Соболева Светлана Владимировна
Учитель математики и информатики
МКОУ СОШ д. Балухарь
-
При возведении степеней, основание оставляют прежним, а показатели степеней:
Тест для остальных:
Выбери правильный ответ:
-
При умножении степеней с одинаковыми основаниями, основание оставляют прежним, а показатели степеней:
-
При делении степеней с одинаковыми основаниями, основание оставляют прежним, а показатели степеней:
-
При возведении степеней, основание оставляют прежним, а показатели степеней:
Вставьте слово вместо точек:
-
Степенью числа a с натуральным показателем n, большим 1, называется выражение an, равное ……… n множителей, каждый из которых равен а.
-
Любое число, кроме равного 0, в нулевой степени равно ……….. .
Поменялись бланками с соседом и проверили тест по ключу. (Правильные ответы: 1а 2б 3в 4-произведение 5-единица) на экран
Выставили оценки в бланк оценок.
-
Посмотреть презентацию Валентины. 5 мин
| |
|
|
|
|
Прочитать еще раз слова Ломоносова Михаила Васильевича «Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь». Проверим, действительно ли это так?
-
Выступление 3 групп: 10 мин
1 – ЦРБ, 2 – Планетарий, 3 – биологическую лабораторию.
Ведущий (Хмелев Н): Мы предлагаем вам побывать вместе с нами в микро- и макромире. Наш класс разбился на несколько групп и посетили очень интересные места. Первая группа наших учеников сходила в ЦРБ. Брр, в больницу, и по-своему желанию? Зачем вы туда ходили?
1 группа рассказывает про то, что узнали в ЦРБ, показывается презентация
Используются ли в больницах степени? | |
Мы провели опрос среди работников клинической лаборатории. И получили положительный ответ. «Да, действительно, для того чтобы легче было написать результаты анализов, мы очень часто используем степени. Без них это были бы очень большие числа» — ответили нам работники.
| Провели опрос среди врачей и медсестер. И что же узнали? |
Сейчас мы вам это докажем. Вот положительный анализ крови, т. е. анализ который должен быть у здорового человека. Здесь мы видим, что во всех трёх написаниях анализа используются степени.
Лейкоцитов в крови 6-8*109 . Эритроцитов в крови 3,8 — 4,5 * 1012 . Тромбоцитов в крови 180 – 320 *109
| А вот что! При записи анализа крови часто используются степени! |
Ведущий (Хмелев Н): Другая группа учеников сходили в планетарий, понаблюдали за звездами и планетами. Как же в космосе используются степени? Расскажите нам, пожалуйста!
-
группа рассказывает про планетарий, показывается презентация
Мы знаем, что расстояние между планетами велико, но насколько? | |
Мы спросили, насколько далеко расположены планеты друг от друга? И что же мы узнали? | |
Самая близкая к Солнцу планета: Меркурий. До нее всего-то 57.690.000 км. Кто прочитает это число? | |
С помощью степеней это число можно записать так 5,79 107 км. | |
А до нашей Земли: 149,6 млн. км или 1.496108 км. | |
Еще мы спросили про размеры. Солнце имеет массу 2 × 1030кг, а Земля — 5,97·1024 кг.
|
Ведущий (Хмелев Н): А третья группа ходила в биологическую лабораторию. Расскажите, скорее, что же вы там увидели?
-
группа рассказывает про лабораторию, показывается презентация
| |
Смотрели в микроскопы, чего только не увидели в них. Бактерии, оказывается, широко распространены в почве воде, воздухе, заселяют кожу и слизистые оболочки человека и животных. Бактерии — наиболее распространенная форма жизни на Земле. Некоторые из бактерий используются в пищевой промышленности (например, для приготовления молочнокислых продуктов – творога, снежка, кефира) |
|
Ведущий: Какой же вывод мы можем сделать из всего услышанного?
ВЫВОД: Судя по этим числам, мы утвердительно можем сказать, что степени используются не только в математике, но и физике, астрономии, химии, биологии, в медицине.
