Тема урока: Разветвляющиеся алгоритмы.

Автор: Костьян Ольга Владимировна

учитель информатики

МОУ «СОШ №48 имени Героя Советского Союза Козина Н.Д.»

3-ий урок по теме АЛГОРИТМЫ.

Класс – 6

Учебник: Л. Л. Босовой.

Цели урока: — создать условия для:

— формирования представления о разветвляющихся алгоритмах;

— освоения приёмов разработки разветвляющихся алгоритмов.

Задачи урока:

  • Воспитательная: способствовать воспитанию ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера.

  • Учебная: способствовать повторению основ и определений, контроль за уровнем усвоения материала, формирование навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.

  • Развивающая: способствовать развитию алгоритмического мышления.

Программное обеспечение: Macromedia Flash Player 8, Smart Board.

План урока:

    1. Целепологание;

    2. Актуализация знаний;

    3. Изучение нового материала;

    4. Самостоятельная работа учащихся в группах;

    5. Самоконтроль учащихся;

    6. Обобщение знаний;

    7. Контроль;

    8. Рефлексия;

    9. Выставление оценок;

    10. Домашнее задание.

Подгруппа (12 человек) перед началом урока разделена на 3 группы, определён «капитан» каждой группы.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1. Целеполагание.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Самостоятельная работа учащихся в группах.

5. Самоконтроль учащихся.

6. Обобщение знаний.

7. Контроль

.

8. Рефлексия.

9. Выставление оценок.

10. Домашнее задание.

  1. Приветствие.

  2. Тема урока.

— Ребята! Кто скажет, изучением какой темы мы занимаемся уже несколько уроков?

— Перед вами на доске записаны различные понятия. Определите каждый для себя, что из перечисленного вы уже знаете и умеете, а что ещё нет. То, что известно, передвинем в верхнюю часть слайда.

— Исходя из этого, сформулируйте цель нашего урока, чему должны научиться.

— На прошлом уроке мы говорили о том, что такое алгоритм, о формах их записи и о линейных алгоритмах.

1) Соотнесите на слайде:

— понятия и их определения,

— изображения блока схемы, и какой шаг он обозначает в алгоритме.

Устная работа в группах – 2 мин.

Учитель на интерактивной доске соотносит пары (понятие – определение) в соответствии с ответами учащихся.

2) Посмотри мультфильм и расставь команды в БЛОК-СХЕМУ в нужном порядке:

Завари чай (1гр)

Сделай бутерброд (2гр)

Слепи снеговика (3 гр.)

На выполнение задания 2 мин.

Учитель на интерактивной доске расставляет команды в соответствии с ответами учащихся.

Составить словесный алгоритм передачи сообщения по телефону

— Ребята, как вы думаете, а как из данных команд построить блок-схему?

Ситуации, когда заранее известна последовательность требуемых действий, встречается крайне редко. В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившихся обстоятельств. Что демонстрируется в нашей задаче.

Логику принятия решения можно записать так ЕСЛИ <условие> ТО <действия 1> ИНАЧЕ <действия 2>

А блок схемы выглядит так

Да Нет

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается одна, либо другая последовательность действий, называется разветвляющимся алгоритмом.

А что такое условие?

А теперь давайте напишем логику принятия решения для задачи про телефон и расставим оставшиеся команды в блок-схему задачи.

На слайде делаем записи со слов учащихся, а затем расставляем команды.

— Ребята! У каждой группы на столе есть конверт, где находятся различные задания. Работая в группе, выполните одно из предложенных заданий (или более по желанию). Время на работу – 10 минут. Каждый участник группы выполняет одно и то же задание, затем обязательно сверяется результат с членами группы.

Через отведённое время представитель каждой группы показывает результат работы на интерактивной доске.

— Как вы считаете, ребята, справились ли вы с заданием? Все ли ребята одинаково хорошо работали в группе?

— Ребята, а сейчас вернёмся к самому началу вашей работы с карточками. С чего вы начали свою работу после того, как определились с выбором задания?

— Что делали затем?

Делаются записи на интерактивной доске по ходу ответов учащихся.

— Таким образом, вы сейчас составили алгоритм построения блок-схемы разветвляющегося алгоритма. Запишем этот алгоритм в тетрадь. Он пригодится вам ещё неоднократно при работе с алгоритмами.

— А сейчас давайте вернёмся к началу нашего урока. Посмотрите внимательно на этот слайд. Кто помнит, какое было задание по этому слайду?

— Сейчас, в своей группе, обсудите можно ли теперь что-то ещё изменить на этом слайде. На обсуждение – 30 сек.

— Почему?

— Итак, ребята, что на уроке вы сегодня освоили?

— Какие знания вам потребовались для этого?

А теперь, вернемся к поставленным нами целям урока и каждый для себя ответит, добился ли он этих целей.

Ответим на вопросы

— Что называется алгоритмом с ветвлением? Условием?

— Как строить блок-схемы алгоритмов с ветвлением для решения задач.

— Молодцы, все поработали хорошо, со всеми заданиями справились.

— Понравился ли вам сегодняшний урок?

— Что больше всего?

— Где были трудности, почему?

— Попробуйте сами оценить свою работу на уроке. У вас на столах лежат листы с лесенками из трех ступенек. На какую ступеньку вы бы себя поставили в каждом случае? (Отметьте кружком).

Исходя из ваших и моей оценки я поставлю общую оценку за урок.

Домашнее задание.

-Алгоритмы.

Учащиеся называют уже известные им понятия, которые учитель передвигает в верхнюю часть слайда, в нижней части останутся неизученные понятия.

