План-конспект урока по теме «Формулы»

Учитель — Аниськина С.Н.

Предмет — математика.

Класс — 5.

Учебник — Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд «Математика 5».

Тема — «Формулы».

Тип урока — урок изучения нового материала.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «формула» ; учить выполнять вычисления по формуле; продолжить работу над текстовыми задачами.

Задачи:

Личностного направления:

  1. формирование операционного типа мышления, внимательности и исполнительской дисциплины;

  2. осуществление самоконтроля результатов собственной деятельности;

  3. развитие математической речи;

  4. развитие коммуникативной компетенции.

Метапредметного направления :

  1. развитие умения анализировать условие задачи, осмысливать его и выделять необходимую для решения информацию, моделируя задачу при помощи схем;

  2. развитие умения находить информацию, представленную в неявном виде;

  3. развитие умения находить ошибки и грамотно их исправлять.

Предметного направления:

  1. использование задач на движение на практике;

  2. развитие навыка критически оценивать задачу;

  3. развитие навыка проводить числовой эксперимент.

Временной режим: 45 минут.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Реализация целей и УУД

  1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний.

приветствует учеников, настраивает на работу,

-обеспечивает создание позитивного настроения,

-предлагает проверить готовность рабочего места.

Постановка цели: сегодня на уроке будем учиться решать задачи на движение по формуле.

Проблемная ситуация: что такое формула? Как написать формулу нахождения пути, если известны скорость и время? Какие еще формулы зависимости величин нам известны?

— приветствуют учителя,

— активизация внимания,

-проверяют готовность к уроку.

Включение в тему, постановка и формулировка целей своей учебной деятельности: решение задач различных типов.

Регулятивные УУД: целеполагание (постановка учебной цели на решение задач на движение на основе соотнесения усвоенных действий умножения и деления натуральных чисел.

Коммуникативные УУД: информационный поиск для решения задач.

Слайд 1. На доске ( слайд открывается).

1. В Антарктиде живут удивительные животные- пингвины. Летать они не умеют, но очень быстро передвигаются под водой .

Какое расстояние проплывет пингвин по прямой за 5с?

Скорость Время Расстояние

Скорость Время Расстоян

8 м/с 5 с ? м

  1. Самая маленькая птичка на земле- колибри. Несмотря на маленькие размеры колибри способны пролетать значительные расстояния, перелетая Мексиканский залив, преодолевая без остановки более 800км со скоростью 40км/ч. Определите время перелета колибри через Мексиканский залив

Скорость Время Расстояние

40 км/ч Ч 800 км

  1. С какими величинами задачи мы решали?

  1. Как найти неизвестное расстояние? Время?

40м

20ч

Скорость, время, расстояние

Проговаривают правило.

Приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при решении задач на движение.

Регулятивные УУД: составление алгоритма нахождения расстояния, скорости, времени ;

самостоятельная формулировка гипотезы решения задач на нахождение расстояния, скорости, времени, выбор наиболее эффективных способов решения.

Познавательные действия: анализ задач с выделением существенных отличительных признаков, а значит различных способов их решения.

3. Изучение нового материала.

Слайд 2

s— расстояние,

v-скорость,

t-время

s=vt

-Сформулируйте, что мы записали этой формулой?

-Д ля чего нужно хорошо знать эту формулу?

-Что такое формула?

— По формуле можно решать различные задачи.

Правило, по которому находится расстояние.

Запись правила с помощью букв.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог.

4. Первичное осмысление и закрепление нового материала

Слайд 3.

  1. Определить тип каждой из задач.

1.Скорость автомобиля 70км/ч. Какое расстояние пройдет автомобиль за 4ч ?

2.Турист прошел 15км со скоростьью 5км/ч. Сколько времени турист был впути?

3. Моторная лодка прошла расстояние 50км за 2ч. Найти скорость моторной лодки.

4. Скорость автобуса 45км/ч. Какое расстояние пройдет авеобус за 5ч?

5. Расстояние между городами 1400км. Скорость самолета 700км/ч. Сколько времени ему потребуется на перелет из одного города в другой?

