Поурочные планы по литературному чтению 2 класс учитель А.А.. Бойченко
№92________________________
Тема: Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песня. М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…»
Дидактическая цель — создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и способов её получения средствами разнообразных заданий.
Цели по содержанию:
1.Образовательный аспект.
*Создать условия для осмысления представлений о значении колыбельной песни, через решение проблемных вопросов,
-наблюдение,
— сравнение,
-обобщение.
*Формировать умения выделять в тексте главные слова.
*Учить сравнивать народные и авторские колыбельные песни.
*Учить выразительно читать стихи.
2.Развивающий аспект.
* Способствовать обучению школьников выразительно читать, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, определять основные закономерности.
3.Воспитательный аспект.
*Способствовать воспитанию аккуратности и внимательности при выполнении работ в тетради.
*Прививать любовь к окружающим, воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи через работу с текстами, пословицами, аудиозаписями.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый.
Структура урока: Орг. момент, целеполагание и мотивация, актуализация знаний и умений, первичное усвоение материала, осознание и осмысление учебного материала, первичное закрепление учебного материала, рефлексия.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с колыбельными песнями.
Книги для выставки, в которых представлены колыбельные песни.
Цветочки для рефлексии.
Оформление доски: нарисованное дерево, колыбелька с ребёнком, тема урока «Колыбельные песни», слова из песни: «Ночь пришла, темноту принесла, уснул петушок, запел сверчок», рисунки колыбелек, портрет М.Лермонтова.
1. Мотивация к учебной деятельности
Приветствие учащихся.
2. Актуализация знаний учащихся
(проверка домашнего задания)
— Какую тему мы начали на прошлом уроке?
(Рассказы, стихи, сказки о семье)
— Какое домашнее задание вы выполнили?
(Подобрали пословицы о семье)
— Что такое пословица?
(Это произведение фольклора, в котором коротко выражена народная мудрость).
— Дети зачитывают подобранные пословицы и объясняют их смысл:
На что и клад, коли в семье лад.
Семейные нелады доведут до беды.
Семейный котёл всегда кипит.
Семья крепка ладом.
Вся семья вместе, так и душа на месте и т.д.
3. Целеполагание и мотивация.
1) Прослушивание песни «Спят усталые игрушки».
2) Беседа.
— Как называется эта песня?
(«Спят усталые игрушки»)
— В какой детской передаче она исполняется?
(«Спокойной ночи, малыши!»)
— Как исполняется эта песенка?
(Нежно, спокойным голосом, задушевно, протяжно).
— Почему она так поётся?
(Чтобы усыпить ребёнка лаской, любовью, чтобы глазки сами закрывались…)
-Когда вы были маленькими, кому мамы и бабушки пели перед сном песенки?
(Поднимают руки).
— Кто желает исполнить свою колыбельную песню?
(Дети по желанию перед классом исполняют)
— А почему эти песни называют колыбельными?
(Малыши спят в колыбельке и мамы поют им нежные песенки).
3) Знакомство с новыми словами.
У разных народов слово колыбелька называется по-разному: люлька, зыбка, зыбушка, зыбалка, баюкалка, колыска, качалка – качающаяся кроватка для малыша. Она делается различно:
пяльца, обшитые холстом и привешенные за углы на верёвочках,
кузовок на очепе с подножкою для качания,
кроватка на круглых полозках.
Каждая мама колыбельную малышу поёт на своём родном языке. Убаюкивая младенца, мать рассказывает о «ясном месяце, ветре, солнце…», которые помогут уснуть ребёнку. Эти песни спокойные и очень добрые. Они похожи на сказки, младенец слушает ласковый голос мамы и засыпает. В старину люльки подвешивали и на деревья, когда мамы выполняли другую работу. (Обратить внимание на рисунок на доске)
4) Объявление темы занятия.
Колыбельные песни бывают народные и авторские. Сегодня мы познакомимся с такими песенками. Научимся их правильно и красиво читать, а кто пожелает, можете и исполнить, создать свой мотив.
4. Изучение нового материала.
1) Знакомство с народной колыбельной песней.
Выразительное чтение учителем.
2) Беседа после первичного восприятия.
— Какие чувства вызывает песня?
— Как её надо читать?
(Нежно, ласково, с теплотой и любовью, заботой и нежностью).
— Какие слова успокаивают?
— Какие строки особенно понравились?
3) Обучение выразительному чтению.
Определяем задачу: что хотим показать голосом.
Выбираем тон и темп чтения.
Наблюдаем за знаками препинания.
Учимся читать выразительно и про себя.
Внимательно слушаем учителя.
Пробуем выразительно и правильно читать перед классом (по желанию).
4) Работа с карточками
1.Как надо читать песню? Укажите ответ (+).
ласково протяжно
нежно громко
быстро тихо
2. Найдите в тексте слова, которые повторяются. Запишите их.
__________________________________________________________________
3. Объясни выражение:
Её сон унесёт — ______________________________________________________________
4. Образуйте ласковые слова:
мама- ___________________ сын — _____________________________
дочь — ___________________ папа — ____________________________
5. Вспомни и запиши пословицы о маме
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Закрепление учебного материала.
1) Прослушивание аудиозаписи «Котик – коток».
— Сейчас мы послушаем ещё несколько колыбельных песен. Слушайте внимательно и представьте, какие сны могут присниться малышу после исполнения этих песен.
2) Беседа
— Какие образы предстают перед вами?
— Кто являются главными героями колыбельных песен?
— Как колыбельные песни влияют на душу людей?
(Колыбельные песни успокаивают, настраивают на хорошие дела, проникают во внутренний мир человека)
— А почему это происходит?
(Потому что колыбельные песни поют с теплотой и любовью, заботой и нежностью).
6. Знакомство с колыбельной песней М.Лермонтова «Спи, младенец мой прекрасный…»
— Мы познакомились с народными колыбельными песнями. Эти песни пели бабушки, а теперь их поют ваши мамы. Колыбельные песни сочиняли и поэты. Давайте познакомимся с авторской песней, которую написал великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (портрет).
1) Чтение учителем (наизусть).
2) Беседа
— Какие слова говорят о любви матери к ребёнку? Прочитай.
— Как автор говорит о тишине и покое вокруг?
— Какие слова повторяются? Почему? Как их нужно читать?
— Можно ли сказать, что это колыбельная песня?
3) Чтение учащимися (в паре соседу по парте).
4) Чтение перед классом.
5) Задания:
— Найдите в тексте рифмующие слова.
Стану сказывать я ____________,
Песенку _____________________,
Ты ж дремли, закрывши ________,
Баюшки — _____________________.
— Подберите близкие по смыслу слова.
Стану сказывать — ______________________________
5) Сравнение народной и авторской песен.
— Что объединяет?
(Ласковый тон, замедленный темп, напевность речи матери).
7. Выставка книг.
Обратить внимание на книги, в которых «хранится память о колыбельных песнях», на иллюстрации к песенкам.
8. Домашнее задание.
Выучить наизусть любую понравившуюся колыбельную песню.
Сделать рисунок к одной из них и подписать словами из текста (по желанию).
9. Итог урока (продолжи предложение)
Я сегодня узнал…
Мне было трудно…
10. Рефлексия.
Украсить колыбельку, прикреплённую на доску цветочками.
Красными — потрудились очень хорошо.
Синими – что-то не получилось.
— Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни?
(Нет, они нужны всем людям, независимо от возраста и пола, т.к. они настраивают на хорошие поступки, вселяют в наши сердца только добро).