ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель — Черкассы
Рабочая программа курса алгебры
(7 класс)
Автор: Сидоренко О. В.
учитель математики
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной программы общеобразовательных учреждений по математике 7–9 классы.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цели изучения
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
В направлении личностного развития:
-
Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-
Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
-
Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
-
Формирование качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
-
Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-
Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
-
В метапредметном направлении:
-
Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
-
Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
-
Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
-
В предметном направлении:
-
Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, для изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
-
Создание фундамента математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 7 классе отводится 5 учебных часов в неделю, всего 175 часов, из них 105 часов на изучение алгебры и 70 часов – на изучение геометрии.
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение математических знаний и умений; освоение универсальных учебных действий.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование математических навыков. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения из истории математики. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие информационную компетенцию и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития математических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к естественно-математической культуре, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» ( то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов), к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как универсальные учебные действия, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса математики.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных умений. Формирование целостных представлений о математике будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления математических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.
Планируется использование следующих технологий в преподавании предмета:
-
Технологии полного усвоения;
-
Технологии обучения на основе решения задач;
-
Технологии обучения на основе схематических и новых знаковых моделей.
Для естественно – математического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в программе это является основой для целеполагания.
На ступени основной школы задачи учебных занятий ( в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно – следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебных задач на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, уметь формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными математическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение коммуникативных учебных действий, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся более уверенно овладеют монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге ( понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), научатся приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы.
В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды как основа духовно-нравственного развития школьника.
Рабочая программа предусматривает обучение алгебре в 7 классах в объеме 102 часов, в неделю – 3 часа.
В том числе отводится для проведения:
-
Контрольных работ – 9 учебных часов;
-
Самостоятельных работ – 4 учебных часа;
-
Проектной деятельности – 5 учебных часов;
-
Исследовательской деятельности – 4 учебных часа.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | |
1 | Глава 1. Математический язык. Математическая модель. | 13 | 1 |
2. | Глава 2. Линейная функция. | 15 | 1 |
3 | Глава 3. Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными. | 13 | 1 |
4 | Глава 4. Степень с натуральным показателем и её свойства. | 7 | 1 |
5 | Глава 5. Одночлены. Арифметические операции над одночленами. | 8 | 1 |
6 | Глава 6. Многочлены. Арифметические операции над многочленами. | 15 | 1 |
7 | Глава 7. Разложение многочленов на множители. | 18 | 1 |
8 | 9 | 1 | |
9 | Повторение | 4 | — |
Содержание тем учебного курса
Математический язык. Математическая модель
Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.
Линейная функция
Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М (а; b) в прямоугольной системе координат.
Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения ах + by + с = 0. График уравнения. Алгоритм построения графика уравнения ах + by + с = 0.
Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции.
Линейная функция у = kx и ее график.
Взаимное расположение графиков линейных функций.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (
Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический метод решения системы уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).
Степень с натуральным показателем
Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.
Одночлены. Операции над одночленами
Одночлен. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены.
Сложение одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.
Многочлены. Арифметические операции над многочленами
Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приведение подобных членов многочлена. Стандартный вид многочлена.
Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен.
Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Разность кубов и сумма кубов.
Деление многочлена на одночлен.
Разложение многочленов на множители
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения, комбинации различных приемов. Метод выделения полного квадрата.
Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби.
Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.
Функция у = х2
Функция у = х2, ее свойства и график. Функция у = — х2, ее свойства и график.
Графическое решение уравнений. Кусочная функция. Чтение графика функции. Область определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка разрыва. Разъяснение смысла записи у = f(x). Функциональная символика.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов
(базовый уровень)
В результате изучения математики ученик должен
Знать/понимать: математический язык; свойства степени с натуральным показателем; определение одночлена и многочлена, операции над одночленами и многочленами; формулы сокращенного умножения; способы разложения многочлена на множители; линейную функцию, ее свойства и график; квадратичную функцию и ее график; способы решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
Уметь: составлять математическую модель при решении задач; выполнять действия над степенями с натуральными показателями, показателем, равным нулю используя свойства степеней; выполнять арифметические операции над одночленами и многочленами, раскладывать многочлены на множители, используя метод вынесения общего множителя за скобки, метод группировки, формулы сокращенного умножения; сокращать алгебраические дроби; строить графики линейной и квадратичной функций; решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
Владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
Быть способным решать следующие жизненно-практические задачи: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группе, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов; пользоваться предметным указателем, энциклопедией и справочником для нахождения информации; самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для учащихся проблем.