  1. Ттурист за 3 часа прошел 12км. С какой скоростью шел турист?

  1. Запись решения в тетради и одновременно появления его на доске.

Сортируем задачи

S V t

1. 3. 2

4. 6. 5

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов.

Регулятивные: целеполагание, выдвижение гипотез.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

5.Физкультминутка

Слайд 4

Раз — подняться на носки и улыбнуться,

Два – руки вверх и потянуться,

Три – согнуться , разогнуться,

Четыре – все начать сначала.

Пять – поглубже всем вздохнуть,

Шесть – руки на пояс ставим,

Семь – повороты туловища начинаем,

Восемь – столько раз мы приседаем,

Девять – потягиваемся и отдыхаем,

Десять – урок наш продолжаем.

Личностные: получение заряда бодрости, позитивного настроя.

6. Работа с учебником.

Определить вид задач № 331, 333.

Определение вида задач и аргументация.

Познавательные действия: анализ задач с выделением существенных отличительных признаков, а значит различных способов их решения.

Учащиеся работают в тетрадях с задачами, подробно рассказывая ход решения задач с опорой на схемы в тетради.

Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности, формулировка алгоритма нахождения расстояния, скорсти, времени движения, работа по алгоритму.

Регулятивные УУД: целеполагание(постановка учебной цели на решение задач на нахождение расстояния, скорости и времени на основе соотнесения усвоенных действий умножения и деления натуральных чисел.

Коммуникативные УУД: информационный поиск для решения задач.

Познавательные УУД: анализ примеров, применение алгоритма , самостоятельное решение примеров.

Личностные УУД: оценивание своей работы, самопознание и самоопределение.

7. Самостоятельная работа.

Слайд5

Проверка знаний. Тестирование и взаимопроверка.

1 вариант.

1. Бумажная лодочка плыла по ручью 6 мин со скоростью 30м/мин, а затем намокла и утонула. Сколько метров проплыла лодочка?

1) 5м ; 2) 24м ; 3) 36м ; 4) 180м .

2. Чему равно значение скорости v ,если t=4c, s=120м?

1) 30м/с ; 2) 4м/с ; 3) 480м/с ; 4) 120м/с .

2вариант.

1.Вода в реке течет со скоростью 50м/мин. Какое расстояние проплывет по ней плот за 10 мин?

1) 20м ; 2) 50м ; 3) 2м ; 4)500м .

2. Найдите по формуле пути s=vt значение времени t, если v=6м/с, s=120м.

1) 30с ; 2) 2с ; 3) 20с ; 4) 12мин.

Учащиеся решают задачи, выбирают ответ из предложенных. Потом меняются тетрадями и проверяют соседа, сверяя с ответами на доске.

Верные ответы к самостоятельной работе.

1 вариант. 2вариант

4; 1. 4; 3.

Коммуникативные: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки .

Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждения, построение устного и письменного речевого высказывания, извлечение информации при чтении условии задач, установление причинно-

связей в условиях задач.

Регулятивные УУД: самоконтроль с устными ответами в классе, коррекция ответов, оценка своей деятельности, волевая саморегуляция.

8. Подведение итогов. Домашнее задание.

Домашнее задание. п.17, №701, 702.

Творческое задание.

Составить задачу по любому виду:

    1. «Поездка в театр»,

    2. «Идем в поход»,

    3. «Дорога в школу».

Составьте задачу по любому типу и решите ее. Призовите на помощь родителей.

Дети записывают домашнее задание по теме и творческое задание на составление задач по данной теме.

9. Рефлексия.

Слайд 6.

Продолжите одно или несколько предложений:

  • Теперь я знаю…

  • Теперь я умею…

  • Теперь я могу…

  • Сегодня я ничего не узнал

  • Мне было на уроке (интересно, скучно, грустно)

Дети в тетрадях или устно продолжают предложения, тем самым повторяя новые термины, умения и навыки, полученные на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: самоопределение своей деятельности.

Регулятивные: коррекция и оценка качества уровня усвоения.

Познавательные: рефлексия.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here