КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Решение показательных уравнений различными способами.

Цель воспитательная: обучение учащихся коллективной работе и взаимопомощи.

Цель учебная: научить учащихся решать показательные уравнения различными способами (на данном уроке тремя способами):

а) приведение к линейному виду;

б) приведение к квадратному виду;

в) введение новой переменной.

организационный момент

1. класс разбит на 6 групп по 3-4 человека;

2. в каждой группе находится консультант, с которым проведена консультация по решению одного из видов уравнений за день-два до урока;

3. у каждого учащегося в группе есть консультационная карта с образцом решения показательного уравнения одним из способов, задания для самостоятельной работы под руководством консультанта и для самостоятельной работы с целью проверки усвоения нового материала.

ХОД УРОКА:

  1. постановка цели урока и его план.

  2. работа по группам (10 мин.):

а) консультант объясняет своей группе, с помощью консультационных карт, один из способов решения показательного уравнения;

б) каждому учащемуся для самопроверки дается 4 уравнения на 4-5 мин. (учащийся может обращаться к консультанту за помощью или работать по образцу);

в) по окончанию времени консультант оценивает каждого члена группы.

  1. от каждой группы к доске выходит один учащийся (предпочтительно не консультант) и объясняет свой способ решения показательного уравнения, оставшиеся на карточке уравнения выписываются на доску (это уравнения для домашнего задания).

  2. обобщение нового материала под руководством учителя.

  3. самостоятельная работа учащихся (№ 3 на консультационной карте), где даны три уравнения, которые решаются тремя различными способами.

  4. домашнее задание: от 8 до 12 уравнений, записанных на доске.

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ КАРТА

1 способ: показательные уравнения, приводимые к линейному виду.

Уравнения вида: п*ах+в + к*ах+с + р*ах+б = в

I. пример: 2*3х+1 – 6*3х-1 – 3х = 9

  1. вынесем общий множитель: 3х-1 ( 2*32 – 6 – 31) = 9

  2. выполним действия в скобке: 3х-1 * 9 = 9

  3. найдем 3х-1 = 9 : 9

  4. 3х-1 = 1, т.к. 30 = 1, то

  5. Х – 1 = 0

  6. Х = 1

Ответ: 1

II. задания для самопроверки:

1. 3х+2 – 3х+1 + 3х = 21 Ответ: 1

2. 2х+1 + 3*2х-3 = 76

3. 33*2х-1 – 2х+1 = 29

4. 2*3х+1 – 6*3х-1 = 12

III. показательные уравнения для самостоятельной работы:

1. 3х + 3 3-х — 12 = 0

2. 4 + 2х = 2 2х-1

3. 3 2х-1 + 3 2х-2 – 3 2х-4 = 315

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ КАРТА

2 способ: показательные уравнения, сводящиеся к квадратным.

Уравнения вида: п*а + к*ах + р =0

I. пример: 2 2х+1 + 2х+2 – 16 = 0

1. применим свойство умножения степеней с одинаковым основанием:

2 * 21 + 2х * 22 – 16 = 0

2. пусть 2х = а, где а > 0

3. 2 а2 + 4а – 16 = 0

4. решаем квадратное уравнение и находим корни: а1 = — 4, а2 = 2

5. – 4 < 0, значение корня не подходит по условию

6. возвращаемся к первоначальной переменной:

2х = 2

  1. х = 1

8. ответ: 1

II. задания для самопроверки:

1. 2 х+1 + 4х = 80 Ответ: 3

2. 4х – 10 * 2х-1 – 24 = 0

3. 9х – 8 * 3х+1 – 81 = 0

4. 2 *9х – 17 * 3х = 9

III. показательные уравнения для самостоятельной работы:

1. 3х + 3 3-х — 12 = 0

2. 4 + 2х = 2 2х-1

3. 3 2х-1 + 3 2х-2 – 3 2х-4 = 315

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ КАРТА

3 способ: показательные уравнения вида: п*ах+в + к*а— х+с = в

I. пример: 3х + 3 3 — х – 12 = 0

1. применим свойство степени: а –в = 1/ а в

2. 3х + 33 * 3 – 12 = 0

3. 3х + 27 / 3х – 12 = 0

4. пусть 3х = а, где а > 0

5. а + 27 / а – 12 = 0

6. а2 – 12а + 27 = 0

7. решаем квадратное уравнение, находим корни уравнения:

а = 9, а = 3

8. возвращаемся к первоначальной переменной:

3х = 9 3х = 3

3х = 32 3х = 31

х = 2 х = 1

8. Ответ: 2;1.

II. задания для самопроверки:

1. 5х + 5 2-х = 26 Ответ: 2;0

2. 2х+2 – 2 2-х = 15

3. 7х – 14 * 7 = 5

4. 6х – 35 = 36 / 6х

III. показательные уравнения для самостоятельной работы:

1. 3х + 3 3-х — 12 = 0

2. 4 + 2х = 2 2х-1

3. 3 2х-1 + 3 2х-2 – 3 2х-4 = 315

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here