Программа
элективного курса
«Введение в дизайн»
(по программе Дроздовой Е.Ю.)
Разработала :
учитель технологии
МБОУ»СОШ№10″ г. Йошкар — Олы
Миклина И.М.
Йошкар — Ола
2014г.
«Введение в дизайн»
Программа элективного курса для 11 класса
Пояснительная записка.
Данная программа включает комплекс вопросов не только расширяющих кругозор учащихся, но и имеет непосредственную связь с программой преподавания «Технологии» в 11 классе.
В ходе данного курса речь пойдёт о дизайнерах, занятых в различных областях нашей жизни: строительство, ландшафт, цветы, подарки, одежда, интерьер, и другое.
Представители этих профессий работают в различных организациях и фирмах: фитодизайнер — в цветочных салонах, дизайнер интерьера и штор — в магазинах и строительных компаниях, дизайнер одежды — в домах моды на шейных фабриках, дизайнеры по макияжу и визажисты — в салонах красоты.
Курс «Введение в дизайн» имеет прикладное назначение. В этом курсе учащиеся познакомятся с первичными знаниями об основах различных направлений в дизайне, что позволит им правильно сориентироваться в выборе профессии, развить творческий потенциал и стать конкурентоспособными среди дизайнеров.
Цель: приобретение знаний и умений по дизайну одежды, интерьера, ландшафта, фитодизайна и др.
Учебно – воспитательные задачи:
-
ознакомить с основными методами художественного проектирования;
-
формирование первичных навыков дизайнерского искусства;
-
систематизация знаний о разных видах дизайна;
-
выработка навыков по изготовлению различных проектов;
-
повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения и художественного вкуса;
-
подготовить детей к осознанному выбору профессии.
Программа состоит из 34 учебных часов, из них 11 отводится на теоретическую часть и 23 на практические (проектные и исследовательские работы).
Содержание учебного предмета.
Календарно – тематическое планирование.
2014 — 2015 год.
-
№
Темы занятий
СЕНТ.
ОКТ.
НОЯБ.
ДЕК.
Янв.
Февр.
март
Апр.
Раздел 1.
1.
Общие сведения о дизайне, его виды, историческая справка.
Раздел 2.
2.
Ландшафтный дизайн. Фитодизайн.
Раздел 3.
3.
Дизайн среды (интерьера и экстерьера)
4.
Дизайн штор.
Раздел 4
5.
Арт – дизайн..
6.
Дизайн одежды. Визаж
Раздел 5
7.
Промышленный дизайн.
8.
Графический дизайн.
РАЗДЕЛ 1.
Введение.
Цель: Дать основы понятия дизайн, цель дизайна, история дизайна.
Задачи:
-
научить ориентироваться в различных видах дизайна;
-
систематизировать знания о разных видах дизайна.
РАЗДЕЛ 2.
Ландшафтный дизайн. Фитодизайн. Свитдизайн.
Цель: научить детей определять влияние очертаний предметов на их назначение; выбирать материалы, украшения для ландшафта, использовать натуральные формы в создании проектов, приобретение навыков по составлению композиций.
Задачи:
-
изучить основы ландшафтного дизайна;
-
познакомиться с экологическим дизайном — отдельной областью ландшафтного дизайна;
-
выработать навыки в технологии составления фито- и свит-композиций.
РАЗДЕЛ 3.
Дизайн интерьера. Дизайн штор.
Цель: выполнять эскизы и рисунки по законам перспективы, получить знания и умения по текстильному дизайну интерьера.
Задачи:
-
строить композиции по законам цветовой гармонии;
-
ознакомить с основами дизайна помещений различного назначения;
-
четко разграничивать назначение интерьера;
-
декорировать интерьер шторами
-
составлять макеты и эскизы штор
-
составлять эскизы и модели интерьера различного назначения.
РАЗДЕЛ 4.
Арт – дизайн. Дизайн одежды. Визаж.
Цель: научить составлять коллекцию одежды, познакомить с основами макияжа, маникюра и парикмахерского дела.
Задачи:
-
получить навыки по выбору цветовой гаммы в зависимости от типа лица и кожи;
-
формировать художественный вкус;
-
развивать творческий потенциал при создании и разработке коллекции.
РАЗДЕЛ 5.
Промышленный и графический дизайн.
Цель: получить сведения о промышленной графике, получить знания о существующих программах для графического редактирования.
Задачи:
-
изучить виды шрифтов;
-
научиться разрабатывать образцы различных символов;
-
получить навыки работы на компьютере;
-
научиться разрабатывать короткие и лаконичные логотипы;
-
получить знания о работе с программой по заливке логотипа на изображение.
