Урок по алгебре в 8 классе по теме «Теорема Виета»
Конева Надежда Александровна, учитель математики ВКК
МБОУ Борисоглебского городского округа
средней общеобразовательной школы №4
Цель урока: Сформулировать приём, позволяющий свести решение уравнения общего вида к нахождению целых корней вспомогательного уравнения и решение с применением теоремы Виета.
Образовательные задачи урока: Обеспечить закрепление теоремы Виета. Научить учащихся решать квадратные уравнения с использованием теоремы Виета. Привить навыки устного решения квадратных уравнений общего вида.
Воспитательные задачи урока: развивать самостоятельность путём использования ИКТ для выполнения упражнений, способствовать выработке у школьников умения обобщать факты, содействовать стремлению к личностному росту учащихся, навыки парной работы, самооценку собственных достижений.
Формы работы на уроке: парная работа, индивидуальная работа, фронтальная работа
Методы работы на уроке:
-
систематизирующий
-
компьютерное состязание (тренажёр) тесты установить на компьютеры до урока
-
взаимопроверка
-
беседа на исторической странице и на странице легенды
-
работа с презентацией.
-
поощрение
-
работа в тетрадях
Оборудование:
-
Компьютер и мультимедийный проектор
-
5. x1,2 =
где D = b2 – 4ac
6. – х2 + 15 = 0
7. D < 0.
2 вариант
1. D < 0
2. x1,2 =
где D = b2 – 4ac
3. D > 0
4. ах2 + bх + c = 0
5. – х2 + 15 = 0
6. D = b2 – 4ac
7. х2 — 6х – 1, 4 = 0
Вопросы к математическому диктанту:
-
Под каким номером записан общий вид квадратного уравнения?
-
Под этим номером записано значение различителя квадратного уравнения, при котором оно имеет 2 корня
-
Под этим номером мы видим приведенное квадратное уравнение.
-
Под этим номером записана формула корней квадратного уравнения.
-
Выбери номер, где указано неполное квадратное уравнение
-
Под этим номером записана формула дискриминанта.
-
Под этим номером мы видим запись различителя, при котором квадратное уравнение не имело бы корней
Код ответов: (Слайд 4) Взаимопроверка результатов.
1вариант 3 215 647 2 вариант 4 372 561
III. Фронтальный опрос правил
-
Сформулируйте теорему Виета.
-
Какое квадратное уравнение называется полным?
-
Какое квадратное уравнение называется приведенным?
-
Какое квадратное уравнение называется неполным?
-
Какое квадратное уравнение называется биквадратным?
IV. Этап актуализации знаний.
1. Замени квадратное уравнение равносильным ему приведённым квадратным уравнением (Слайд 5)
-
2х2 + 14х – 12 = 0 ( х2 + 7х – 6 = 0 )
-
1/2 х2 – 4х + 6 = 0 ( х2 – 8х + 12 = 0)
-
2х2 + х – 7 = 0 ( х2 + 0,5 х – 3,5 = 0)
2. Страничка истории (коротко на слайде 6). Сообщение учащегося
3. В каком из следующих уравнений
сумма корней равна 7; произведение равно 12; сумма равна 7 и произведение равно 12.
1. х2 + 7х – 3 = 0
2. х2 – 6х + 12 = 0
3. х2 +12х – 7 = 0
4. х2 – 7х + 12 = 0
4. Реши уравнение и выполни проверку по теореме, обратной теореме Виета(Слайд 8)
1. х2 + 9х + 20 = 0
2. х2 — 11х – 12 = 0
V. Этап выполнения учащимися различных заданий, задач, упражнений.
Легенда (Слайд 9)
Дошла до нас старая, как мир, легенда…
Один восточный мудрый владыка пожелал узнать все о математике всех времен и народов. Вызвал он приближенных и объявил им свою волю.
-повелеваю, молвил он,-написать мне все о математике. как она возникла, какой была раньше, какой стала теперь, какой будет в будущем.повелеваю написать мне о всех математиках, живших на земле. И дал на это пять лет сроку. Молча поклонились приближенные. Со всего царства были собраны мудрейшие из мудрецов, и им объявили желание владыки.
