ГУ «Школа-гимназия №3 »

отдела образования акимата г. Костаная

Курс по выбору по математике

«Задачи на все случаи жизни»

для учащихся 9 классов

Автор программы: Носкова Наталья Валерьевна,

                                                                           учитель математики

Костанай – 2014.

Курс по выбору по математике

«Задачи на все случаи жизни »

для учащихся 9 классов

Пояснительная записка

Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку и сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивает естественный язык, готовит школьников к дальнейшему обучению. Арифметические способы решения текстовых задач позволяют развивать умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учетом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами, истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи. Решение текстовых задач приучают детей к первым абстракциям, позволяют воспитывать логическую культуру, вызывая интерес сначала к процессу поиска решения задачи, а потом и к изучаемому предмету.

В школьном курсе алгебры решению текстовых задач уделено катастрофически мало учебных часов. В то же время на выпускном экзамене в 9 классе предлагаются текстовые задачи различных уровней сложности и различных типов: на совместную работу, на движение, на планирование, на проценты, на зависимости между компонентами арифметических действий, и другие виды. Не малое место занимают текстовые задачи на вступительных экзаменах в ВУЗы, в ЕНТ и ВОУД по математике, об этом следует помнить и готовиться к таким испытаниям заранее.

Предполагаемый курс по выбору предназначен для реализации в старших классах. Данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся, имеет прикладное общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, использует целый ряд меж предметных связей. Курс по выбору должен позволить учащемуся не столько приобрести знания, сколько овладеть различными способами познавательной деятельности. В каждом разделе курса имеются задания на актуализацию и систематизацию знаний учащихся, содержание курса способствует решению задач самоопределения ученика в его дальнейшей профессиональной деятельности.

Цель: обобщить и систематизировать, углубить знания по теме решение текстовых задач, обрести практические навыки решения задач, повысить качество знаний школьников, развивать способности учащихся применять знания в реальных жизненных ситуациях.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся умения и навыки по решению практических задач по математике, развить их математические способности.

  2. Активизировать познавательную деятельность школьников.

  3. Способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся.

  4. Расширить представления учащихся о сферах применения математики, сформировать устойчивый интерес к предмету.

  5. Убедить школьников в практической необходимости владения способами выполнения математических действий.

  6. Расширить сферу математических знаний, общекультурный кругозор учащихся.

Данный курс может быть использован учителями математики при подготовке к математическим олимпиадам, ВОУД, поскольку именно текстовые задачи вызывают у большинства учащихся наибольшие затруднения

Учебно-тематический план курса по выбору

«Задачи на все случаи жизни» для 9классов

Название темы

Кол-во часов

Форма проведения

Форма контроля

лекция

практика

1

Проценты

2

1

1

Тестирование

2

Задачи на проценты

3

1

2

3

Производственные задачи

7

1

6

4

Задачи на смеси и сплавы

5

1

4

5

Задачи на разбавление

3

1

2

Самостоятельная работа

6

Возрастные задачи

2

1

1

7

Задачи на скорость и движение

7

7

8

Прикладные задачи

5

1

4

Итоговый тест

ИТОГО:

34

7

27

Содержание прикладного курса

«Задачи на все случаи жизни» для 9 классов

Тема 1. Проценты (2 ч)

Понятие процента, выражение числа в процентах, проценты в виде десятичной дроби. Нахождение процентов от данного числа и числа по его процентам, процентное отношение двух чисел.

Тема 2. Задачи на проценты (3ч)

Задачи, решаемые арифметическим способом, задачи, в которых известно, на сколько процентов одно число больше (или меньше) другого.

Тема 3. Производственные задачи (7 ч)

Задачи на совместную работу, на планирование. В частности на вычисление неизвестного времени работы, на путь пройдены движущимися телами, задачи на «бассейн», который одновременно наполняется разными трубами, задачи, в которых требуется определить объем выполняемой работы, на производительность труда, на определение времени, затраченного на выполнение предусмотренного объема работы.

Тема 4. Задачи на смеси и сплавы (6 ч)

Решение задач, в которых отношение компонентов смеси задано в процентах.

Тема 5. Задачи на разбавление (2ч)

Решение задач, в которых необходимо найти объем вещества, полученного в результате нескольких переливаний и разбавлений.

Тема 6. Возрастные задачи (2ч)

Решение задач на нахождение возраста через заданное количество лет, заданное количество лет тому назад.

Тема7. Задачи на скорость и движение.(7ч)

Решение задач на движение в одном направлении, в разных направлениях, с остановкой в пути, на движение по водному пути, на определение скорости при встречном прямолинейном движении, на составление неравенств, при движении тел по окружности.

Тема 8. Прикладные задачи (5ч)

Решение задач, предлагаемых на уроках химии, физики, решение экономических задач, задач на процентный прирост.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса все учащиеся должны овладеть следующими умениями, задающими уровень обязательной подготовки:

— уметь выражать функциональные зависимости между величинами;

— уметь решать различные виды уравнений и неравенств, а также их систем;

— уметь решать задачи, приводящие к квадратным и рациональным уравнениям;

— уметь применить имеющиеся знания для решения прикладных и практических задач;

— уметь использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач;

— владеть формально-оперативным алгебраическим аппаратом и уметь применять его для решения различных задач;

Используемая литература

1. Базисный учебный план общего среднего уровня общеобразовательной школы

2. Программа по математике для 11 класса общеобразовательной школы естественно-математического направления. Чакликова С. Е., Алдибаева Т.А., Казешев А.К.,Рустемова Н.И., Кенжебаева М.У. // Программы по математике для 10-11 классов общеобразовательной школы. – Алматы: КАО им.Ы.Алтынсарина, 2006.

  1. Винокурова Е., Винокуров Н. Экономика в задачах. – М, 1998

4. Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П., Трушанина Т.Н. Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9-м классе. – М.: Просвещение, 1994

  1. Корешкова Т.А. Тестовые задания по математике. – М.: Экзамен, 2005

  2. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа.-М.: Просвещение, 1990.

  3. Исмаил Акйол// Математика -1: Учебно-методическое пособие и сборник тестов для поступающих в ВУЗы. Алматы: ШЫҢ – КІТАП,2006

  4. Петрова И.Н. Проценты на все случаи жизни. – Челябинск, 1996

Содержание:

  1. Пояснительная записка____________________________________________3.

  2. Учебно-тематический план________________________________________ 4.

  3. Содержание прикладного курса____________________________________ 5.

  4. Требования к уровню подготовки учащихся__________________________ 7.

  5. Список использованной литературы________________________________ 8.

УДК

ББК

Носкова Н.В.

«Задачи на все случаи жизни» — учебно-методический комплекс 9 классы

Целью данного курса обобщить и систематизировать, углубить знания по теме решение текстовых задач, обрести практические навыки решения задач, повысить качество знаний школьников, развивать способности учащихся применять знания в реальных жизненных ситуациях.

Данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся, имеет прикладное общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, использует целый ряд меж предметных связей. Курс по выбору должен позволить учащемуся не столько приобрести знания, сколько овладеть различными способами познавательной деятельности. В каждом разделе курса имеются задания на актуализацию и систематизацию знаний учащихся, содержание курса способствует решению задач самоопределения ученика в его дальнейшей профессиональной деятельности.

© Носкова Н.В. , 2014

ISBN

10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here