Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» им. О.Н. Мамченкова
г. Елизово, Камчатский край
Урок математики в 6 классе в технологии деятельностного метода
«Умножение дробей»
(урок открытия новых знаний)
Подготовила
учитель математики
Шатова Марина Николаевна
г. Елизово
2014 год
Цели:
-
Получить, обосновать правила умножения дробей и сформировать первичное умение их применения;
-
Закрепить знание и уточнить понимание шагов учебной деятельности, умение правильно их выполнять;
-
Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, речь, логическое мышление, навыки самоконтроля; коммуникативные и познавательные умения.
I.Мотивация к учебной деятельности
Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями).
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение, смыслообразование;
Познавательные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Начать нашу сегодняшнюю работу позвольте с притчи «В школе Совы», которая, на мой взгляд, очень удачно отражает нашу общую цель.
Птицы отдали своих птенцов в школу Совы.
Сова в безлунную ночь усадила учеников на ветку и приступила подготавливать их к жизни. Она давала им знания об основах наук гадания по звёздам, о философии одиночества в дупле, о зверином порядке ночного леса.
Потом провела экзамен, выдала всем аттестаты и сказала: «Живите!» Сама же срочно залезла в дупло, ибо наступило утро, и взошло солнце.
Выпускники оглянулись: нет на небе звёзд, нет одиночества, нет ночного леса. Как жить?
Они закричали Сове в дупло: «Ты нас готовила для ночной жизни в лесу, а мы – птицы света. Как же нам теперь жить?»
— Разберитесь сами. Если вы прошли отрезок пути и не встретили перед собой препятствия, то это верный знак того, что путь этот не ваш. Ваш путь только тот, где вы найдёте трудности, а их преодоление потребует от вас напряжения всех ваших сил…- выдохнула Сова из дупла и погрузилась в философию одиночества.
Поэтому пусть каждый сегодня пойдёт тем путём, который потребует от вас напряжения всех ваших сил.
Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Оно поможет узнать имя существительное, которому будет посвящена тема нашего урока.
Дан числовой ряд. Попробуйте данные числа разбить на две группы, указав принцип разбиения:
0,5; 9,67; ; ; 47,49;
Что общего в этих группах? (дроби)
Укажите имя существительное, которое будет содержаться в теме урока? (дробь)
Каким дробям были посвящены темы всех наших предыдущих уроков? (обыкновенные дроби)
Чему мы уже научились? (сокращать дроби, приводить к НОЗ, сравнивать дроби с разными знаменателями, складывать и вычитать дроби с разными знаменателями)
Как вы думаете, куда дальше в изучении дробей мы продолжим продвигаться? (мы должны научиться производить с ними следующие арифметические действия: умножение и деление).
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений
Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: умножение дробей.
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие;
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
Начнём мы как всегда с устной работы:
-
Сократите дроби: ; ; ; . На каком свойстве дроби основано сокращение дробей?
-
Выполните действие:
а) . Какими правилами сложения дробей вы пользовались? В чём сходство и различие этих правил?
б). Какими правилами вычитания дробей вы пользовались? В чём сходство и различие этих правил?
3)Предлагаю поработать в группах. Ваши результаты не забудьте прикрепить на доску. Время выполнения — 5 минут.
Решите задачу:
а) Кот Матроскин съел утром, в обед и вечером по сосиски. Сколько сосисок съел кот Матроскин за день?
б) В Простоквашино дяде Фёдору выделили земельный участок. Кот Матроскин решил отдать участок прямоугольной формы, длина которого км и ширина км, под пастбище для коровы Мурки с телёнком. Какова площадь пастбища?
(После завершения работы защита своих работ)
III. Выявление места и причины затруднения
Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать цель и тему урока.
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания;
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.
— Давайте сначала проверим первую задачу. Сколько же в нашем классе мнений? (одно: 2 сосиски).
– Почему у вас получились разные ответы, как выяснить, кто выполнил задачу правильно? Чем отличается предыдущая задача, с которой вы все хорошо справились, от второй? (В предыдущем задании для ответа на вопрос задачи надо было сложить дроби с одинаковыми знаменателями, а у нас есть алгоритм сложения таких дробей, а в последнем задании дроби надо было перемножить).
