НОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов имени В.Д.Чурсина»
Тема урока
«Положительные и отрицательные числа»
6 класс
Учитель Лаврушова Ю.Е.
Тип урока .Урок повторения и обобщения.
Цель урока: отработать умения и навыки применения правил «действия с положительными и отрицательными числами.
Задачи:
Образовательные :
закрепление понятия отрицательного числа ,закрепление понятия модуля, отработать умения и навыки при решении примеров.
Развивающие:
развитие познавательного интереса, развитие логического мышления , памяти , внимания.
Воспитательные:
воспитание активности, формирование навыков самоконтроля.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте ребята. Сегодня мы повторим материал «Действия с положительными и отрицательными числами». А решая примеры вы узнаете некоторые исторические факты .
2.Фронтальная работа.
Учитель.
-
Что такое координатная прямая?
-
Какие координаты расположены на координатной прямой? Приведите примеры.
-
Какое число не является ни положительным , ни отрицательными?
-
Сравните положительное число с нулем , отрицательное с нулем.
-
Какое число больше : положительное или отрицательное?
-
Сравните два отрицательных числа.
3. Учитель. Предлагаю выполнить следующие задания . Сравните числа.
-13 и 5 | |
— 43 и 61 | 3 и -14 |
-3 и -2 | -5 и -4 |
-1,3 и — 4,6 | -3,5 и — 1,6 |
-10,5 и 3 ,7 | -12,8 и 2,7 |
-3/4 и – 2/8 | -1/5 и –3/10 |
4.Выполнив следующее задание вы узнаете где , в какой стране появились отрицательные числа. Расставьте в порядке возрастания отрицательные числа.
5 | -7 | -1 | -17 | -6,5 | 8,3 | 12 | |
И | П | Т | Й | К | А | Р | У |
Ключ:
-12 | -7 | -6,5 | -1 | |
К | И | Т | А | Й |
5. Учитель.
1) Что называется модулем?
2) Модуль отрицательного числа?
-
Модуль положительного числа?
-
Каким знаком обозначается — модуль?
5) Назовите модули чисел
70, -150 , -5, -60, -20, -145, 6, 23, -2,6, 4,1
6. (Работа у доски) Найдите значения выражений и вы узнаете фамилию великого немецкого математика, который в 19 веке предложил использовать две черты для обозначения модуля.
8 В -6 Г 10 П | |
|-4 | + | 3 | | -1 К 7 Е 12 У |
| 2 | + |-7 | | 9 Й 5 С 14 Й |
| 1,4 | + | — 5,2 | | 6.6 Е -7 О 19 М |
|-11 | — | -6 | | 17 Л 4 Ч 5 Р |
|-9 | — | -4 | | 5 Ш -13 Ж 36 Ц |
|-17,6 | — | 5,4 | | 2 Е 12,2 Т 23 С |
|-9 | · | 3 | | 27 Р -3 Ю 6 В |
| 2,7 | : |-3 | | 9 К 0,9 А -5,7 Х |
|-6,3 | : | 9 | | 9 А -6,3 Ь 0,7 С |
Ключ :
7 | 9 | 6,6 | 5 | 5 | 12,2 | 27 | 0,9 | 0,7 | 0,7 | |
В | Е | Й | Е | Р | Ш | Т | Р | А | С | С |
Учитель.
1) Как называются числа 6 и -6 , 3 и -3.
2) Приведите свои примеры.
3) Сформулируйте правило сложения положительного и отрицательного чисел. 4)Сформулируйте правило сложения 2 отрицательных чисел
7.Самостоятельная работа. Решите следующие примеры и узнайте фамилию французского математика 19 века , который первым сформулировал эти правила
— 12 +(- 30 ) А |
6 + ( — 4 ) Т |
-15 · 4 Е |
-16 · (- 2 ) Д |
24 : (- 8 ) Р |
Ключ:
Е | К | А | Р | Т | |
32 | -60 | 0 | -42 | -3 | 2 |
8. Продолжите следующие высказывания :
1.Числа расположенные левее нуля называются…
2.Модуль числа всегда … число
3.Из 2 чисел ,положительного и отрицательного, больше …
5.Сумма чисел равна нулю , если числа …
Учитель . Ребята , а где в жизни мы встречаемся с положительными и с отрицательными числами?
Ученики. термометры, «линия времени»
9. Запишите числа с помощью положительных и отрицательных чисел (по 1 баллу)
1.Сегодня утром было 15 градусов мороза
2.Днем 2 градуса тепла
3.Температура тела курицы 40 градусов
4.Высота горы Казбек 5033 м
5.Высота самого глубокого места Тихого океана 11022 м
6.Менеджер получил премию
7.Мальчик потерял 100 рублей
8.Лед на реке стал тоньше на 8 см
9. 20 век
10.В 3 веке до нашей эры
11.Подведение итогов
Список использованной литературы
-
Большая научная энциклопедия, 2005.
-
Вигасин А.А,.Годер Г.И., «История древнего мира», учебник 5 кл.,2001.
-
Выговская В.В. « Поурочные разработки по Математике:6 класс» — М.:ВАКО, 2008г.
-
Газета «Математика» №4, 2010г.
-
Гельфман Э.Г. «Положительные и отрицательные числа», учебное пособие по математике для 6-го класса, 2001.
-
Глейзер Г.И. «История математики в школе», Москва, «Просвещение»,1981г
-
Гусев В.А., А.Г.Мордкович «Справочные материалы», «Просвещение», 1986г.
-
Детская научная энциклопедия «Я познаю мир», Москва, «Просвещение», 1995г.
-
Малыгин К.А. « Элементы историзма в преподавании математики в средней школе», Москва, «Просвещение», 1982г
10. Нурк Э.Р «Математика 6 класс», Москва, «Просвещение»,1989г
11. Фридман Л.М. «Изучаем математику», учебное издание, 1994