Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе

Тема: Свойства логарифмов.

Цель:

  1. Организовать работу учащихся по изучению и применению свойств логарифмов.

  2. Способствовать овладению учащимися основными алгоритмическими приемами применения изученных свойств при вычислении логарифмов, развитию внимания, мышления и памяти в процессе воспроизведения и применения формул.

  3. Содействовать формированию коммуникативных навыков при работе в парах, привитию ответственного отношения к учебе.

Учебное обеспечение: Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2007.

Оборудование: мультимедийный компьютер, рабочие карты урока, карточки с заданиями.

п/п

Этап урока

Время

I

Организационный момент

2 мин

II

Повторение. Решение заданий части А (ЕГЭ)

5 мин

III

Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Сообщение «Логарифмы в природе»

4 мин

IV

Постановка целей и задач урока

2 мин

V

Изучение нового материала

8 мин

VI

Работа в парах

20 мин

VII

Домашнее задание

1 мин

VIII

Итог урока

3 мин

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Объяснение учителя порядка работы. Знакомство с рабочей картой урока.

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

ФИ учащегося __________________________________

п/п

Этапы урока

Задание

Отметка о выполнении

1

Организационный момент

Соберись.

Настройся на урок.

2

Повторение. Тест (ЕГЭ часть А)

«3»

3 – 4 верных ответа

«4»

5 верных

ответов

«5»

6 верных ответов

3

Ознакомление с новым материалом

Смотри.

Слушай.

Вспоминай.

Записывай.

4

Выполнение заданий на применение формулы логарифма произведения

«3»

«4»

«5»

5

Выполнение заданий на применение формулы логарифма частного

«3»

«4»

«5»

6

Выполнение заданий на применение формулы логарифма степени

«3»

«4»

«5»

7

Формула перехода логарифма к другому основанию

«3»

«4»

«5»

Доп.

Задание на применение всех формул

8

Самооценка за урок

«3»

«4»

«5»

9

Домашнее задание:

п.37 весь, свойства знать

«3»

494 аб,

495 аб, 496 ав

«4»

494 вг, 495 вг, 496 бг, 497 вг

«5»

Глава V. Задачи на повторение, п.7, № 66

10

Итог урока. Рефлексия.

  1. Повторение. Решение заданий части А ЕГЭ. Выполнить задания с выбором ответа, сделать самопроверку (=

    log aa =

    log a а m =

    log a а m =

    log a (xy) =

    log a =

    log a xp =

    log a b =

    5. Самостоятельная работа проверочного характера

    Ребята, вам даются задания, которые вы должны выполнить. Получив ответы к каждому заданию, внизу таблицы выберите свои ответы и рядом с заданием, в пустые клеточки впишите соответствующие значения букв.

    Вариант 1

    1.

    Вычислите , если ;

     

    2.

    Вычислите ;

     

    3.

    Вычислите ;

     

    4.

    Вычислите

     

    5.

    При каких значениях х имеет смысл выражение ;

     

    Е

    Ю

    Б

    И

    Р

    Г

    Н

    П

    -1

    1

    -6,5

    2

    Вариант 2

    1.

    Вычислите , если ;

     

    2.

    Определите знак разности

     

    3.

    Вычислите

     

    4.

    При каких значениях х имеет смысл выражение ;

     

    5.

    Вычислите ;

     

    Ю

    Е

    Б

    И

    Р

    Г

    Н

    П

    -1

    1

    -6,5

    2

    Проверка ответов самостоятельной работы.

    У 1-го варианта получилось Бюрги, у 2-го варианта – Непер. Это фамилии двух известных математиков: шотландца Джона Непера (1550 – 1617) и швейцарца Иобстома Бюрги (1552 – 1632), которыми одновременно и независимо друг от друга были изобретены логарифмы.

    Немного из истории логарифмов

    Логарифмы были придуманы для ускорения и упрощения вычислений.

    Бурное развитие науки, техники и мореплавания в эпоху Возрождения, быстрое развитие астрономии и усложнение арифметических выкладок настоятельно требовали новых способов вычислений, которые позволили бы ускорить вычисления, сделать их доступными более широкому кругу людей.

    К концу XVI в. астрономы, например, пользовались 10-тизначными таблицами тригонометрических функций. Значит, им приходилось производить многочисленные выкладки с 10-значными числами. Выкладки эти отнимали очень много времени и не всякому были под силу.

    Нужен был способ ускорить вычисления.

    Этим способом или, как говорят, вспомогательным вычислительным аппаратом, явились логарифмы.

    Почва для развития логарифмов была подготовлена всем предшествующим развитием математики.

    У древнегреческого ученого Диофанта в зачаточной форме есть действия над степенями одного и того же основания; французской ученый Оресм (XIV в.) вводит дробные показатели; другой французский ученый Шюке (XV в.) ввел нулевой и отрицательный показатель; фламандский ученый XVI в. Стевин составил таблицы процентных расчетов.

    Таким образом, к концу XVI в. были подготовлены условия создания логарифмов.

    Идея логарифма, т.е. идея выражать числа в виде степени одного и того же основания, принадлежит Михаилу Штифелю. (Предвосхищение этой идеи можно видеть у Архимеда.) Но во времена Штифеля математика была не столь развита и идея логарифма не нашла своего развития.

    Логарифмы были изобретены позже одновременно и независимо друг от друга шотландским ученым Джоном Непером (1550-1617) и швейцарцем Иобстом Бюрги (1552-1632).

    Первым опубликовал работу Непер в 1614 г. под названием “Описание удивительной таблицы логарифмов”. Теория логарифмов Непером была дана в достаточно полном объеме, способ вычисления логарифмов дан наиболее простой, поэтому заслуги непера в изобретении логарифмов больше, чем у Бюрги.

    Бюрги работал над таблицами одновременно с Непером, но долгое время держал их в секрете и опубликовал лишь в 1620 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here