Конспект урока по алгебре в 10 классе

Васильева Екатерина Сергеевна,

учитель математики

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа I и II видов»

Смоленск

Тема урока: «Преобразование графиков тригонометрических функций».

Название модуля: преобразование графиков тригонометрических функций.

Интегрирующая дидактическая цель: отработать навыки построения графиков тригонометрических функций.

Целевой план действий для учащихся:

  • повторить основные свойства тригонометрических функций;

  • отработать навык преобразования графиков тригонометрических функций;

  • способствовать развитию логического мышления;

  • воспитывать интерес к изучению предмета.

Банк информации.

Входной контроль.

Назовите свойства функций y = sin x (рис. 1).

Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

Рис. 1

Свойства:

  1. D(y)=R

  2. E(y)=[-1;1], функция ограничена

  3. sin(-x)=-sinx, функция нечётная

  4. Наименьший положительный период: 2π
    sin (x+2πn)= sin x, n Є Z, x Є R.

  5. sin x=0 при x=πk, kЄ Z

  6. sin x>0, x Є (2πk;2π+2πk), k Є Z

  7. sin x<0, x Є(π+2πk; 2π+2πk), k Є Z

  8. Наибольшее значение, равное 1, y=sin x принимает в точках x=π/2+ 2πk, k Є Z.

  9. Наименьшее значение, равное -1, y=sin x принимает в точках x=3π/2+ 2πk, k Є Z.

Рассмотрим график фукции y= cos x (рис. 2).

Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

Рис. 2

Свойства:

  1. D (y)=R

  2. E (y)=[-1;1], функция ограничена

  3. cos(-x)= cos x, функция чётная

  4. Наименьший положительный период: 2π
    cos (x+2πn)=cos x, n Є Z, x Є R

  5. cos x=0 при x=π/2+πk, kЄZ

  6. cos x>0, x Є (-π/2+2πk; π/2+2πk), k Є Z

  7. cos x<0, x Є (π/2+2πk; 3π/2+2πk), k Є Z

  8. Наибольшее значение, равное 1, y=cos x принимает в точках x= 2πk, k Є Z.

  9. Наименьшее значение, равное -1, y=cos x принимает в точках x=π+ 2πk, k Є Z.

Cледующий график функции y=tg x (рис. 3)

Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

Риc. 3

Свойства:

  1. D(y)-множество всех действительных чисел, кроме чисел вида x=π/2 +πk, k Є Z

  2. E(y)=(-∞;+ ∞), функция неограниченная

  3. tg(-x)=-tg x, функция нечётная

  4. наименьший положительный период: π
    tg(x+π)= tg x

  5. tgx= 0 при x=πk, k Є Z

  6. tg x> 0, x Є ( πk; π/2+πk), k Є Z

  7. tg x< 0, x Є ( -π/2+πk; πk), k Є z

Следующий график функции y=ctg x (рис. 4)

Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

Рис. 4

Свойства:

  1. D(y)-множество всех действительных чисел, кроме чисел вида x=πk, k Є Z

  2. E(y)= (-∞;+ ∞), функция неограниченная

  3. ctg(-x)=-ctg x, функция нечётная

  4. Наименьший положительный период: π
    ctg(x+π)=tg x

  5. ctg x = 0 при x=π/2+πk, k Є Z

  6. ctg x>0, x Є( πk; π/2+πk), k Є Z

  7. ctg x<0, x Є( - π/2+πk; πk), k Є Z

Объяснение материала.

  1. Для построения графика функции y=f(x)+a, где a — постоянное число, надо перенести график y=f(x) вдоль оси ординат. Если a>0, то график переносим параллельно самому себе вверх, если a < 0, то – вниз.

  2. Для построения графика функции y=kf(x) надо растянуть график функции y=f(x) в k раз вдоль оси ординат. Если |k|>1, то происходит растяжение графика вдоль оси OY, если 0<|k|<1, то – сжатие.

