Урок алгебры в 10 классе
по теме: «Применение производной для исследования функций
на монотонность и экстремумы».
Тип урока: интегрированный (алгебра и начала анализа + информатика).
Вид: урок формирования новых знаний.
Форма: Лабораторная работа — исследование.
Дата проведения:
Девиз урока: «Решай, ищи, твори и мысли».
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).
Цели:
-
Образовательные:
-
повторить определение возрастающей, убывающей функций, точек минимума и максимума, наименьшего и наибольшего значений функции;
-
формировать представления о связи свойств функции с её производной ( в ходе выполнения лабораторной работы);
-
ознакомить учащихся со способом исследования функции с помощью производной (выработанный алгоритм – результат лабораторной работы).
-
Развивающие:
-
развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, формулировать выводы по результатам собственной деятельности;
-
развивать навыки использования компьютера для организации собственной познавательной деятельности;
-
развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру у учащихся;
-
способствовать развитию интереса к исследованиям и поиску закономерностей, умению осуществлять наблюдение, формулировать выводы.
-
Воспитательные:
-
воспитывать у учащихся волю и настойчивость для достижения конечного результата;
-
воспитывать у учащихся умение выслушать и принимать во внимание взгляды других людей, умение справляться со сложностью.
Планируемый результат урока:
-
Знать: признак возрастания функции на интервале, признак убывания функции на интервале, признаки максимума и минимума функции;
-
Уметь: по графику производной и схематическому изображению знаков производной находить промежутки возрастания и убывания, точки экстремума функции.
Организационные формы общения: групповая, индивидуальная.
Структура урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Постановка учебной задачи.
-
Выполнение лабораторной работы и фиксация результатов.
-
Обсуждение результатов деятельности учащихся, теоретическое обоснование этих результатов.
-
Первичное закрепление.
-
Включение в систему знаний и повторение.
-
Вывод по уроку.
-
Рефлексия деятельности.
-
Домашнее задание.
Материалы к уроку:
-
У каждого на столе — план выполнения лабораторной работы;
-
Электронный диск «Открытая математика. Функции и графики»
Техническое оснащение урока.
Оборудование кабинета информатики: ПК, проектор, экран.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учащиеся до начала урока рассаживаются за компьютерами группами по два человека. Для создания наиболее комфортных условий, группы формируются по желанию учеников.
Приветствие учеников.
Повторение правил поведения в компьютерном кабинете.
Слайд 1.
Французский писатель Анатоль Франс заметил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Последуем совету писателя: будем на уроке активны, внимательны, будем «поглощать» знания с большим желанием.
На уроке нам предстоит узнать, как производная функции помогает определять свойства самой функции.
2.Актуализация опорных знаний .
Цель: актуализация опорных знаний, активизировать внимание, показать недостаточность знаний для определения свойств функции по графику её производной.
-
Повторение определений возрастающей, убывающей функций, точек минимума, максимума, наибольшего и наименьшего значений функции, повторить геометрический смысл производной.
-
Устная работа.
Слайд 2.
-
По графику функции y = f(x) (слайд 2) ответьте на вопросы:
-
Сколько точек максимума имеет эта функция?
-
Назовите точки минимума функции.
-
Сколько промежутков возрастания у этой функции?
-
Назовите наименьший из промежутков убывания этой функции.
Слайд 3.
2.2 По графику функции y = f ǀ(х) (слайд 3) ответьте на вопросы:
-
Сколько точек максимума имеет эта функция?
-
Назовите точки минимума функции.
-
Сколько промежутков возрастания у этой функции?
-
Найдите длину промежутка убывания этой функции.
По результатам выполнения задания слайда №2 учащиеся приходят к выводу, что это задание для них является невыполнимым.
-
Постановка учебной задачи.
Составить (разработать, создать) правило (алгоритм), с помощью которого исследовать функции на монотонность и экстремумы по её производной. Открывается Слайд 4.
-
Выполнение лабораторной работы и фиксация результатов деятельности.
Цель: в ходе лабораторной работы сформулировать гипотезу о связи между характером монотонности функции и знаком её производной и сделать вывод.
Работа выполняется за компьютером в группах по два человека.
Вариант задания зафиксирован «закладкой».
