«Умножение разности двух выражений на их сумму»
ТЕМА: «Умножение разности двух выражений на их сумму».
Цели урока:
Образовательные:
— способствовать созданию условий для введения формулы сокращённого умножения (а – b)(а + b) = а2 – b2;
— способствовать формированию умения распознавать формулу (а – b)(а + b) = а2 – b2 и применять ее в несложных случаях, обобщать и исследовать полученные результаты, контролировать свою деятельность.
Воспитательные: — формирование умений выделять главное,
переносить знания в новую ситуацию, сопоставлять факты,
анализировать;
— укрепление «нужности» математики в сознании ученика;
— способствовать развитию мышления, памяти, речи;
— расширение кругозора учащихся (компонент НРК).
Развивающие: — с помощью интересных форм работы на уроке содействовать повышению активности учащихся на уроке, воспитанию интереса к математике;
— создать условия для формирования у учащихся коммуникативых навыков, умения работать в паре, объективно оценивать свои знания и умения.
ТИП УРОКА: урок ознакомления с новым материалом.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: индивидуальная, фронтальная, парная.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, словесный.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ НА УРОКЕ:
-
Беседа.
-
Парная работа.
-
Практическая работа.
ЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: анализ, индуктивный метод.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ: самоконтроль.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: индивидуальный раздаточный материал; учебник; тетрадь; ТСО.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Здравствуйте, дети!
Сегодня у нас с вами 30 минут общения, 30 минут сотрудничества, 30 минут движения вперед, 30 минут открытий, 30 минут, надеюсь, плодотворной работы. И если вы готовы со мной работать, то хлопните, пожалуйста, два раза в ладоши. (Если вяло — зарядка).
Итак, вперед!
Начать урок я хотела бы с высказывания одного из великих ученых — Б.Паскаля: «Величие человека в его способности мыслить» (слайд 1). Давайте вместе покажем, как мы умеем мыслить. А ДЛЯ ЭТОГО нам нужно (слайд 2):
-
Повторить изученные ранее формулы.
-
Познакомиться с еще одной формулой сокращенного умножения и научиться ее применять.
Кроме того, мы сегодня займемся строительством. А что мы вместе построим, увидим в конце урока.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
б) сумму квадратов 0,5m и 5,3n; в) произведение суммы выражений 8х и 4у и разности этих выражений. Проверьте и оцените себя: 1 верный ответ – «3»; 2 верных ответа – «4»; 3 верных ответа – «5». Оценку выставляют в лист контроля во второй столбец «Работа с таблицей №2» . (В мозаике открывается третья часть — слайд 8).
III. Введение нового материала. Заполним таблицу, для этого надо выполнить умножение многочленов (слайд 9). Один из учеников у доски заполняет первую строчку, а другой – вторую. Остальные записывают в тетради все произведения.
Выполните умножение.
Ответьте на вопросы: — Как называются выражения, которые вы получили? (Многочлены.) — Произведения каких двучленов вам легче было выполнять? ((а-5)(а+5);(2-а)(2+а)). — Кому еще так показалось? — Как вы думаете, почему было легче? (При приведении подобных встречаются противоположные слагаемые). — Приведите свои примеры подобных произведений. Можете быстро назвать результат умножения? — Можете ли вы обобщить все примеры одной формулой? — Запишите эту формулу в тетрадь. — Что мы умножали? (Сумму и разность двух выражений). — Что мы получили в результате? (Разность квадратов этих выражений). — Попробуйте сформулировать записанное вами равенство (слайд 10). — А теперь сформулируйте тему нашего урока. («Умножение разности двух выражений на их сумму). — Формулу, которую вы записали, можно назвать тождеством? (Да). — А как мы можем доказать эту формулу? (Умножив два многочлена). (а – b)(a + b) = a2 – ab + ab – b2 = a2 – b2. (Выполняет у доски ученик, слайд 11). (Дети записывают в тетрадь). — Применим данную формулу на практике. Рассмотрим записанные выражения (слайд 12):
Скажите, между какими из них можно поставить знак равно, чтобы получилось тождество? -От чего зависит расположение квадрата каждого выражения? (Смотрим на разность двух выражений). -Можно ли полученную формулу назвать формулой сокращенного выражения? Почему? (Да. Так как вычисления сокращаются из-за наличия противоположных слагаемых). (В мозаике открывается четвертая часть — слайд 13).
