Урок – соревнование: Производная и первообразная.
Клименко Ольга Андреевна, учитель математики 2 категории
Цель урока: повторение ранее изученного материала с целью качественной подготовки учащихся к сдаче единого национального тестирования.
Задачи урока:
Обучающие: формировать навыки прикладного использования аппарата производной;
выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по вычислению производных функции и ликвидировать пробелы в знаниях в соответствии с требованиями к математической подготовке учащихся.
Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы, развивать навыки коррекции собственной деятельности через применение информационных технологий.
Воспитывающие: побуждать учащихся само- и взаимоконтролю, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
Тип урока: обобщающий.
Методическое обеспечение занятия: раздаточный материал к уроку, интерактивная доска.
Опора на ранее полученные знания: формулы и правила нахождение производных и первообразных функций, тригонометрические формулы, формулы сокращённого умножения
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
Вступительное слово учителя:
— Здравствуйте ребята и гости, я рада встрече с вами. Сегодня у нас урок необычный, урок-соревнование, и соревноваться вы будете не командами, не группами, как мы привыкли, а сами с собой. Чем выше будет полученный балл, тем выше оценка, а у некоторых их будет две.
Эпиграфом к уроку станут слова Аристотеля “УМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО В ЗНАНИИ, НО И В УМЕНИИ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ”.
-
Как вы понимаете смысл этих слов?
-
В какой ситуации вашей жизни вам приходилось применять ваши математические знания на практике?
Демонстрировать свои знания вы сегодня будете по теме “Производная и первообразная ”. Перед вами стоят задачи повторить, обобщить, закрепить ранее полученные знания с целью качественной подготовки к ЕНТ.
На партах у каждого из вас оценочный лист, в который вы будете заносить полученные вами балы за каждый пройденный этап.
Тот ученик, который выходит к доске для какого – либо объяснения получает бонус — красный жетон, который приравнивается к 1 баллу.
Учебный элемент | Задание | Баллы | |
Максимально баллов | Полученные баллы | ||
УЭ1 | Заполнить пропущенные ячейки | 22 |
|
УЭ2 | Найди ошибку | 7 |
|
УЭЗ | Заполни пропущенные ячейки в вычислениях | 14 |
|
УЭ4 | Для данной функции вычисли производную и первообразную | 10 |
|
УЭ5 | Расшифруй кодировку | 7 |
|
УЭ7 | индивидуальная работа по решению заданий тестового характера из сборников для подготовки к ЕНТ | 5 – «5» 4 – «4» 3 – «3» |
|
УЭ7 * | Задание для эрудитов |
|
|
Итого | 56 – 65 – «5» 49-55 – «4» 39-48 – «3» |
| |
Оценка за урок |
2. Актуализация имеющихся знаний
1 этап. У каждого на парте заготовлена таблица формул вычисления производных и первообразных, в которой не все ячейки заполнены. Задача каждого ученика восстановить записи.
f« (x) | F(x) | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
c | 0 | Kx+c |
|
| +c |
| -k | +c |
| k |
|
(kx+b)n | nk(kx+b)n-1 | +c |
| — |
|
После проделанной работы на экране доски появляется верно заполненная таблица, ученики производят взаимопроверку и полученные баллы заносят в оценочный лист.
3. Практическое применение знаний
2 этап. На экране интерактивной доски расположен флипчарт с решёнными заданиями. В каждом задании имеется ошибка в рассуждениях или в вычислениях. Найдите её и исправьте.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Данную работу один ученик выполняет у доски, после проделанной работы комментирует .
3 этап. У вас на столах имеются решения примеров на нахождение неопределённого интеграла, но некоторые моменты в них пропущены. Заполните их:
2 вариант | |
1.= | 1. = |
2. = | 2. = |
3. = | 3. = |
4. = | 4.= |
5. = +c | 5.= |
6. = -2 | 6. = |
7. = | 7.= |
8. = — | 8. = — |
9. = 7+c | 9. = |
10.= | 10.= |
2 вариант | |
1.= | 1. = |
2. = | 2. = |
3. = | 3. = |
4. = | 4.= |
5. = +c | 5.= |
6. = — | 6. = |
7. = | 7.= |
8. = — | 8. = — |
9. = +c | 9. = |
10.= +c | 10.= |
После проделанной работы 10 учеников с каждого варианта заполняют пропущенные моменты в решениях с объяснением c места.
4 этап. На доске записаны пять функций. Задача учеников вычислить для них производную и первообразную. После выполненной работы в парах, пять учеников выходят к доске и объясняют ход решения.
-
-
-
-
-
f (x) =
5 этап. Решив эти примеры, вы расшифруете фамилию французского математика, который ввел термин “производная”.
Н | ||||||||
Г | ||||||||
А | ||||||||
Ж | ||||||||
А | ||||||||
Л | ||||||||
|
| 10 | 5 |
| -1 | |||
н | а | г | р | а | л | ж |
На доске высвечивается флипчарт с решениями и ответом. Ученики производят проверку своей работы и выставляют полученные баллы в оценочный лист.
6 этап Ученица класса проводит физминутку для снятия напряжения с глаз и активизации мозгового кровообращения.
Ученикам предлагается закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
7 этап Индивидуальная работа по решению заданий тестового характера из сборников для подготовки к ЕНТ. У каждого на парте имеется тест из 5 заданий. В течение девяти минут ученики самостоятельно прорешивают задания теста. После проделанной работы ученики заносят ответы при помощи оборудования активвод. На доске появляется процент выполнения теста каждым учеником. Данные результаты переводятся в баллы и заносятся в оценочный лист. После чего на экране доски появляется флипчарт с правильными решениями. В это время ученики, набравшие
« 5 » баллов, выполняют задание «для продвинутых».
-
Дана функция . Вычислить у‘ (х).
-
3х + 2
-
3х2 +
-
х +
-
3х2 + 2
-
3х2 +
-
Найти производную функции у =
-
Первообразные функции у = 5
-
-
-
—
-
-
-
Найдите у’ (
-
-1
-
1
-
-
—
-
—
-
Найти у’ (х), если у =
-
+
-
+
-
-
-
*Задание для продвинутых: ( действует с самого начала урока)
-
Найти производную функции у =
-
Вычислить первообразную для функции у = 6х2-4х+1
-
Вычислить производную для функции у =
-
Вычислить производную для функции у =
-
Вычислить значение производной при х = 5, если у = ( 4х+1)
-
Вычислить первообразную для функции у = +
-
Вычислить производную для функции у =
-
Вычислить первообразную для функции у =
-
Вычислить производную для функции у =
-
Вычислить производную для функции у = 3
-
Вычислить производную для функции у =
-
Вычислить производную в точке х = 0 для функции у =
-
Вычислить первообразную для функции у =
-
Вычислить производную для функции у =
-
Вычислить производную для функции у =
-
Вычислить производную для функции у = tg
-
Вычислить производную для функции у = (
-
Вычислить производную для функции у = (24
-
Вычислить производную для функции у =
-
Вычислить производную для функции у =
8 этап Подведение итогов урока. Оценивание.