  3. График функции y=f(x+b) получается из графика y=f(x) путем параллельного переноса вдоль оси абсцисс. Если b>0 , то график перемещается влево, если b<0, то – вправо.

  1. Для построения графика функции y=f(kx) надо растянуть график y=f(x) вдоль оси абсцисс. Если |k|>1, то происходит сжатие графика вдоль оси , если 0<|k|<1 , то – растяжение.

Закрепление материала.

Уровень А

Частная дидактическая цель: отработать навык построения тригонометрических функций путем преобразований.

Методический комментарий для учащихся: постройте графики функций, выполнив преобразования.

1. Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

График функции Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 классполучается из графика Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класспутем растяжения вдоль оси Ox в 3 раза.

Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

2. Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

График функции получается из графика Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс путем растяжения вдоль оси Oy в 2 раза.

Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

3. Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

График функции Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс получается из графика Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класспутем параллельного переноса на 2 единицы вверх вдоль оси Oy.

Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

  1. Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

График функции получается из графика Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс путем параллельного переноса вдоль оси абсцисс на Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 классединиц влево.

Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

  1. Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

ГПреобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс
рафик функции Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 классполучается из графика Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класспутем сжатия вдоль оси Oy в 4 раза.

Уровень В.

Частная дидактическая цель: отработать навык построения графиков тригонометрических функций путем последовательного применения преобразований.

Методический комментарий для учащихся: постройте графики функций, выполнив преобразования.

  1. Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

График функции получается из графика Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс путем параллельного переноса вдоль оси абсцисс на Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 классединиц вправо.

  1. Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 классПреобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

График функции Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 классполучается из графика функции Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класспутем последовательного выполнения следующих преобразований:

1) параллельный перенос на Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 классединицы влево вдоль оси абсцисс

2) сжатие вдоль оси Оy в 4 раза.

Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

3.Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

График функции Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 классполучается из графика функции Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс, каждая ордината которого изменяется в -2 раза. Для этого выполняем следующие преобразования:

1) отображаем симметрично относительно оси Ox,

2) растягиваем в 2 раза вдоль оси Oy.

Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

4. Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

График функции Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 классполучается из графика функцииПреобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс последовательного выполнения следующих преобразований:

1) сжатие вдоль оси абсцисс в 2 раза;

2) растяжение в 3 раза вдоль оси Oy;

3) параллельный перенос на 1 единицу вверх вдоль оси ординат.

Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

Уровень С.

Частная дидактическая цель: отработать навык построения графиков тригонометрических функций путем последовательного применения преобразований.

Методический комментарий для учащихся: укажите, какие преобразования нужно выполнить для построения графиков. Постройте графики.

1. Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

График функции поПреобразование графиков тригонометрических функций, 10 класслучается из графика функцииПреобразование графиков тригонометрических функций, 10 класспутем последовательного выполнения следующих преобразований:

1) отображение симметрично относительно оси Ox,

2) сжатие в 2 раза вдоль оси Oy;

3) параллельный перенос на 2 единицы вниз вдоль оси Оy.

Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

2. Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

График функции Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 классполучается из графика функцииПреобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс последовательного выполнения следующих преобразований:

1) параллельный перенос вдоль оси абсцисс на Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 классединиц влево,

2) растяжение в 5 раза вдоль оси Oy.

3Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс
.
Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

График функции Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 классполучается из графика функцииПреобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс последовательного выполнения следующих преобразований:

1) растяжение вдоль оси абсцисс в 2 раза;

2) параллельный перенос на Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 классединиц влево вдоль оси абсцисс.

3) растяжение в 2 раза вдоль оси Oy.

4. Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

Так как cos (-x)=cos x, следовательно, y= cos x — чётная функция, значит, график функции тот же, что и график функции y= cos x.

Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс


5.
Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс

График функции Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 классполучается из графика функции .Части графика функции Преобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс, расположенные ниже оси абсцисс, зеркально отразятся и будут распоПреобразование графиков тригонометрических функций, 10 класс
ложены в верхней полуплоскости.

Использованные ресурсы:

http://tvsh2004.narod.ru/alg07.html

http://www.aiportal.ru/services/graph.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here