План-конспект урока по теме «Формулы»
Учитель — Аниськина С.Н.
Предмет — математика.
Класс — 5.
Учебник — Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд «Математика 5».
Тема — «Формулы».
Тип урока — урок изучения нового материала.
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «формула» ; учить выполнять вычисления по формуле; продолжить работу над текстовыми задачами.
Задачи:
Личностного направления:
-
формирование операционного типа мышления, внимательности и исполнительской дисциплины;
-
осуществление самоконтроля результатов собственной деятельности;
-
развитие математической речи;
-
развитие коммуникативной компетенции.
Метапредметного направления :
-
развитие умения анализировать условие задачи, осмысливать его и выделять необходимую для решения информацию, моделируя задачу при помощи схем;
-
развитие умения находить информацию, представленную в неявном виде;
-
развитие умения находить ошибки и грамотно их исправлять.
Предметного направления:
-
использование задач на движение на практике;
-
развитие навыка критически оценивать задачу;
-
развитие навыка проводить числовой эксперимент.
Временной режим: 45 минут.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Реализация целей и УУД |
| |
2. Актуализация опорных знаний.
|
приветствует учеников, настраивает на работу, -обеспечивает создание позитивного настроения, -предлагает проверить готовность рабочего места.
Постановка цели: сегодня на уроке будем учиться решать задачи на движение по формуле.
Проблемная ситуация: что такое формула? Как написать формулу нахождения пути, если известны скорость и время? Какие еще формулы зависимости величин нам известны?
|
— приветствуют учителя, — активизация внимания, -проверяют готовность к уроку.
| Включение в тему, постановка и формулировка целей своей учебной деятельности: решение задач различных типов.
Регулятивные УУД: целеполагание (постановка учебной цели на решение задач на движение на основе соотнесения усвоенных действий умножения и деления натуральных чисел.
Коммуникативные УУД: информационный поиск для решения задач. |
|
| Слайд 1. На доске ( слайд открывается). 1. В Антарктиде живут удивительные животные- пингвины. Летать они не умеют, но очень быстро передвигаются под водой . Какое расстояние проплывет пингвин по прямой за 5с?
Скорость Время Расстояние
Скорость Время Расстоян 8 м/с 5 с ? м
Скорость Время Расстояние 40 км/ч Ч 800 км
|
40м
20ч
Скорость, время, расстояние
Проговаривают правило.
| Приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при решении задач на движение.
Регулятивные УУД: составление алгоритма нахождения расстояния, скорости, времени ; самостоятельная формулировка гипотезы решения задач на нахождение расстояния, скорости, времени, выбор наиболее эффективных способов решения.
Познавательные действия: анализ задач с выделением существенных отличительных признаков, а значит различных способов их решения.
| |
3. Изучение нового материала.
| Слайд 2 s— расстояние, v-скорость, t-время
s=vt -Сформулируйте, что мы записали этой формулой? -Д ля чего нужно хорошо знать эту формулу? -Что такое формула?
— По формуле можно решать различные задачи.
|
Правило, по которому находится расстояние.
Запись правила с помощью букв.
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог.
| |
4. Первичное осмысление и закрепление нового материала
|
Слайд 3.
1.Скорость автомобиля 70км/ч. Какое расстояние пройдет автомобиль за 4ч ?
2.Турист прошел 15км со скоростьью 5км/ч. Сколько времени турист был впути?
3. Моторная лодка прошла расстояние 50км за 2ч. Найти скорость моторной лодки.
4. Скорость автобуса 45км/ч. Какое расстояние пройдет авеобус за 5ч?
5. Расстояние между городами 1400км. Скорость самолета 700км/ч. Сколько времени ему потребуется на перелет из одного города в другой?
|
Сортируем задачи
S V t
1. 3. 2
4. 6. 5 |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов.
Регулятивные: целеполагание, выдвижение гипотез.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. | |
5.Физкультминутка
| Слайд 4
| Раз — подняться на носки и улыбнуться, Два – руки вверх и потянуться, Три – согнуться , разогнуться, Четыре – все начать сначала. Пять – поглубже всем вздохнуть, Шесть – руки на пояс ставим, Семь – повороты туловища начинаем, Восемь – столько раз мы приседаем, Девять – потягиваемся и отдыхаем, Десять – урок наш продолжаем. | Личностные: получение заряда бодрости, позитивного настроя. | |
6. Работа с учебником. | Определить вид задач № 331, 333. | Определение вида задач и аргументация. | Познавательные действия: анализ задач с выделением существенных отличительных признаков, а значит различных способов их решения. | |
|
| Учащиеся работают в тетрадях с задачами, подробно рассказывая ход решения задач с опорой на схемы в тетради. | Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности, формулировка алгоритма нахождения расстояния, скорсти, времени движения, работа по алгоритму.
Регулятивные УУД: целеполагание(постановка учебной цели на решение задач на нахождение расстояния, скорости и времени на основе соотнесения усвоенных действий умножения и деления натуральных чисел.
Коммуникативные УУД: информационный поиск для решения задач.
Познавательные УУД: анализ примеров, применение алгоритма , самостоятельное решение примеров.
Личностные УУД: оценивание своей работы, самопознание и самоопределение.
| |
7. Самостоятельная работа.
| Слайд5
Проверка знаний. Тестирование и взаимопроверка.
1 вариант. 1. Бумажная лодочка плыла по ручью 6 мин со скоростью 30м/мин, а затем намокла и утонула. Сколько метров проплыла лодочка?
1) 5м ; 2) 24м ; 3) 36м ; 4) 180м .
2. Чему равно значение скорости v ,если t=4c, s=120м?
1) 30м/с ; 2) 4м/с ; 3) 480м/с ; 4) 120м/с .
2вариант.
1.Вода в реке течет со скоростью 50м/мин. Какое расстояние проплывет по ней плот за 10 мин?
1) 20м ; 2) 50м ; 3) 2м ; 4)500м .
2. Найдите по формуле пути s=vt значение времени t, если v=6м/с, s=120м.
1) 30с ; 2) 2с ; 3) 20с ; 4) 12мин.
| Учащиеся решают задачи, выбирают ответ из предложенных. Потом меняются тетрадями и проверяют соседа, сверяя с ответами на доске.
Верные ответы к самостоятельной работе.
1 вариант. 2вариант 4; 1. 4; 3. | Коммуникативные: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки .
Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждения, построение устного и письменного речевого высказывания, извлечение информации при чтении условии задач, установление причинно- связей в условиях задач.
Регулятивные УУД: самоконтроль с устными ответами в классе, коррекция ответов, оценка своей деятельности, волевая саморегуляция.
| |
8. Подведение итогов. Домашнее задание.
| Домашнее задание. п.17, №701, 702. Творческое задание. Составить задачу по любому виду:
Составьте задачу по любому типу и решите ее. Призовите на помощь родителей. | Дети записывают домашнее задание по теме и творческое задание на составление задач по данной теме. |
| |
9. Рефлексия. | Слайд 6. Продолжите одно или несколько предложений:
| Дети в тетрадях или устно продолжают предложения, тем самым повторяя новые термины, умения и навыки, полученные на уроке. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: самоопределение своей деятельности.
Регулятивные: коррекция и оценка качества уровня усвоения.
Познавательные: рефлексия. |