Минуло пять лет, и явились приближенные во дворец.
_Твое желание, о владыка, исполнено. Выглянь в окно, и ты увидишь то, что хотел.
Изумленный правитель протер глаза. Перед дворцом выстроился караван верблюдов такой длинный, что его конец терялся где-то за горизонтом. И на каждом верблюде нагружено по два громадных тюка. А в каждом тюке были бережно упакованы по десять толстенных томов в сафьяновых переплетах.
-Что это?- удивился правитель.
-Это всемирная математика — ответили ему.
-По твоему велению мудрейшие из мудрейших писали ее, не покладая рук в течение пяти лет!
-Вы смеетесь надо мной!- рассердился владыка. -Да я до конца своей жизни не успею прочесть и десятой доли того ,что они написали. Нет, пусть мне напишут краткую историю математики. Но чтобы в ней было написано самое главное.
И дал на это сроку один год. Минуло назначенное время, и снова показался у стен дворца караван. И было в нем всего десять верблюдов, и по два тюка на каждом верблюде, и по десять книг в каждом тюке.
Еще больше разгневался владыка.
-Пусть напишут мне самое. Самое главное. Сколько времени нужно для этого?
-Завтра, о владыка. Ты получишь, что желаешь.
-Завтра?- удивился правитель. Хорошо. Но если обманешь, то сносить тебе головы!
Едва солнце взошло на лазурно небе и уснувшие на ночь цветы снова раскрылись в своем великолепии, как владыка потребовал к себе мудреца. Мудрец вошел, неся на руках маленький ларец из сандалового дерева.
-Ты найдешь, о владыка, в нем самое главное в математике всех времен и народов — произнес мудрец, сгибаясь в низком поклоне. Правитель открыл крышку ларца: на бархатной подушечке лежал маленький кусок пергамента. Там была написана лишь одна фраза. «Математика-это доказательство».Слайд10. Доказать, что числа 5 и -3 – корни приведенного квадратного уравнения:
х2 — 2х — 15 = 0
а числа -5 и 3 – корни приведённого квадратного уравнения:
х2 + 2х – 15 = 0
Слайд 11. В уравнении х2 + pх – 35 = 0 один из корней равен 5. Найдите другой корень и коэффициент р.
Решение: Если х1 = 5, то х2 = — 7, следовательно, – р = 5 – 7,
-р = — 2, р = 2
Ответ: х2 = — 7, р = 2
Слайд 12. Составь уравнение, корнями которого являются числа
2 и 5 ( например, х2 – 3х – 10 = 0)
— 5 и 2 ( например, х2 + 3х – 10 = 0)
Слайд 13. Найди подбором корни уравнения:
-
х2 — 9х + 20 = 0 (х1= 5, х2 = 4)
-
х2 + 11х – 12 = 0 (х1= -12, х2= 1)
Слайд 14. А) Найди сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения
1. х2 – 7х +12 = 0 3. х2 +7х +12 = 0
2. х2 + 5х + 6 = 0 4. х2 – 6х – 7 = 0
Б) Пусть х1 и х2 – корни квадратного уравнения х2 – 9х – 17 = 0. Не решая уравнения, найдите значение выражения:
VI . Этап проверки усвоения материала – компьютерное тестирование. Тестовые файлы вложены в архив. Перед уроком тесты устанавливаются на компьютеры
VII. Итог урока:
Каким вопросам был посвящен урок? Чему научились на уроке
На какие теоретические факты были рассмотрены задания
Что показалось сложным и почему?
Слайд 15. «Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,
А МАТЕМАТИКА способна достичь всех этих целей» Морис Клайн
VIII. Домашнее задание :
1. Составить блиц-опрос по теме.
2. Составить по 5 уравнений на применение теоремы Виета и теоремы, обратной теореме Виета.
3. Найти исторические сведения о теореме Виета.
4. Сделайте сообщение на одну из предложенных тем: “Применение теоремы Виета”.
“Утверждения, следующие из теоремы Виета”. “Что нового я узнал благодаря теореме Виета”. -