Литература
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе А. Г. Мордковича «Алгебра» для 7-9 классов и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
-
Алгебра. 7-9 классы: рабочие программы по учебникам А.Г. Мордковича, П.В. Семенова /авт. – сост. Н.А. Ким, Н.И. Мазурова – Волгоград: Учитель, 2011
-
Александрова, Л. А. Алгебра. 7 класс: контрольные работы / Л. А. Александрова; под редакцией А. Г. Мордковича.- М.: Мнемозина, 2010
-
Александрова, Л. А. Алгебра. 7 класс: самостоятельные работы / Л. А. Александрова; под редакцией А. Г. Мордковича.- М.: Мнемозина, 2010
-
Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5 – 9 классов / Е. Б. Арутюнян. – М.: Просвещение, 2007
-
Дудницын, Ю. Алгебра. Карточки с заданиями для 7 класса / Ю. Дудницын, В. Кронгауз. – М.: Просвещение, 2007
-
Кострикина, Н. П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7 – 9 классов/ Н. П. Кострикина. – М.: Просвещение, 2007
-
Мордкович, А. Г. Алгебра. 7 класс: в 2 ч. Ч.1: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. Г. Мордкович.- М.: Мнемозина, 2010
-
Мордкович, А. Г. Алгебра. 7 класс: в 2 ч. Ч.2: задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. Г. Мордкович (и др.); — М.: Мнемозина, 2010
-
Мордкович, А. Г. Алгебра. 7 класс: методическое пособие для учителя / А. Г. Мордкович.- М.: Мнемозина, 2010
-
Мордкович, А. Г. Алгебра. 7-9 классы: тесты / А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчинская — М.: Мнемозина, 2011
-
Программа. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа.10-11 классы. Авт. – сост. И. И. Зубарева, А.Г. Мордкович.: Мнемозина, 2011
Дополнительная литература для учителя:
-
Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5 – 9 классов / Е. Б. Арутюнян. – М.: Просвещение, 2007
-
Кострикина, Н. П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7 – 9 классов/ Н. П. Кострикина. – М.: Просвещение, 2007
-
Дудницын, Ю. Алгебра. Карточки с заданиями для 7 класса / Ю. Дудницын, В. Кронгауз. – М.: Просвещение, 2007
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса
-
Дополнительная литература для учащихся.
-
Мантуленко, В. Г. Математика: кроссворды для школьников/ В. Г. Мантуленко, О. Г. Гетманенко. – Ярославль: Академия развития, 2004
-
Пичурин, Л. Ф. За страницами учебника алгебры: книга для учащихся 7-9 классов средней школы/ Л. Ф. Пичурин. – М.: Просвещение, 1990
-
Черкасов, О. Ю. Математика: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/ О. Ю. Черкасов, А. Г. Якушев. – М.: АСТ-Пресс Школа, 2006.
-
Энциклопедия для детей. Т.11. Математика/ под ред. М Аксеновой. – М.: Аванта+, 2007
-
Я познаю мир. Великие ученые: энциклопедия. – М.: АСТ: Астрель: Ермак, 2004
-
Я познаю мир. Математика: энциклопедия. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель: Харвест, 2007
-
Цифровые образовательные ресурсы ( ЦОР).
-
Министерство образования РФ.- Режим доступа: http://www.informika.ru; http://www.ed.gov.ru; http://www.edu.ru
-
Тестирование online: 5-11 классы. – Режим доступа: http://www.kokch.kts.ru/cdo
-
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое. – Режим доступа: http://teacher.fio.ru
-
Новые технологии в образовании. – Режим доступа: http://edu.secna.ru/main
-
Путеводитель «В мире науки» для школьников. – Режим доступа: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka
-
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. – Режим доступа: http://mega.km.ru
-
Сайты энциклопедий, например, — Режим доступа: http://www.rubricon.ru ; http://www.encyclopedia.ru
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по математике. – Режим доступа: http://school—collection.edu.ru/collection
Тема раздела: Математический язык. Математическая модель. (13 часов)
Цели:
-
формирование представлений о целостности и непрерывности курса математики 5-6 классов;
-
обобщение и систематизация знаний о числовых выражениях, допустимых и недопустимых значениях переменной выражения, математических утверждениях, математическом языке; выполнении действий по ариф. законам сложения и умножения, действий с десятичными дробями, действий с обыкновенными дробями;
-
овладение навыками решения задач, составляя математическую модель реальной ситуации;
-
развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики.
