Интегрированный урок. Алгебра – информатика.

Решение квадратных уравнений в среде программирования QBasic

8 класс

Учитель МОУ «СОШ №1 с УИОП»

Приходько Ю.А.

Тип урока: комплексного применения знаний.

Оборудование и материалы: 14 ЭВМ (установлена операционная система Windows XP, QBasic).

Подготовка к уроку: сопроводительная презентация к уроку, видео – обращение, распеч карточки для практической работы, карточки «Смайлики».

Цели урока:

Образовательные:

  • закрепить умение решать квадратные уравнения через применение формулы дискриминатра,

  • экспериментальным путем (с использованием ЭВМ) получить алгоритм решения квадратных уравнений

  • научиться применять полученный алгоритм к решению квадратных кравнений(без использования ЭВМ);

  • закрепление навыков программирования в среде языка QBasic;

Развивающие:

  • формирование умений сравнивать, обобщать изучаемые факты;

  • развитие у учащихся самостоятельности в мышлении и учебной деятельности;

  • повышать уровень учебной мотивации с использованием компьютерных технологий

Воспитательные:

  • воспитание коллективизма и ответственности за общую работу;

  • воспитание аккуратности (при выполнении практической части).

ХОД УРОКА:

Учитель математики. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы попробуем объединить знания, полученные на уроках алгебры и информатики и привлечь компьютер к решению математических задач.

Учитель информатики. Сегодня ребята, мы не просто находимся в кабинете информатики, мы с вами находимся в лаборатории по созданию программ в среде программирования QBasic. К нам в лабораторию по электронной почте пришло видео письмо (просмотр видео). Итак, ребята к нам в лабораторию поступил заказ написать программу решения квадратных уравнений, но прежде чем приступать к практической части выполнения заказа, необходимо вспомнить и осуществить все этапы решения задачи на компьютере.

Актуализация опорных знаний.

Учитель информатики. 1)Перечислите этапы решения задач с помощью компьютера?

2)В чем суть этапа составления математической модели?

Учитель математики:

Слайд презентации:

Вопросы учителя.

  1. 5х – 2 = 0

  2. 2х² – х + 1 = 0

  3. 1/3 х = 0

  4. х³ – х = 0

  5. 5х² + х = 0

1.Укажите уравнение второй степени

2.Как иначе называется уравнение, второй степени?

3.Какое уравнение называется квадратным?

4.Почему в определении квадратного уравнения

старший коэффициэнт а 0?

5.Чем отличается 2-ое уравнение от 5-го?

6.От чего зависит количество корней квадратного уравнения?

7.В каком случае квадратное уравнение не имеет корней, имеет 1 корень, имеет два различных корня?

8.От чего зависит значение дискриминанта квадратного уравнения?

Учитель информатики. Итак, определим, что считать исходными данными, а что результатом нашей математической модели. Следующий этап — составим алгоритм. Вспомним, что такое алгоритм?

Какие способы задания алгоритмов вы знаете?

Составим графический алгоритм (блок-схему) решения квадратного уравнения на интерактивной доске.

Учащиеся составляют блок-схему «Решение квадратного уравнения» из сделанных графических элементов.

Практическая часть.

Учитель математики.

Алгоритм решения любого квадратного уравнения составлен, опираясь на него, выполним следующие задания:

1. Найти все значения а, при которых уравнение ах2 + 3х + 2 = 0 имеет 2 различных корня.

Ответ: .

2.При каких отрицательных значениях k прямая y=kx-3 имеет с параболой

y=x2-2x+1 одну общую точку? Ответ: .

Учитель информатики. Ребята, мы подошли к кульминации-написанию программы решения квадратного уравнения на языке программирования QBasic.

Повторим основные операторы языка QВasic (используем интерактивную доску).

PRINT <…> ввод (…)

GOTO <…> если (…) тогда (…)

IF <…> THEN <…> вывод (…)

INPUT <…> если (…) тогда (…) иначе

IF <…> THEN <…> ELSE идти (…) (переход)

Какой оператор условия вы будете использовать при создании программы?

Учащиеся садятся за компьютеры, разрабатывают программу и проводят вычислительный эксперимент, используя карточку.

Карточка для проведения вычислительного эксперимента.

№ эксперимента

Уравнение

Вводимые переменные

Результат

1

2+7х-2=0

2

16х2-40х+25=0

3

2008х2-х+1001=0

Два ученика садятся за отдельный компьютер «Рекламный отдел» и создают презентацию-рекламу созданной программы.

Один из вариантов программы, созданной учащимися.

CLS

REM

INPUT “a, b, c”; a, b, c

D=b^2-4*a*c

IF D>=0 THEN GOTO 100 ELSE PRINT “reshen net”

GOTO 200

100 x1=(-b+sqr(D))/(2*a)

x2=(-b-sqr(D))/(2*a)

PRINT “x1=”, “x2=”; x1, x2

200 END

Проверяем полученные результаты на слайде.

Учитель математики. А теперь дадим слово рекламному отделу.

Учащиеся (рекламный отдел) демонстрируют созданную ими презентацию и читают стихотворение.

Вы экономите время и деньги,

Вы экономите умственный труд.

Это заслужит отличной оценки-

Ваши проблемы мгновенно уйдут

Наша программа – большая находка,

Ее разработка очень точна!

Поможет в учебе, труде и работе

Программа «Икса» необходима всегда!!!

Подведение итогов. Учителя. Итак, заказ – создание программы для вычисления квадратного уравнения выполнен, осталось отослать письмо по указанному адресу. Спасибо ребята, за отличную работу. Выставление оценок. Домашнее задание.

Рефлексия. Учащиеся отмечают смайлик (на столе учащихся карточка), соответствующий настроению

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here