Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №78
Конспект нестандартного интегрированного урока по математике, ОБЖ и информатике и ИКТ
в 9 классе
«Безопасность жизнедеятельности в задачах»
подготовила
учитель математики Сапунова И.И.
г. Воронеж 2012
Нестандартный интегрированный урок по ОБЖ, информатике и ИКТ и математике в 9 классе по теме Безопасность жизнедеятельности при решении задач по математике. «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным» Б. Паскаль.
Цели урока:
Образовательная: формирование навыка решения задач прикладного характера, обеспечивающих безопасность движения.
Воспитательная: воспитание коллективизма, чувства ответственности, умения делать выводы и не быть равнодушным к чужому горю.
Развивающая: развитие логического мышления, умение работать с литературой, повышение интереса к математике, акцентирование внимания на вопросах безопасности жизнедеятельности.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Раскрытие общей цели урока и плана его проведения. Организация внимания школьников.
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. На уроке мы будем рассматривать решение задач, применяя правила безопасного движения на дорогах, эта тема актуальна, так как количество машин на дорогах увеличивается и каждый из нас должен обладать повышенным вниманием на дорогах. Класс разбивается на 3 группы, каждой из которой было предложено творческое задание: придумать задачу на движение и решить ее.
3. Этап применения знаний и способов действий и обобщения и систематизации знаний.
Не всегда такие задачи бывают простые. При исследовании ответа на поставленные вопросы надо вдумываться в суть вопроса.
Слово представляется 1 группе. Характерной чертой развития автомобильной техники является стремление передвигаться с возможно более высокой скоростью.
Представьте ситуацию: Пешеход подошел к пешеходному переходу (без светофора). Водитель машины, идущий в первом ряду, остановился. Водитель автомобиля из второго ряда не видит пешехода. Успеет ли пешеход благополучно перейти на другую сторону?
Условие задачи: Пешеход движется так, как показано на рисунке. Успеет ли он благополучно перейти на другую сторону, если скорость его движения 1 м/с, ширина дороги 6 м? Водитель дальнего автомобиля не видит светофор и едет со скоростью
36 км/ч. На момент начала движения пешехода расстояние между автомобилями и пешеходной дорожкой было 12 м.
Ученик комментирует решение задачи:
-
6:1=6с нужно пешеходу чтобы пересечь дорогу.
-
36 км/ч=10 м/с
-
12:10=1,2 с потребуется автомобилю.
Ответ: такой переход для пешехода является опасным, т.к. водитель дальнего автомобиля в момент появления перед ним пешехода уже не успеет затормозить. Задача для самостоятельного решения: Скорость автомобиля 36 км/ч. Скорость движения пешехода 1 м/с, ширина дороги 6 м, расстояние между автомобилями и пешеходной дорожкой было 12м. Успеет ли он благополучно перейти дорогу?
Один ученик из этой группы работал за компьютером и нашел следующую информацию: По данным управления ГИБДД главного управления внутренних дел Воронежской области основным видом дорожно-транспортных происшествии остается наезд на пешеходов. В 2008 г. в Воронежской области зарегистрировано почти 4200 дорожно-транспортных происшествии. Сотрудники Госавтоинспекции констатируют: в 40% дорожно-транспортных происшествий виноваты пешеходы.
Вывод: важное практическое значение имеют такие задачи на движение, в которых требуется выяснить, какой из способов передвижения является наиболее выгодным в сложившейся ситуации.
Информация к размышлению: Виды дорожно-транспортных происшествий.
Слово представляется 2 группе. 1 ученик объясняет ситуацию, 2 условие, 3 решение. Ситуация: Пешеход, желая сэкономить время, нарушает правила перехода перекрестка. Оцените данную ситуацию.
Задача 2. Путь пешехода – нарушителя равен 16 м. Найти ширину дороги и путь, который пешеход должен был пройти?
Информация из интернета: многие дорожные происшествия случаются как раз на перекрестках, которые никак не регулируются видимо, водители забывают ПДД. Аварии на оживленных перекрестках случаются каждый день. Задача для самостоятельного решения: Могут ли три туриста, имея один двухместный велосипед, преодолеть расстояние 60 км/ч за три часа? Скорость пешехода считайте равной 5 км/ч , а скорость мотоциклиста 50 км/ч.
Вывод: ПДД – залог здоровья. Скорость и опасность взаимосвязаны .Это противоречие – первый закон безопасности движения. Успешное решение всех задач зависит прежде всего от подготовленности участников движения-водителей и пешеходов.
3 группа предлагает следующую задачу: Зачем нужно соблюдать дистанцию? Ситуация: по шоссе движется вереница машин с большой скоростью. Можно ли в целях безопасного движения потребовать, чтобы на более узком участке дороги (на мосту) машины снижали скорость?
Задача 3. По шоссе со скоростью 80 км/ч движется вереница машин. Расстояние между идущими друг за другом машинами равно примерно 15 м, а средняя длина машины составляет 5 м. Можно ли в целях безопасного движения потребовать, чтобы на более узком участке дороги, скажем на мосту, машины снижали скорость до 20 км/ч?
Информация к размышлению:
10,7 % ДТП совершены из-за несоблюдения дистанции.
Задача для самостоятельного решения: Вы едете на автомобиле со скоростью 60 км/ч. На сколько нужно увеличить скорость вашего автомобиля, чтобы проезжать 1 км пути на полминуты быстрее?
Вывод: надо выяснить какой из способов передвижения является выгодным в сложившейся. При увеличении скорости нужно следить за расстоянием до впереди идущей машины на случай непредвиденного замедления ее скорости.
4.Этап применения знаний и способов действий.
А сейчас я вам предлагаю задачу из ГИА. Самое главное без чего нельзя решать ни одну задачу на движение — это понимание физического смысла движения .
Задача: катер прошел по течению расстояние от пункта А до пункта В за 3 часа, а от В до А – 5 ч. За сколько часов проплывет от А до В плот?
Ученики записывают условие в виде таблицы и решают эту задачу.
5. Этап подведения итогов урока.
-решали задачи прикладного характера, обеспечивающие безопасность движения;
-применили интеграцию математики и ОБЖ с использованием ИКТ;
— математика – язык, пригодный для описания различных явлений.
6. Этап информации о домашнем задании.
-творческая работа: в какой ситуации вам приходилось в жизни использовать математические формулы; придумать задачи на безопасность жизнедеятельности; ваши действия на случай эвакуации во время пожара в школе. Вы находитесь в кабинете 208. Какой оптимальный вариант выхода вы найдете? Какие условия нужно проанализировать: пропускную способность выхода, расстояние, время, скорость, очаг возгорания?
Литература:
Н.П. Кострыкина. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. Книга для учителя. Москва. «Просвещение «1991.
А.В. Фарков Внеклассная работа по математике 5-11 классы. Москва Айрис-пресс 2006.
И.Н. Сергеев, С.Н.Олехник, С.Б.Гашков, примени математику. Москва «Наука» Главная редакция Физико-Математической литературы 1990.
Учебно-методический комплекс «Математика. ЕГЭ-2010» Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. Математика. Тематические тесты. Геометрия, текстовые задачи. Подготовка к ЕГЭ-2010 10-11 классы.