Тема | Кол – во часов | Дата | Планируемые результаты | Основные понятия | ||
Предметные | Метапредметные | |||||
1 | Числовые и буквенные выражения | 3 |
| Уметь находить значение алгебраического выражения при заданных значениях переменных; определять значения переменных, при которых выражение имеет смысл. | Уметь излагать информацию, интерпретируя факты, разъясняя значение и смысл теории, воспринимать устную речь, приводить и разбирать примеры. | Числовые выражения, значение числового выражения, значение алгебраического выражения, допустимые и недопустимые значения переменной, алгебраические выражения, порядок выполнения действий, арифметические законы сложения и умножения, действия с десятичными дробями, действия с обыкновенными дробями |
2 | Математический язык | 2 |
| Знать понятие математического языка. Уметь осуществлять «перевод» выражений с математического языка на обычный и обратно. | Уметь излагать свои мысли ясно, грамотно; понимать смысл поставленной задачи. | Математическое буквенное выражение, математическое утверждение, математический язык. |
3 | Математическая модель | 2 |
| Уметь составлять математическую модель реальной ситуации, используя математический язык, решать текстовые задачи, выделяя три этапа математического моделирования. | Уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации. | Математическая модель, реальные ситуации, словесная модель, алгебраическая модель, графическая модель, ге6ометрическая модель. |
4 | Линейное уравнение с одной переменной. | 2 |
| Уметь решать линейные уравнения с одной переменной. | Уметь работать по заданному алгоритму, доказывать правильность решения с помощью аргументов; решать проблемные задачи и ситуации | Линейное уравнение с одной переменной, переменная, корни уравнения. |
5 | Координатная прямая. | 3 |
| Уметь связывать геометрическую и аналитическую модели числового промежутка, выбирать обозначение и символическую запись | Уметь составлять алгоритмы, отражать результаты деятельности в письменной форме. | Координатная прямая, координата точки, числовой промежуток, интервал, полуинтервал, отрезок, открытый луч, луч |
6 | Контрольная работа №1 «Математический язык. Математическая модель». | 1 |
| Уметь обобщать и систематизировать знания по теме | Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов). |
|
Тема раздела: Линейная функция. (15 часов) Цели:
овладение навыками решения линейного уравнения с двумя переменными ах+ву+с=0. | ||||||
7 | Координатная плоскость. | 2 |
| Уметь пользоваться алгоритмами нахождения координат точки на плоскости и отыскания точки по её координатам. | Умение аргументировано отвечать на поставленные вопросы, проводить самооценку собственных действий. | Прямоугольная система координат. Алгоритм нахождения координат точки на плоскости и отыскание точки по её координатам |
8 | Линейное уравнение с двумя переменными. | 7 |
| Уметь строить график линейного уравнения с двумя переменными по алгоритму | Умение аргументировано отвечать на поставленные вопросы, проводить самооценку собственных действий. | Линейное уравнение с двумя переменными. Алгоритм построения графика линейного уравнения ах+ву+с=0 |
9 | Линейная функция | 3 |
| Уметь строить и читать график функции у=кх+в | Уметь объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Линейная функция. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции. Возрастание и убывание. |
10 | Взаимное расположение графиков линейных функция. | 2 |
| Уметь определять взаимное расположение графиков линейных функций | Уметь работать по заданному алгоритму, доказывать правильность решения с помощью аргументов; решать проблемные задачи и ситуации. | Взаимное расположение графиков линейных функций. |
11 | Контрольная работа №2 по теме «Линейная функция». | 1 |
| Уметь обобщать и систематизировать знания по теме | Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов). |
|
Тема раздела: Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными.( 13 часов) Цели:
| ||||||
12 | . Основные понятия. | 2 |
| Уметь решать системы уравнений графическим методом | Умение понимать и использовать математические средства наглядности для аргументации выводов | Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический метод решения систем уравнений |
13 | Метод подстановки | 2 |
| Уметь решать системы уравнений методом подстановки | Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки. | Метод подстановки. Алгоритм решения систем уравнений методом подстановки |
14 | Метод алгебраического сложения | 4 |
| Уметь решать системы уравнений методом сложения | Уметь аргументировано отвечать, приводить примеры | Алгоритм решения систем уравнений методом алгебраического сложения |
15 | Системы линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций. | 4 |
|
| Воспроизводить прочитанную информацию с заданной степенью свернутости; правильно оформлять решения; выбирать из данной информации нужную информацию. |
|
16 | Контрольная работа №3 по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными». | 1 |
| Уметь обобщать и систематизировать знания по теме | Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов). |
|
Тема раздела: Степень с натуральным показателем и её свойства. ( 7 часов) Цели:
| ||||||
17 | Что такое степень с натуральным показателем | 1 |
| Уметь: возводить числа в степень, заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблиц. | Уметь работать по заданному алгоритму, доказывать правильность решения с помощью аргументов; решать проблемные задачи и ситуации | Степень с натуральным показателем, степень, основание степени, показатель степени, возведение в степень, четная степень, нечётная степень. |
18 | Таблица основных степеней. | 1 |
| Уметь:пользоваться таблицей степеней при выполнении вычислений со степенями. | Уметь определять понятия, приводить доказательства. | Степени числа 2, степени числа 3, степени числа 5, степени числа 7, степени составных чисел. |
19 | Свойства степени с натуральным показателем. | 2 |
| Уметь применять свойства степени для упрощения числовых и алгебраических выражений.
