытки, цветной прямоугольник фона, ёлочку, 4 сердечка), а затем вырезают их. Мелкие детали складывают в коробочку.

в. Сборка изделия.

  • Из заготовленных деталей поэтапно под руководством собирают открытку.

  • Аккуратно продавив линию сгиба, сгибают основу открытки и проглаживают складку.

  • К передней части заготовки примеривают прямоугольник фона, помечают место его расположения едва заметными точками возле уголков и приклеивают.

  • Далее намечают расположение ёлочки на фоне и также приклеивают её.

  • После этого приступают к сборке подвесок-сердечек, а основу открытки на это время следует положить под пресс (под книгу).

  • Вырезанные сердечки приклеивают друг к другу изнаночными сторонами, предварительно пропустив между ними концы нитки.

  • Подвеску с сердечками на концах приклеивают к обложке открытки как показано на образце: примерно в середине нитки её присоединяют к открытке и заклеивают место соединения небольшой декоративной деталью (кружочком или кусочком фольги).

Пока клей высыхает, подвеску стараются не трогать и не двигать.

В это время можно дополнительно декорировать картинку звёздочками, огоньками и пр.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставка работ учащихся.

Изделия выставляются на стенде или на доске для просмотра и обсуждения. В ходе обсуждения отмечают наиболее выразительные и аккуратные работы.

Вопросы для обсуждения:

Что такое развертка?

Что вы изготовили на уроке?

На каком этапе работы у вас возникли трудности? Смогли ли вы их преодолеть?

Какое изделие вам понравилось больше всего?

5. Домашнее задание:

Выполнить задание на с. 62.

  1. «Рассмотрите фотографии и определите, где разметка начата правильно. Какие ошибки допущены в остальных случаях?»

  2. «Представьте, что вы рассказываете своему товарищу (маме, бабушке), как сделать открытку. Как вы будете объяснять?»

  3. Как правильно построить прямоугольник с помощью линейки на прямоугольном листе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here