Коммунальное государственное учреждение

«Меновновская средняя школа»

Восточно-Казахстанской области

Конспект урока по алгебре

в 7 классе

«Тождественное преобразование рациональных выражений»

подготовила

учитель математики

Дерипаско Татьяна Александровна

г. Усть-Каменогорск
2013

Тема урока: «Тождественное преобразование рациональных выражений»

Цели урока:

образовательная — совершенствовать навыки действий с рациональными выражениями; формировать умения выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

воспитательная — воспитывать у школьников любознательность, чувство национальной гордости, патриотизма; создание положительного эмоционального фона на уроке;

развивающая – развивать интерес к математике и её истории, развивать внимание, учить проводить доказательные рассуждения, используя математическую речь; учить умению сосредотачиваться на учебной деятельности и предупреждать ошибки по невнимательности (развивать самоконтроль); развивать творчество учеников.

Этапы урока

1. Организация начала занятия. Сообщение темы и постановка цели.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

3. Закрепление знаний и способов действий.

4. Физкультурная минутка (развитие двигательной сферы, гимнастика для глаз).

5. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении. (вариативное).

6. Подведение итогов урока.

7. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Здравствуйте, садитесь!

Я рада всех вас видеть.

Я знаю каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок

Мы вместе проведем урок!

2. Мотивация урока.

«Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их»,- советовал учащимся известный американский математик Джорж Пойа. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряжённого труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. И сегодня на уроке нам предстоит решить новую для нас задачу – научиться выполнять преобразование с рациональными выражениями. Ведь преобразование важная операция, с которой мы сталкиваемся на уроках математики.

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова Льва Толстого

«Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель- то, что он думает о себе»

Сегодня на уроке вы будете работать в группах.

При работе можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.

Дать самому установку: «понять и быть тем первым, который увидит ход решения».

На уроке, ребята, надо быть исполнительными и ответственными за учебный труд.

Тема нашего урока: » Тождественное преобразование рациональных выражений «

Сегодня на уроке мы будем совершенствовать навыки действий с рациональными выражениями; формировать умения выполнять их тождественные преобразования.

Сообщение темы и постановка цели. (Слайд № 1)

Если мы откроем Большой Энциклопедический словарь, то сможем прочитать, что обозначает слово «преобразование». Итак, «Преобразование — замена одного математического объекта аналогичным объектом, получаемым из первого по определенным правилам».

В Толковом Словаре Ожегова читаем: «преобразовать — совершенно переделать, превратить из одного вида в другой, из одной формы в другую…, изменить к лучшему».

Объясните мне, пожалуйста, зачем нужна замена одного математического объекта аналогичным ему объектом?

(Выслушиваются ответы детей.)

Т.о. тождественные преобразования алгебраических выражений представляют собой набор методов, позволяющих быстро и легко упростить сложное выражение и привести его к более компактному выражению. Целью тождественных преобразований может быть приведение выражения к виду, более удобному для численных расчетов или дальнейших преобразований.

2. Актуализация опорных знаний учащихся

  • Ребята, давайте вспомним, какие тождественные преобразования мы знаем.

К тождественным преобразованиям относятся:

приведение подобных членов;

раскрытие скобок;

разложение на множители;

приведение алгебраических дробей к общему знаменателю.

(На этапе актуализации предложен кроссворд на повторение теоретических фактов, необходимых на уроке.)

На ваших партах лежат технологические карты урока, которые вам будут сегодня помогать работать. В карте на каждом этапе урока вы будете оценивать свою работу. Результаты работы будете заносить в личный оценочный лист.

Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность, т. е. ваша активная работа на уроке. Обратимся к технологической карте. Предлагаю выполнить следующие задания:

1 Учебный элемент.

  1. задание: Отгадайте кроссворд.

У каждого на столе лежит кроссворд. Такой же кроссворд нарисован на доске. В течение 5 минут вы должны его отгадать. В кроссворд впишите слова, как они произносятся в свойствах, в определении и т.д.