| Умение понимать и использовать математические средства наглядности для аргументации выводов | Свойства степеней, доказательство свойств степеней, теорема, условие, заключение. |
20 | Умножение и деление степеней с одинаковым показателем | 2 |
| Знать правила умножения и деления степени с одинаковыми показателями; как применять эти правила при вычислениях, для преобразования алгебраических выражений. | Уметь аргументировано отвечать, приводить примеры | Степень с разными основаниями, действия со степенями одинакового показателя |
21 | Контрольная работа №4по теме «Степень с натуральным показателем» | 1 |
| Уметь обобщать и систематизировать знания по теме | Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов). |
|
Тема раздела: Одночлены. Операции над одночленами. ( 8 часов) Цели:
| ||||||
22 | Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена. | 1 |
| Уметь находить значение одночлена при указанных значениях переменных | Уметь работать по заданному алгоритму, доказывать правильность решения с помощью аргументов; решать проблемные задачи и ситуации | Одночлен, стандартный одночлен, коэффициент одночлена. |
23 | Сложение и вычитание одночленов. | 2 |
| Уметь применять правила сложения и вычитания одночленов для упрощения выражений и решения уравнений. | Уметь работать по заданному алгоритму, доказывать правильность решения с помощью аргументов; решать проблемные задачи и ситуации | Подобные одночлены, метод введения новой переменной, алгоритм сложения (вычитания) одночленов. |
24 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень. | 2 |
| Уметь применять правила умножения одночленов, возведения одночлена в степень для упрощения выражений. | Работать по заданному алгоритму, выделять и записывать главное. | Умножение одночленов, возведение одночлена в натуральную степень, корректная задача, некорректная задача. |
25 | Деление одночлена на одночлен. | 2 |
| Уметь выполнять деление одночленов по алгоритму, применять правило деления одночленов для упрощения алгебраических дробей. |
| Деление одночлена на одночлен, стандартный вид делителя и делимого, алгоритм деления одночлена на одночлен. |
26 | Контрольная работа №4 по теме «Одночлены. Действия над одночленами». | 1 |
| Уметь обобщать и систематизировать знания по теме | Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов). |
|
Тема раздела: Многочлены. Операции над многочленами. ( 15 часов) Цели:
| ||||||
27 | Основные понятия. | 1 |
| Иметь представление о многочлене, о действии приведения подобных членов многочлена, о стандартном виде многочлена, о полиноме. Уметь выбрать и выполнить задание по своим силам. | Уметь приводить примеры; аргументировать ответ, формулировать выводы. | Многочлен, члены многочлена, приведение подобных членов, стандартный вид многочлена, полином. |
28 | Сложение и вычитание многочленов. | 2 |
| Знать правило составления алгебраической суммы многочленов. Уметь выполнять сложение и вычитание многочленов. | Умение аргументировано отвечать на поставленные вопросы, проводить самооценку собственных действий. | Сложение и вычитание многочленов, взаимное уничтожение слагаемых, алгебраическая сумма многочленов, правила составления алгебраической суммы многочленов. |
29 | . Умножение многочлена на одночлен | 2 |
| Уметь выполнять умножение многочлена на одночлен, выносить общий одночленный множитель за скобки. | Уметь воспроизводить изученную информацию с заданной степенью свернутости, работать по заданному алгоритму и правильно оформлять работу | Умножение многочлена на одночлен, распределительный закон умножения, вынесение общего множителя за скобки. |
30 | Умножение многочлена на многочлен | 2 |
| Уметь выполнять умножение многочленов. Уметь решать текстовые задачи, математическая модель которых содержит произведение многочленов. | Умение ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения математических и практических задач. | Раскрытие скобок, умножение многочлена на многочлен. |
31 | Формулы сокращенного умножения. | 5 |
| Уметь выполнять преобразования многочленов, вычисления по формулам сокращенного умножения. | Уметь воспроизводить изученную информацию с заданной степенью свернутости, работать по заданному алгоритму и правильно оформлять работу | Квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов, разность кубов, сумма кубов. |
32 | Деление многочлена на одночлен. | 1 |