Вопрос: Далеко уедешь без степеней? Возьмем за эпиграф эти слова?
А еще, слово степень только ли математическое? В каких словосочетаниях встречается слово «степень?
Степень истощения
Степень окисления
Степень сравнения
Степень загрязнения
До известной степени
В высшей степени
Степень точности
Степень разрушения
То есть слово «степень» используется в повседневной жизни.
Значение слова «степень» — предел, граница
-
Групповое дифференцированное задание 8 мин
А теперь давайте узнаем, кто ввел запись степеней, которую мы используем и сейчас, и в каком году.
Разбиваемся на группы (в группе 3 – 4 человека), дается задание, состоящее из 5-6 примеров, есть простые и сложные. Распределите примеры и решайте, когда решите, мы узнаем, кто придумал запись.
1 группа «Медики». Узнает имя ученого, который ввел современную запись степени.
Ответ | Буква | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подставь вместо получившихся ответов буквы (РЕНЕ)
Е | М | Н | Р | Т | |
8 | 3 | 210 | 254 | 9 | 6 |
2 группа «Физики». Узнает фамилию ученого, который ввел современную запись степени.
Ответ | Слог или буква | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подставь вместо получившихся ответов буквы (ДЕКАРТ)
Т | КА | Р | Де | Пи | |
25 | 81 | 4 | 27 | 0,4 | 5 |
3 группа «Биологи». Узнает год, когда ученый ввел современную запись степени.
Ответ | Цифра | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подставь вместо получившихся ответов цифры (1637)
-32 | 0,8 | 27 | 2 | 1 | 5 | |
Цифры | 1 | 2 | 3 | 6 | 7 | 8 |
Должно получиться: Рене Декарт 1637 (фото)
-
Обобщение знаний.
Подходит к концу наш урок. Давайте же вспомним, что говорилось сегодня на уроке, на какой важный вопрос мы ответили.
Это мы поговорили о небольшой части математики, увидели, как нужны степени.
А в математике много разделов и понятий и тем.
Как вы думаете, все ли они так же важны, как степень?
Будем еще лучше учить математику?
-
ДЗ.
Домашняя задача
«По оценкам учёных, скорость разложения обычной бытовой бумаги в природных условиях составляет около 2 лет, металлической банки – 90 лет, полиэтиленового пакета – до 200 лет, а стеклянной банки – более 1000 лет. Считается, что каждый житель крупного города ежедневно выбрасывает в мусорное ведро до 300 кг отходов. На конец 1995 года на территории нашей области в хранилищах, на территориях предприятий, на свалках содержалось 20 млн. м3 бытовых отходов. Сколько человек за год набросали бы такую кучу отходов, если считать, что 1м3 отходов имеет массу 0,4 т.
Любопытные факты из истории степеней
-
Хотя мы и используем арабские цифры, но древние славяне тоже умели записывать большие числа. Для этого у них были специальные названия для большого счета.
-
«тысяща» = 103
«тьма» = 106
«легион» = 1012
«леодр» = 1024
«ворон» = 1048
«колода» = 1049
2. Наш мозг состоит из 2∙1012 нервных клеток и способен ежедневно запоминать 8,6∙107 единиц информации. К концу жизни наша память может хранить около 108 единиц информации — число, о котором пока даже не мечтают создатели компьютерной техники.
-
Итог (оценки за урок)
Заполните бланки оценок:
Вид работы | ||||||
Устный счет С/К | Тест на бланках В/К | Единичные ответы С/К | Работа в группах, решение примеров К/У | Сказка, тест, презентация, реклама (те, которые готовили к этому уроку) (за каждое – 2 балла) С/К | Баллы | Оценка |
|
|
|
|
| 13 – 15 б. – «5» 9 – 12 б. – «4» 5 – 8 б. – «3» Меньше 5 – «2» |
|
В/К – взаимоконтроль, С/К – самоконтроль, К/У – контроль учителя |