План выполнения лабораторной работы:
-
Откройте программу ЭД «Открытая математика. Функции и графики».
-
Найдите производную данной функции.
-
В одной системе координат постройте графики функций и её производной.
-
Рассмотрев графики, сформулируйте гипотезу о связи между характером монотонности функции и знаком её производной
(Для учащихся «группы риска» в помощь раздаётся более подробный план работы, если возникли проблемы при формулировании гипотезы. См. Приложение).
-
Что ещё обращает на себя ваше внимание на этих рисунках? Попробуйте описать этот факт, используя математические термины.
-
Сделайте выводы по проделанной работе.
Минута для здоровья.
Упражнение «Роняем руки» для расслабления мышц всего корпуса.
Ученики поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее, плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
Упражнение для глаз «Раскрашивание».
Учитель предлагает учащимся закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
-
Обсуждение результатов деятельности учащихся, теоретическое обоснование результатов.
Цель: обсудить выводы учащихся по результатам лабораторной работы, познакомиться с теоремами, показывающими, как по знаку производной можно установить характер монотонности функции на промежутке, внести необходимые корректировки в сформулированные гипотезы, составить алгоритм исследования функции на монотонность и экстремумы.
производная | |
y= x4 – 2x2 — 3 |
|
y=x3 +6x2 – 15x +8 |
|
Представители групп представляют результаты своей деятельности.
Учащиеся озвучивают сформулированную ими гипотезу о связи между характером монотонности функции и знаком её производной.
Открываются слайды 5-6, идёт сопоставление построенных графиков и выдвинутых гипотез.
Слайд 5.
Слайд 6.
Учитель формулирует Теоремы 1,2 и теоремы 3,4 ( § 44 – учебника), иллюстрируя их слайдами.
Сравнение выдвинутой гипотезы с содержанием теоремы.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Формулируется учащимися окончательный вывод:
чтобы исследовать функцию на монотонность и экстремумы, необязательно строить график производной, достаточно определить знаки производной на промежутках, на которые стационарные и критические точки разбивают область определения функции.
Составляется алгоритм исследования непрерывной функции на монотонность и экстремумы:
6.Первичное закрепление.
Цель: научить применять полученные выводы для решения задач
двух видов:
-
по графику производной находить промежутки возрастания и убывания, точки экстремума функции;
-
по изображению знаков производной находить промежутки возрастания и убывания, точки экстремума.
На этом этапе учащиеся выполняют задания такого вида:
-
Непрерывная функция y=f(x) задана на . На рисунке изображён график её производной. Укажите количество промежутков возрастания функции.
Слайд 11
-
Непрерывная функция y=f(x) задана на ( -10; 6). На рисунке изображён график её производной. Укажите количество точек графика этой функции, в которых касательная параллельна оси ОХ.
Слайд 12
-
Непрерывная функция y=f(x) задана на ( -6; 8). На рисунке изображён график её производной. Укажите длину промежутка убывания этой функции.
Слайд 13
-
Непрерывная функция y =f(x) задана на (-4; 10). На рисунке изображён график её производной. Укажите число точек экстремума этой функции.
Слайд 14
-
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: формировать навыки самостоятельного применения алгоритма исследования функции с помощью производной.
Учащимся предлагается выполнить задания из задачника
№ 44.9 — а,б; 44.20 — б; 44.49 — в; 44.50 в.
Образцы оформления задания заранее приготовлены на «откидной» доске и демонстрируются перед началом работы.
При выполнении заданий учитель контролирует учащихся «группы риска».
-
Итог урока.
Цель: дать оценку успешности достижения цели урока.
На этом этапе проговариваются выводы, сделанные учащимися в ходе выполнения лабораторной работы.
Учитель обязательно отмечает, что каждый ученик на уроке занимался исследовательской деятельностью, создавая свой интеллектуальный продукт.
-
Рефлексия.
Цель: дать оценку уроку учащимися, высказать предложения.
Отмечаются позитивные моменты урока.
Учащийся ставит «+» в предпочитаемую графу листка рефлексии.
Листок рефлексии.
-
Домашнее задание.
Учитель задаёт домашнее задание с кратким комментарием.
Задание имеет дифференцированный характер.