| Уметь использовать правило деления многочлена на одночлен для упрощения выражений, решения уравнений, отражать свои решения в письменной форме. | Умение аргументировано отвечать на поставленные вопросы, проводить самооценку собственных действий | Свойство деления суммы на число, правило деления многочлена на одночлен. |
33 | Контрольная работа №5 по теме «Многочлены» | 1 |
| Уметь обобщать и систематизировать знания по теме | Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов). |
|
Тема раздела: Разложение многочленов на множители. ( 18 часов) Цели:
| ||||||
34 | Что такое разложение многочленов на множители и зачем оно нужно. | 1 |
| Иметь представление о корнях уравнения, о сокращении дробей, о разложении многочлена на множители. | Уметь подбирать аргументы для доказательства своей точки зрения. | Разложение на множители, корни уравнения, сокращение дробей, разложение многочлена на множители |
35 | Вынесение общего множителя за скобки | 2 |
| Уметь применять приём вынесения общего множителя за скобки для упрощения вычислений, решения уравнений; рассуждать, обобщать, находить несколько решений одной задачи. | Уметь воспроизводить изученную информацию с заданной степенью свернутости, работать по заданному алгоритму и правильно оформлять работу | Вынесение общего множителя за скобки, НОД коэффициентов, алгоритм отыскания общего множителя нескольких одночленов. |
36 | . Способ группировки. | 2 |
| Уметь выполнять разложение многочлена на множители способом группировки по алгоритму. | Уметь аргументировано рассуждать, обобщать. | Способ группировки, разложение на множители. |
37 | Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения | 5 |
| Уметь применять приём разложения многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения для упрощения вычислений и решения уравнений. | Воспринимать устную речь, проводить информационно-смысловой анализ. | Формулы сокращенного умножения, разложение на множители по формулам сокращённого умножения. |
38 | Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приёмов. | 3 |
| Уметь выполнять разложение многочлена на множители с помощью комбинированных приёмов: вынесение за скобки общего множителя, формулы сокращённого умножения, способ группировки, метод выделения полного | Уметь подбирать аргументы для доказательства своей точки зрения. | Комбинации различных приемов. Метод выделения полного квадрата.
|
39 | Контрольная работа №6 по теме «Разложение многочлена на множители». | 1 |
| Уметь обобщать и систематизировать знания по теме | Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов). |
|
40 | Сокращение алгебраических дробей. | 3 |
| Уметь применять различные способы разложения многочлена на множители при сокращении алгебраических дробей дробей | Уметь рассуждать, обобщать, систематизировать. | Алгебраическая дробь, числитель алгебраической дроби, знаменатель алгебраической дроби, сокращение алгебраической дроби. |
41 | Тождества. | 1 |
| Уметь пользоваться основными алгоритмическими приемами доказательства тождества | Работать по заданному алгоритму, выделять и записывать главное. | Тождества. Доказательство тождества |
Тема раздела: Функция у=х² (9 часов) | ||||||
42 | . Функция у=х² и её график. | 3 |
| Уметь строить и читать график функцииу=х2 | Умение использовать функционально-графические представления для иллюстрации и описания реальных зависимостей. | Парабола, её элементы. функция у=х |
43 | Графическое решение уравнений. | 2 |
| Уметь решать уравнения графическим способом | Умение использовать функционально-графические представления для иллюстрации и описания реальных зависимостей. | Графическое решение уравнений. Алгоритм графического решения уравнений. |
44 | Что означает в математике запись у=f(х). | 2 |
| Знать функциональную символику, читать графики | Умение использовать функционально-графические представления для иллюстрации и описания реальных зависимостей. | Смысл записи у=f(х), кусочная функция, область определения функции, непрерывность функции |
45 | Контрольная работа №7 по теме «Функция» | 1 |
| Уметь обобщать и систематизировать знания по теме | Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов). |
|
Тема раздела: Повторение. ( 4 часа) Цели:
| ||||||
46 | Итоговое повторение. Степень с натуральным показателем и её свойства. | 1 |
| Уметь обобщать и систематизировать знания за курс 7 класса. | Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов). |
|
47 | Итоговое повторение. Разложение многочлена на множители. | 1 |
| |||
48 | Итоговое повторение. Функция у=х² и её график | 1 |
| |||
49 | Итоговое повторение. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. | 1 |
|