– Что же нам надо сделать, чтобы решить вторую задачу, определить, кто её выполнил правильно? (Надо найти способ умножения обыкновенных дробей, узнать для таких дробей правило умножения).
– Сформулируйте цели урока. (Познакомиться с правилом умножения дробей, научиться выполнять данное действие по полученному правилу.)
– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? ()
– Запишите тему. (На доске открывается тема урока.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение, смыслообразование;
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы;
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.
Задания группам следующие: работая в группах, помогая друг другу и действуя по инструкции, ответьте на вопросы:
-
Можно ли ответить на вопрос первой задачи, используя ни действие сложения, а другое арифметическое действие, какое? Действие сложение
-
Зная результат и используя новое арифметическое действие, попробуйте составить числовое равенство для ответа на вопрос первой задачи.
-
Попробуйте сформулировать правило умножения дроби на натуральное число.
-
Запишите данное правило для дроби и натурального числа с в буквенном виде.
-
Постройте в тетради квадрат со стороной 1дм. Чему равна площадь квадрата? 1
-
Одну сторону квадрата разделите на 4 равные части, а другую – на 5 равных частей. Разбейте квадрат на прямоугольники. На сколько прямоугольников разбился квадрат? 20
-
Чему равна площадь одного маленького прямоугольника. .
-
Чему равны стороны одного маленького прямоугольника. дм и дм.
-
Запишите числовое равенство, связывающее числа, названные в пунктах 7 и 8.
-
Заштрихуйте прямоугольник со сторонами Сколько маленьких прямоугольников содержит заштрихованный прямоугольник? 6
-
Зная площадь одного маленького прямоугольника, запишите, чему равна площадь заштрихованного прямоугольника.
-
Используя формулу площади прямоугольника и значение площади, полученное в пункте11, запишите числовое равенство, выражающее площадь заштрихованного прямоугольника.
-
Используя равенства, полученные в пунктах 9 и 12, попробуйте сформулировать правило умножения обыкновенных дробей.
-
Запишите полученное правило для дробей .
-
Попробуйте сформулировать правило умножения смешанных чисел.
У каждой группы на столе инструкции по выполнению исследовательской и несколько чистых листочков. На работу отводится 12 минут.
Все варианты вывешиваются на доску и проводится обсуждение, полученные выводы сравниваются с правилами в учебнике (стр. 69-70).
Результатом обсуждения является правила умножения дробей.
1.Умножение дроби на натуральное число.
2.Умножение обыкновенных дробей.
3.Умножение смешанных чисел.
V. Реализация построенного проекта
Вернёмся ко второй задаче и найдём значение выражения, используя полученное правило:
(
Какой этап добавился при применении этого правила? (сокращение дроби)
На каком этапе умножения дробей удобнее всего выполнять сокращение дроби?
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Формируемые УУД:
Личностные: осознание ответственности за общее дело;
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие;
Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения.
1.Дробь представьте в виде:
1)произведения 2-х дробей; 2)произведения 3-х дробей.
2.Вставьте пропущенные числа:
3. Ученики решают у доски, используя правило:
№ 427(а), № 433( е), № 446 ( б)
№ 427 (б), № 433(а), № 446 (а) – работа в парах, после выполнения проводится самопроверка по образцу. (записано на обороте доски)
2
Кто справился с первым заданием? Где допущена ошибка?
Кто справился со вторым заданием? Где допущена ошибка?
Кто справился с третьим заданием? Где допущена ошибка?
Повторим ещё раз правила умножения дробей.
VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Цель: проверить своё умение применять правила умножения дробей в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму;
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.
А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Для самостоятельного решения:
№ 427(г), № 433(и), № 446 (и).
После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.
VIII.Рефлексия деятельности на уроке
Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: правила умножения дробей;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: действия со смешанными числами;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Формируемые УУД:
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха;
Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества;
Прежде чем каждый из вас оценит свою работу на уроке, я хочу прочитать вам слова Л.Н. Толстого: «Человек есть дробь. Числитель – это… достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя».
Организация учебного процесса на этапе :
– Что нового узнали на уроке?
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Наша цель достигнута?
– Что нам помогло справиться с затруднением?
– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?
– Как вы можете оценить свою работу?
Домашнее задание с комментированием: п. 13, №472 (а-г), №477, №482 (а), для желающих — №457.