Конспект открытого урока по русскому языку во 2«А» классе.
Учитель: Ильмурзина Т. И.
Тема урока: проверка написания слов с парными согласными в корне слова.
Цели урока: развитие у учащихся умения распознавать и проверять написание слов с парными согласными в корне, разбор предложения по членам; повторение правила обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и мягким знаком; развитие речи учащихся; формирование умения самостоятельно работать; воспитание любви к животным, природе.
Оборудование: картинный словарь по теме «Животные», карточки со словарными словами, индивидуальные карточки парных согласных букв, учебник «Русский язык», аудиозапись П. И, Чайковского «Времена года», картины весенней природы.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Повторение.
-
Сегодня на уроке мы будем продолжать работать над парными согласными в корне слова. Но сначала повторим предыдущий материал. Посмотрите на доску, там записаны буквы. Вам нужно поднять карточку с той буквой, которая должна стоять вместо знака вопроса.
На доске.
б/п, ?/ф, г/к, д/т, ж/?, ?/с
-
Как называются эти согласные? (Парные согласные).
-
Какие правила о парных согласных вы знаете? (В русском языке шесть пар звонких и глухих согласных. Звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие — только с шумом).
-
Какие слова нужно проверять? (Слова с парным согласным звуком на конце слова).
-
Какие слова являются проверочными? (Слова, в которых после согласного стоит гласный, являются проверочными).
-
Откройте тетради. На минутке чистописания запишем буквы, которые были пропущены.
Учитель записывает на доске.
Дети переписывают эту строчку в тетрадь.
III. Словарная работа.
Учитель показывает картинки с изображением зайца, коровы, лисицы, медведя, собаки, петуха, сороки, воробья, вороны.
Дети записывают слова, обозначающие этих животных, в тетрадях. Учитель вывешивает карточки со словарными словами. Далее следует самостоятельная проверка.
-
Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки, кто допустил одну, две, три ошибки.
-
Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. (Медведь).
-
Почему в нем букв больше? (Мягкий знак звука не обозначает).
-
А для чего он в слове? (Для смягчения предшествующего согласного).
-
Какими еще буквами обозначается мягкость согласных звуков на письме? (Гласными буквами и, е, ё, ю, я).
-
Приведите примеры слов с мягкими согласными звуками.
IV. Игра «Спустись по лестнице».
На доске.
ГО…Д
гру…з горо…д
берё…ка морко…ка
ле… с сне… г моро…з
яго…ка ры…ка
во… з гри… б заво… д гря…ка
лопа…ка
-
В словах пропущены согласные буквы, которые нужно проверять. Догадайтесь, какие это буквы.
С каждого ряда учитель вызывает «представителя», который дописывает слова. Затем следует коллективная проверка на доске.
V. Работа с деформированным предложением.
-
Что на доске: слова или предложение? (Это слова). На доске.
на, вывалилась, большая, берег, медведица
Почему это не предложение? (Предложение — это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль, а здесь только слова).
-
Составьте предложение из данных слов и запишите его. Один ученик пишет на доске, остальные — в тетрадях.
На берег вывалилась большая медведица.
-
Проверьте предложение на доске. Нет ли в нем ошибок?
-
Каким словом можно заменить слово вывалилась? (Словом вышла).
-
А почему в предложении использовано именно слово вывалилась? (Потому что оно лучше передает, как двигается медведица. Это говорит о том, что она появилась неожиданно.)
-
Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое.
-
Как по-другому называются подлежащее и сказуемое? (Главные члены предложения, грамматическая основа.)
-
Работа по теме.
— Какое время года сейчас? (Весна). Учитель читает стихотворение. 1. Ещё природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну прослышала она И ей невольно улыбнулась.
-
Весна… Шепотом произнесите это слово. Какие чувства у вас возникли?
-
Закройте, пожалуйста, глаза. Тот, до кого я дотронусь, открывает глаза и называет любое весеннее слово.
Вывешиваются на доску картины весенней природы.
-
Отгадайте загадки, а отгадки напишите вместе с проверочными словами. Какое правило нужно знать?
1. Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле. (Дождь)
2.Что за толстое стекло Речку всю заволокло? (Лед)
3.Обернулась в лед вода Наступили… (Холода — холод)
-
Гуляю я и в дождь, и в зной: Характер у меня такой. (Зонт)
-
В этот месяц тает все, В этот месяц снег идёт, В этот месяц все теплей,
В этот месяц женский день. (Март)
-
Шорохом неслышным лепестков Жемчуг белоснежный распустился. Свежим нежным крохотным цветком
Из-под снега к солнцу устремился. (Подснежник) На доске запись.
-
Музыкальная минутка.
-
В декабре 1875 года великий композитор Петр Ильич Чайковский написал 12 фортепианных пьес, связанных с месяцами года. Свой альбом он назвал «Времена года». Послушайте пьесу «Весна» (апрель, подснежник).
Дети слушают пьесу.
-
Какие картины вы представляли себе, когда слушали музыку?
-
Работа с учебником.
-
-
Откройте учебник на стр. 61 Коллективное выполнение упр. 323
-
Найдите упражнение . Прочитайте про себя задание, упражнение. Есть ли непонятные слова?
-
Спишите упражнение, вставляя пропущены буквы. Дети выполняют упражнение самостоятельно.
Проверка: вызванный ученик читает слова. Говорит, в каком слове вставил пропущенную букву и почему, к слову подбирает проверочное слово.
IX. Итог урока.
-В конце урока проведем тестирование, которое я вам подготовила. Учитель раздает листочки с тестом по вариантам.
1 вариант
1. Обведи парные согласные.
б, р, с, х, д
2. Обведи слова с сомнительной согласной. Дом, сад, шарф, раки.
3. Найди и обведи проверочное слово к слову дуб. Дубок, дубки.
-
Поставь, где нужно, букву т Тор…, са…, капа…, пара….
-
Подчеркни «лишнее» слово.
Лук, пилот, жар, лед.
2 вариант
1 .Обведи парные согласные.
в ,н, к, ц, ж
2. Обведи слова с сомнительной согласной. Сыр, лес, дуб, маки.
-
Найди и обведи проверочное слово к слову зуб. Зубок, зубки.
-
Поставь, где нужно, букву с. Ле…, ма,..ь, но…, моро… .
-
Подчеркни «лишнее» слово.
Поход, жираф, сон, мед.
-
Я проверю ваши работы и выясню, кто самый внимательный и лучше всех усвоил тему «Парные звонкие и глухие согласные».
-
Давайте еще раз вспомним правила по этой теме.
Учитель дает оценку работе всех детей и отличает наиболее активных.
X. Домашнее задание.
Дома для закрепления выполнить упражнение 326.