В результате деятельности учащихся (их ответов) в нижней части останется:

— Условие;

— Разветвляющиеся алгоритмы;

— Построение блок-схем разветвляющихся алгоритмов.

— Узнать что такое разветвляющийся алгоритм и условие;

— учиться строить блок-схемы разветвляющихся для решения задач.

Представители групп по очереди отвечают.

Представители групп по очереди отвечают.

Ответы учащихся. Выбирается один ответ, например что-нибудь такое

Сними трубку

Дождись гудка

Набери номер

Гудок длинный? (если гудок длинный)

да – дождись ответа, передай сообщение

нет — положи трубку

Варианты ответов учащихся.

Далее возникли трудности.

Ответы учащихся. Выбирается один ответ, например что-нибудь такое

Условие – это высказывание, которое может быть либо истинным, либо ложным (Условие – это предложение, которое начинается со слова ЕСЛИ.)

Ответы учащихся.

если гудки длинные

То дождись ответа

Передай сообщение

Положи трубку

Иначе положи трубку

Учащиеся работают в группах.

Один из участников каждой группы, представляет решение задачи на интерактивной доске. (Используются заготовки на интерактивной доске)

Ответы учащихся. Ответы «капитанов».

— Определили, какой это алгоритм линейный или разветвляющийся.

— Определили условие.

-Определили, какие действия нужно выполнить до условия.

— Определили, какие действия выполняются, если условие выполняется.

— Определили, какие действия выполняются, если условие не выполняется.

— Составили блок схему.

Учащиеся записывают алгоритм в тетрадь.

— Передвинуть в верхнюю часть то, что уже нам известно, что умеем делать.

Работа в группах, обсуждение.

Отвечают «капитаны» каждой из групп по очереди.

— Оставшиеся записи теперь можно передвинуть вверх тоже.

— Ответы учащихся.

— Ответы учащихся.

— Ответы учащихся.

— Ответы учащихся.

Работают с раздаточным материалом

Слайд 1. Тема Алгоритмы

Слайд 2:

Алгоритм

Исполнители

Дискретность

Массовость

Детерминированность

Конечность

Понятность

Блок-схема

Условие

Линейный алгоритм

Разветвляющийся алгоритм;

Построение блок-схем линейных алгоритмов

Построение блок-схем разветвляющихся алгоритмов.

Слайд 3

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Записаны логика принятия решения и блок схемы.

Слайд 8. для возврата к слайду с задачей нажимаем кнопку перехода на слайде

Задания на карточках (Примечание 1):

Сходи в кино

Погуляй с другом

Полей цветок

Соберись в школу (1, 2, 3)

Слайды 9-12

Слайд 13. Заголовок –«Алгоритм построения блок-схемы разветвляющего алгоритма для решения задачи»

Всё остальное вписывается по ходу ответов учащихся.

Кнопка на Слайде 13 (переход на

Слайд 2).

Слайд 3

Приложение 2

Слайд 14. Домашнее задание:

Составьте блок-схему к песне

Приложение 1. Карточки с заданиями.

1 группа.

Карточка 1

1) Расставь команды алгоритма «Сходи в кино».

  1. Начало

  2. Если ………………………..

  3. То………………………

  4. Иначе………………….

  5. ……………………………..

  6. ……………………………..

  7. ……………………………..

  8. Конец

Сядь в автобус

Дойди до кинотеатра

Дойди до остановки

Выйди из автобуса

Дождись автобуса

Есть время до начала сеанса

2) Расставь команды на схеме алгоритма «Сходи в кино». Вместо знаков ? впиши ДА или НЕТ

Сядь в автобус

Дойди до кинотеатра

Дойди до остановки

Выйди из автобуса

Дождись автобуса

Есть время до начала сеанса

Карточка 2.

На фрагменте алгоритма «Соберись в школу» выдели команды, которые будут выполнены, если в расписании уроков есть ХИМИЯ и ФИЗИКА.

ДА

2 группа

Карточка 1.

1) Расставь команды алгоритма «Погуляй с другом».

  1. Начало

  2. Если друг дома

  3. То………………………

  4. Если………………….

  5. То………………..

  6. …………………….

  7. Конец

Друг согласился

Предложи погулять

Выйди из дома

Позвони другу

Оденься

2) Расставь команды на схеме алгоритма «Погуляй с другом». Вместо знаков ? впиши ДА или НЕТ

Начало

Друг согласился

Предложи погулять

Выйди из дома

Позвони другу

Оденься

Конец

Карточка 2.

На фрагменте алгоритма «Соберись в школу» выдели команды, которые будут выполнены, если в расписании уроков есть ФИЗИКА и ФИЗКУЛЬТУРА.

ДА

3 группа.

Карточка 1.

1) Расставь команды алгоритма «Полей цветок».

  1. Начало

  2. Если ……………………….

  3. То………………………

  4. Если……..………….

  5. То налей в лейку воду

  6. …………………………….

  7. …………………………….

  8. Конец

Поставь лейку на место

Возьми лейку

Земля сухая

В лейке нет воды

Полей землю

2) Расставь команды на схеме алгоритма «Полей цветок». Вместо знаков ? впиши ДА или НЕТ

Поставь лейку на место

Возьми лейку

Земля сухая

В лейке нет воды

Полей землю

Карточка 2.

На фрагменте алгоритма «Соберись в школу» выдели команды, которые будут выполнены, если в расписании уроков есть ХИМИЯ и ФИЗКУЛЬТУРА.

ДА

Приложение 2. Рефлексия.

Оценить работу на занятии с позиции:

«Я» –


«Мы» –

«Дело» –

Ученик(ца) …………..класса…………группа…………………………………………………….

Ф. И.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here