IV. Физкультминутка. Мы замечательно поработали, пора отдохнуть. А как вы знаете, лучший слайд 1 отдых – это смена деятельности. (Один из учеников проводит зарядку «Солнышко лучистое» — слайд 14-15).
V.Закрепление нового материала.
Оцените ответ друг друга и поставьте оценку в четвертый столбец «Знание формулы». 2) Выполните самостоятельную работу по вариантам (слайд 16). Проверьте работы друг друга и оцените в листке контроля в пятом столбце «Карточка». (Самостоятельно работать в режиме взаимообучения в парах). Без ошибок – «5», с одной ошибкой – «4», с двумя ошибками – «3».
3)Формулу можно также применить для удобного и быстрого счёта (слайд 18): (100 – 1)(100 + 1) = 1002 – 12 = 10000 – 1 = 9999. Как сказал Паскаль: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным» (слайд 17). А вот вам – разминка для ума: как одним движением сократить число 9999 в 1,5 раза? Попробуйте применить формулу для нахождения данного произведения. 37*43 = (40 + 3)(40 – 3) = 402 – 32 = 1600 – 9 = 1591. (Выполняет у доски ученик). 4)Решите № 858 (у доски 2 ученика).
VI. Итоги урока. Настало время подвести итоги. В листе контроля каждый себе поставил оценку за отдельно взятые задания. Как вывести оценку за урок? (Среднее арифметическое — слайд 19).
-Что нового изучили на уроке? (ФСУ). — Сформулируйте новое тождество. — Где применяется эта ФСУ? (При упрощении выражений, для быстрого счета). — На что нужно обращать особое внимание при записи разности квадратов? (При записи первого квадрата смотрим на разность). Передайте ваши листы контроля, таблицы №1 и №2, карточку на первую парту, скрепив скрепкой. Не забудьте подписать листы контроля. Карточка с домашним заданием остается у вас. Обратите внимание, в этой карточке есть творческое задание.
Задание на дом. Пункт 34, № 857, 861(а,в,д) – на «4»; – на «5». Творческое домашнее задание (для тех, кто интересуется). Очень давно в Древней Греции жили и работали замечательные ученые: математики, философы, астрономы, физики, которые всю свою жизнь отдали служению науке. Начиная с VI века до н. э., у древнегреческих математиков встречаются общие утверждения о тождественном преобразовании многочленов, применении формул и правил. Но тогда было принято все алгебраические утверждения выражать в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, произведение двух чисел сравнивали с площадью, трех чисел — с объемом и т. д. Ваша задача: найти в тексте учебника примеры, которые иллюстрируют способы доказательства известных вам трёх ФСУ при помощи геометрических чертежей и рассказать остальным учащимся о них.
Сейчас я вам расскажу одну притчу. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые под горячим солнцем везли тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и каждому задал по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».
-Ребята! Давайте попробуем оценить каждый свою работу за урок. -Кто работал так, как первый человек, кладет перед собой синий квадратик. -Кто работал добросовестно, кладет перед собой зеленый квадратик. -Кто принимал участие в строительстве «Храма Знаний» — красный квадратик. Помните, в начале урока, мы задались целью построить здание? Кто построил свой «Храм Знаний» — молодцы! Остальные, я уверена, обязательно достроят свой храм на следующий уроках! Желаю вам терпения и трудолюбия! На нашей картине открыто 4 части. Вы уже догадались, что изображено на ней? (Кремль) Пусть «Храм Знаний» каждого из Вас станет таким же величественным и красивым, как каждый из архитектурных памятников Казанского Кремля (слайд 20).
СПАСИБО ЗА УРОК! (слайд 21)
|