Управление образования г.Астаны
ИПК и ПК СО
ГУ «Средняя школа № 36»
Урок алгебры в 9 классе по теме: «Элементы теории вероятности и математической статистики»
Подготовила: учитель математики СШ № 36
Полушкина Е.В
Астана-2014
Урок алгебры по теме «Элементы теории вероятности и математической статистики»
Цель: Повторение элементов теории вероятности и математической статистики.
Задачи:
Обучающая: Коррекция умений и навыков; учащиеся должны знать виды вероятностей , способы нахождения вероятности, изображать статистические данные, знать характеристики статистических данных.
Развивающая: Развивать память, мышление учащихся, вычислительные навыки, мотивацию к предмету через педагогическую поддержку, коммуникативность, навыки самостоятельной и исследовательской работы.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся чувство ответственности за свой труд — учебу, чувство толерантности, взаимопомощи и взаимоуважения.
Тип урока: урок повторения и коррекции знаний.
Форма проведения урока: коллективно – творческое дело
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная, разноуровневая, самостоятельная, сотворчество учителя и учащихся.
Методы: словесный, наглядный, проблемный, алгоритмический, частично – поисковый, практический.
Оборудование: компьютер и интерактивное оборудование
Структура урока:
-
Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.
-
Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
-
Контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.
-
Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их творческое применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.
-
Подведение итогов. Рефлексия.
Содержание урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Психолого – методический комментарий | |
1. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.
| На интерактивной доске слова, которые являются эпиграфом к уроку. «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле» (А.Н. Крылов)
|
| Принцип психологической комфортности – создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. |
Каждой группе представляется кроссворд. Ключевые слова составляют тему урока.
| Учащиеся отгадывают кроссворд. Каждая группа представляет решение на флипчартах. | После проведения мотивации активизируется внимание учащихся | |
Какое предложение мы получили? | «Элементы вероятности, математической статистики». | Чувство удовлетворения, ситуация успеха. | |
Обратите внимание на доску:
|
| Развитие памяти | |
Тема: «Элементы теории вероятностей и математической статистики». | Записали число и тему урока. | Формирование культуры учебной деятельности | |
Форма работы, на уроке следующая: класс поделён на временные творческие группы, куда входят ребята с разным уровнем подготовки. Каждый ученик отвечает за свой участок работы: это генераторы идей, таймкиперы, маркеры, презентаторы. Группам предлагается проведение мини-исследования по теории вероятности и математической статистики. |
| Формирование навыков самостоятельной и исследовательской работы | |
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
| Давайте ребята воспроизведём коррекцию опорных знаний. 1.Дайте определение вероятности.
|
Это числовая характеристика степени возможности наступления какого-либо события в тех или иных определённых обстоятельствах. | Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями и этапами обучения. |
2.В какой форме можно изобразить статистические данные.
| В виде таблиц, диаграмм. |
| |
3.Какие вы знаете числовые характеристики статистических данных?
| Среднее арифметическое, мода, медиана, размах числового ряда. |
| |
4.Дайте определение среднего арифметического. | Средним арифметическим называют такое число, которое получается делением суммы всех числовых значений данной выборки на число этих данных. |
| |
4. Дайте определение моды числового ряда. | Модой называется такое значение в выборке, которое в ней встречается наиболее часто. |
| |
5. Дайте определение медианы числового ряда. | Медианой называется значение признака, которое делит статистическое распределение на две равные части, причём половина элементов в наборе данных больше медианы, а вторая половина – меньше. |
| |
| 6. Дайте определение размаха числового ряда. | Размахом числового ряда называется разность между наибольшим и наименьшим значением. |
|
3.Контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.
| Мы повторили с вами основные понятия по теме «Элементы теории вероятностей и математической статистики». Контроль и оценку знаний проведём через тестирование.