Формы проведения занятий различные: основная роль определена как деловая игра, лекция, а также семинар, исследование, изобретательство, защита творческих работ.
Кроме этого, следует использовать беседу, разработку рефератов, сообщений, практическую работу при выполнении заданий.
Учебно — тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Кол-во за полугодие | |
Раздел 1: Введение (2)
| ||||
I п | 1 | ТБ в кабинете. История дизайна. Понятие о дизайне | 1 |
|
| 2 | Практическая работа «Исследование видов дизайна» | 1 |
|
Раздел 2: Ландшафтный дизайн. Фитодизайн. Свитдизайн (6)
| ||||
| 3 | Ландшафтный дизайн | 1 |
|
| 4 | Фитодизайн | 1 |
|
| 5 | Искусство составления букетов из живых цветов | 1 |
|
| 6 | Проект ландшафтного дизайна | 1 |
|
| 7 | Изготовление букетов из конфет | 2 |
|
Раздел 3: Дизайн интерьера и штор (14)
| ||||
| 8 | Дизайн среды (интерьера и экстерьера) | 2 |
|
| 9 | Проект «Детская» | 4 |
|
| 16 | |||
| 10 | Проект «Кухня» | 4 |
|
| 11 | Дизайн штор | 1 |
|
| 12 | Ламбрекены | 1 |
|
II п | 13 | Проект «Дизайн штор» | 2 |
|
Раздел 4: Арт — дизайн. Дизайн одежды. Визаж (6)
| ||||
| 14 | Арт — дизайн | 1 |
|
| 15 | Дизайн одежды | 2 |
|
| 16 | Визаж | 3 |
|
Раздел 5: Промышленный дизайн (6)
| ||||
| 17 | Промышленный дизайн | 2 |
|
| 18 | Графический дизайн | 2 |
|
| 19 | Проект рекламного текста | 2 |
|
| 20 | Итоговое занятие — семинар | 1 |
|
| 19 | |||
Итого за год: 35 |
Примерный перечень проектных работ.
1.-Строительный чертеж фасада здания с элементами ландшафтного дизайна.
-Проект-исследование разных типов ландшафтного дизайна.
-
Искусство составления букетов.
-
Искусство свитдизайна.
-
Перспективные построения интерьеров, способы заливки цветом.
-
Варианты цветового оформления интерьера в зависимости от вида и расположения.
-
Изготовление образцов штор, ламбрекенов (с различными дизайнерскими находками), составление технологических карт по их изготовлению.
-
Варианты оформления окна разной формы (эркер, арка, круглое).
-
Реставрация одежды (б/у), декорирование, «её вторая жизнь».
-
Разработка коллекции одежды для выпускного бала.
-
Создание эскиза фантазийного макияжа.
-
Декоративный маникюр.
-
Создание и применение авторского шрифта.
-
Объявления различного характера при помощи графического редактора Word и WordArt.
-
Создание и применение авторского логотипа.
Литература.
CD – диск «Лучший софт для архитектора 2003»; «Архитектура»+ учебники и техническая документация на русском языке; Большая детская электронная энциклопедия. Искусство. MEDIA GROUP, 2003.
Для учителя:
Интерьер школы. — М., «Просвещение»,1972, В.Н. Шихеева, Т.Е. Астравая.
Изобразительное искусство и методика его преподавания. – М., 1999, «Академия», Н.М.Сокольникова.
Методика преподавания черчения. — М., «Просвещение», 1981, В.И.Кузьменко, М.А.Косолапов.
Методика обучения черчению и графике. — М., «Владос»,2004, А.А.Павлова, С.В.Жуков.
Наглядный и теоретический материал «ЕШКО» профессиональные курсы по специальности «Дизайн интерьера».
Для учащихся:
Детская энциклопедия «Я познаю мир» (искусство, архитектура) – М., ООО «Издательство Астрель», 2003, Т.Ю.Кравченко.
Дом.- М., «Прогресс», 1995, Марио Гомболи (В.С.Мухин).
Что нам стоит… и как построить…- №6 2002 г. Иркутск — (региональный журнал о ремонте, строительстве, материалах и услугах)
Ремонт и дизайн квартиры своими руками. (Сер. «Домашняя энциклопедия»). – Ростов н /Д; «Феникс», Гуль Н.
Ремонт и переустройство жилища. Евроремонт. – М., ООО «Хэлтон», 2000, Сафроненко В.М.
Цветы в саду. – «Нижегородское Книжное Издательство»,2001, Балашов А.И.
(справочное руководство по приусадебному цветоводству).
Домашний салон красоты. – М., «Рипол Классик», 1999, Навдаев П.
Энциклопедия для детей. Искусство. – М., «Аванта», 2003,Майсурян Н.