Никитина Валентина Николаевна
учитель математики
МБОУ «СОШ №18»,
тезисы
«ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
математика
10-11 классы
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Данные тезисы описывают как на уроках математики в старших классах общеобразовательной школы можно использовать модульную технологию как средство развития учебно-познавательных компетенций и приводится пример модуля урока.
Процесс обучения должен быть ориентирован на формирование у учащегося ключевых компетенций — универсальной целостной системы знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Ключевые компетенции представляют собой многоплановые и многоструктурные характеристики, оценка которых не может быть в полной мере стандартизирована. Они тяжело поддаются измерениям. Тем важнее сегодня разработка новых подходов к развитию ключевых компетенций и оценки их сформированности у учащихся.
Учебно-познавательные компетенции — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Цель нашего исследования является выяснение результативности и эффективности применения модульной технологии как средства развития учебно-познавательных компетенций на уроках математики в профильных классах.
Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности:
— модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;
— модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;
— модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.
При модульном обучении ученик включается в активную (и по тому эффективную) учебно-познавательную деятельность, становятся возможными индивидуализация контроля, самоконтроль и возрастание степени самостоятельности обучающегося, корректировка учебной деятельности, консультирование. Ученик получает возможность в большей степени самореализоваться, что, в свою очередь, способствует активизации учения.
Применение модульной технологии в профильном классе на уроках математики развивает учебно-познавательные компетенции, позволяет создать комфортный темп работы обучаемого, который сможет так распределить свои возможности, что в результате будет, достигнут более высокий уровень конечных результатов. Механизмы организации образовательного процесса, с применением модульной технологии при изучении учебного предмета, дают возможность преобразовать функции внешнего управления по отношению к учебной деятельности обучаемого в самоуправление. Эта характеристика учебной деятельности может рассматриваться как одна из главных целей современного образования.
При составлении модуля используют следующие правила:
1) В начале модуля проводят входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.
2) Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это взаимоконтроль, сверка с образцами и т.п. Его цель — выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.
3) После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель — выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой
Приведём схему модуля урока по алгебре и началам анализа в 10 классе профильного уровня по теме: «Тригонометрические функции», в которой поэлементно рассмотрим формирование учебно-познавательных компетенций. Данный алгоритм составления плана модульного урока рекомендован авторами модульной технологии — Шамова Т.И, Юцявичене П
Модульный урок в 10 А классе
Тема: «Тригонометрические функции» (модуль №2, 2 урока по 45 минут)
В результате овладения содержанием модуля учащиеся должны уметь:
1 уровень – выполнять простейшие тригонометрические преобразования, находить значения тригонометрических выражений по заданному алгоритму.
2 уровень – выполнять тригонометрические преобразования, самостоятельно выбирая способы преобразований.
3 уровень – применять полученные знания в нестандартной ситуации
Учебный элемент с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала | |
УЭ-1 |
Указания учителя: 1. Повторите: 2. Самостоятельная работа №1 (5 мин.) (вводный контроль первичного усвоения учебного материала) Базовый уровень (обязательный этап формирования учебно-познавательных компетенций); «Узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации. (Принятие помощи извне) | Выполните письменно самостоятельную работу Воспользуйтесь таблицами §13
|
УЭ-2
| 2.0 Цель: Закрепить навыки вычисления значений тригонометрических функций при заданном значении какой-либо тригонометрической функции. Указания учителя: Рассмотрите внимательно примеры 2 и 3 (§14 ) и пример 1(§16). Выполните самостоятельную работу, исправьте ошибки, если они есть, поставьте количество баллов в оценочные листы Умение перенести имеющиеся знания, способы деятельности в новую ситуацию, самопроверка, самоконтроль. (Минимальная помощь извне) | Воспользуйтесь Основными тригонометрическими формулами Воспользуйтесь формулами §15
|
УЭ-3
|
знания в различных нестандартных ситуациях. Указания учителя: Поздравляю! Вы прошли I уровень усвоения материала! Теперь самостоятельно постарайтесь справиться с заданиями второго уровня усвоения учебного материала, если всё же вам что-то будет непонятно, обратитесь к учителю. Умение найти недостающую информацию в других источниках, для решения поставленной задачи. Готовность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности (работа в парах.) Умение перенести имеющиеся знания, способы деятельности в новую ситуацию. |
|
УЭ-4 | 4.0 Целью дальнейшей вашей работы является применение своих знаний и умений в более сложных ситуациях заданий третьего уровня Формирование умений переноса имеющихся знаний, способов деятельности в новую незнакомую ситуацию. Умение отрефлексировать свои действия. Продолжи предложение: — Я знаю, как … — Я знаю, что … | Дома: §14,15, уровень№16.31 16.34(в,г) 16.36(а,в), уровень 16.44, 16.50(а,б) |
Литература:
1. Гетманская А.А.,Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся // Интернет – журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября. http: www.eidos.ru/journal/2005/0910-24.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e—mail: list@eidos.ru.
2. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].