| При помощи мультимедийного оборудования выполняют тесты. 1)Вероятность того, что день будет ясным, р=0,85. Найти вероятность q того, что день будет облачным? А) q = 0, 85 Б) q = 0, 15 В) q = 0, 5 Г) q = 1 2)В урне 10 одинаковых по размеру и весу шаров, из которых 4 красных и 6 голубых. Из урны извлекается 1 шар. Какова вероятность того, что шар окажется голубым? А) 2/5 Б) 3/5 В) 1/10 Г) 2/3 3)Все натуральные числа от 1 до30 записаны на одинаковых карточках и помещены в урну. После тщательного перемешивания из урны извлекается одна карточка. Какова вероятность того, что число на взятой карточке окажется делящимся на 5? А) 1/30 Б) 1/6 В) 1/5 Г) 5/6 4)Сколько двузначных чисел с неповторяющимися цифрами можно составить из цифр 1, 2, 3? А) 10 Б) 8 В) 4 Г) 6 5)Найдите среднее арифметическое возраста учащихся: 13,13,14,15,15 А) 14 Б) 13 В) 15 Г) 12
6)Найдите моду числового ряда: 3,5,7,11,13,7,5,7,12: А) 5 Б) 12 В) 7 Г) 3 7)Найдите медиану текущих оценок по физкультуре: 4,4, 5, 5,4,3,4. А) 5 Б) 4,5 В) 3 Г) 4 8)Найти размах числового ряда: 1,3; 2,6; 5,7; 6,2; 4,1: А) 4,9 Б) 2,7 В) 4,8 Г) 5,3
| Принцип деятельности – ученик получает задания и решает их, что способствует формированию его общеучебных и вычислительных умений, коррекции умений и навыков, сотворчество учителя и учащихся. |
4.Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.
| Ребята! Математика — это наука о истории развития человеческой мысли, интеллекта. | 1группа. Какое количество средств в Казахстане выделяется на здравоохранение? | Каждая группа работает с интернетом, находит статистические данные составляет диаграммы и презентует их на доске. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности. |
| 2 группа. Покажите плотность населения Казахстана в зависимости от рождаемости по годам.
| ||
| 3 группа. Естественный прирост населения Казахстана.
| ||
| 4 группа. Количество учеников школы занимающихся спортом. | ||
Чтобы гости не скучали, мы предложим им задачи для решения. Задача. Квартет. Проказница Мартышка Осёл, Козёл, Да косолапый Мишка Затеяли играть квартет … Стой, братцы стой! – Кричит Мартышка, — погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите… И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть…
|
|
| |
5.Подведение итогов. Рефлексия.
| Запишите, пожалуйста, домашнее задание: составить 5 тестовых заданий с выбором ответа, и конечно их решить.
| Учащиеся записывают домашнее задание. | Принцип психологической комфортности – ориентирован на оценивание урока, психологическое состояние ученика. |
Теперь ребята, я думаю, что вам понятно, почему в эпиграфе к уроку взято это стихотворение. У вас на партах есть, листочки предлагаю вам написать синквейн.
| Синквейн.
1 строка – одно существительное. (Вероятность) 2 строка – два прилагательных. (Интересно, легко) 3 строка – три глагола. (Вспоминаем, повторяем, вычисляем) 4 строка – словосочетание. (Решаем, вычисляем числовые характеристики) 5 строка – высказывание, пожелание. (Чем больше решаем, тем больше запоминаем) Модераторы из каждой группы прикрепляют листочки на доску в виде солнышка. |
| |
В заключение мне хочется, чтобы вы послушали разные взгляды на одно и то же событие. Математику, физику и психологу задают одну и ту же задачу: «Монету бросили 100 раз, и все 100 раз выпала решка. Что выпадет в 101-ый раз?» Математик: «С вероятностью 1/2 выпадет орёл» Физик: «Эксперимент показал, что должна выпасть решка» Психолог: «Выпадет орёл». Математик с физиком: «Но почему?» -Ну, как же, всё решка да решка! Орлу ведь тоже хочется!
|
|
|