Поурочные планы по литературному чтению 2 класс учитель А.А.. Бойченко


№92________________________

Тема: Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песня. М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…»
Дидактическая цель — создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и способов её получения средствами разнообразных заданий. 
Цели по содержанию: 
1.Образовательный аспект. 
*Создать условия для осмысления представлений о значении колыбельной песни, через решение проблемных вопросов, 
-наблюдение, 
— сравнение, 
-обобщение. 
*Формировать умения выделять в тексте главные слова. 
*Учить сравнивать народные и авторские колыбельные песни. 
*Учить выразительно читать стихи. 
2.Развивающий аспект. 
* Способствовать обучению школьников выразительно читать, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, определять основные закономерности. 
3.Воспитательный аспект. 
*Способствовать воспитанию аккуратности и внимательности при выполнении работ в тетради. 
*Прививать любовь к окружающим, воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи через работу с текстами, пословицами, аудиозаписями. 
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. 
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый. 
Структура урока: Орг. момент, целеполагание и мотивация, актуализация знаний и умений, первичное усвоение материала, осознание и осмысление учебного материала, первичное закрепление учебного материала, рефлексия. 
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с колыбельными песнями. 
Книги для выставки, в которых представлены колыбельные песни. 
Цветочки для рефлексии. 
Оформление доски: нарисованное дерево, колыбелька с ребёнком, тема урока «Колыбельные песни», слова из песни: «Ночь пришла, темноту принесла, уснул петушок, запел сверчок», рисунки колыбелек, портрет М.Лермонтова. 

1. Мотивация к учебной деятельности 
Приветствие учащихся. 

2. Актуализация знаний учащихся 
(проверка домашнего задания) 
— Какую тему мы начали на прошлом уроке? 
(Рассказы, стихи, сказки о семье) 
— Какое домашнее задание вы выполнили? 
(Подобрали пословицы о семье) 
— Что такое пословица? 
(Это произведение фольклора, в котором коротко выражена народная мудрость). 
— Дети зачитывают подобранные пословицы и объясняют их смысл: 
На что и клад, коли в семье лад. 
Семейные нелады доведут до беды. 
Семейный котёл всегда кипит. 
Семья крепка ладом. 
Вся семья вместе, так и душа на месте и т.д. 

3. Целеполагание и мотивация. 
1) Прослушивание песни «Спят усталые игрушки». 
2) Беседа. 

— Как называется эта песня? 
(«Спят усталые игрушки») 
— В какой детской передаче она исполняется? 
(«Спокойной ночи, малыши!») 
— Как исполняется эта песенка? 
(Нежно, спокойным голосом, задушевно, протяжно). 
— Почему она так поётся? 
(Чтобы усыпить ребёнка лаской, любовью, чтобы глазки сами закрывались…) 
-Когда вы были маленькими, кому мамы и бабушки пели перед сном песенки? 
(Поднимают руки). 
— Кто желает исполнить свою колыбельную песню? 
(Дети по желанию перед классом исполняют) 
— А почему эти песни называют колыбельными? 
(Малыши спят в колыбельке и мамы поют им нежные песенки). 
3) Знакомство с новыми словами. 
У разных народов слово колыбелька называется по-разному: люлька, зыбка, зыбушка, зыбалка, баюкалка, колыска, качалка – качающаяся кроватка для малыша. Она делается различно: 
пяльца, обшитые холстом и привешенные за углы на верёвочках, 
кузовок на очепе с подножкою для качания, 
кроватка на круглых полозках. 
Каждая мама колыбельную малышу поёт на своём родном языке. Убаюкивая младенца, мать рассказывает о «ясном месяце, ветре, солнце…», которые помогут уснуть ребёнку. Эти песни спокойные и очень добрые. Они похожи на сказки, младенец слушает ласковый голос мамы и засыпает. В старину люльки подвешивали и на деревья, когда мамы выполняли другую работу. (Обратить внимание на рисунок на доске) 
4) Объявление темы занятия. 
Колыбельные песни бывают народные и авторские. Сегодня мы познакомимся с такими песенками. Научимся их правильно и красиво читать, а кто пожелает, можете и исполнить, создать свой мотив. 

4. Изучение нового материала. 
1) Знакомство с народной колыбельной песней. 

Выразительное чтение учителем. 
2) Беседа после первичного восприятия. 
— Какие чувства вызывает песня? 
— Как её надо читать? 
(Нежно, ласково, с теплотой и любовью, заботой и нежностью). 
— Какие слова успокаивают? 
— Какие строки особенно понравились? 
3) Обучение выразительному чтению. 
Определяем задачу: что хотим показать голосом. 
Выбираем тон и темп чтения. 
Наблюдаем за знаками препинания. 
Учимся читать выразительно и про себя. 
Внимательно слушаем учителя. 
Пробуем выразительно и правильно читать перед классом (по желанию). 
 
4) Работа с карточками 
1.Как надо читать песню? Укажите ответ (+). 
ласково протяжно 
нежно громко 
быстро тихо 

2. Найдите в тексте слова, которые повторяются. Запишите их. 
__________________________________________________________________ 

3. Объясни выражение: 
Её сон унесёт — ______________________________________________________________ 

4. Образуйте ласковые слова: 

мама- ___________________ сын — _____________________________ 
дочь — ___________________ папа — ____________________________ 

5. Вспомни и запиши пословицы о маме 
_________________________________________________________________________ 
_________________________________________________________________________ 
_________________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Закрепление учебного материала. 
1) Прослушивание аудиозаписи «Котик – коток». 
— Сейчас мы послушаем ещё несколько колыбельных песен. Слушайте внимательно и представьте, какие сны могут присниться малышу после исполнения этих песен. 
2) Беседа 
— Какие образы предстают перед вами? 
— Кто являются главными героями колыбельных песен? 
— Как колыбельные песни влияют на душу людей? 
(Колыбельные песни успокаивают, настраивают на хорошие дела, проникают во внутренний мир человека) 
— А почему это происходит? 
(Потому что колыбельные песни поют с теплотой и любовью, заботой и нежностью). 

6. Знакомство с колыбельной песней М.Лермонтова «Спи, младенец мой прекрасный…» 
— Мы познакомились с народными колыбельными песнями. Эти песни пели бабушки, а теперь их поют ваши мамы. Колыбельные песни сочиняли и поэты. Давайте познакомимся с авторской песней, которую написал великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (портрет). 
1) Чтение учителем (наизусть). 
2) Беседа 
— Какие слова говорят о любви матери к ребёнку? Прочитай. 
— Как автор говорит о тишине и покое вокруг? 
— Какие слова повторяются? Почему? Как их нужно читать? 
— Можно ли сказать, что это колыбельная песня? 
3) Чтение учащимися (в паре соседу по парте). 
4) Чтение перед классом. 
5) Задания: 
— Найдите в тексте рифмующие слова. 
Стану сказывать я ____________, 
Песенку _____________________, 
Ты ж дремли, закрывши ________, 
Баюшки — _____________________. 
— Подберите близкие по смыслу слова. 
Стану сказывать — ______________________________ 
5) Сравнение народной и авторской песен. 
— Что объединяет? 
(Ласковый тон, замедленный темп, напевность речи матери). 

7. Выставка книг. 
Обратить внимание на книги, в которых «хранится память о колыбельных песнях», на иллюстрации к песенкам. 

8. Домашнее задание
Выучить наизусть любую понравившуюся колыбельную песню. 
Сделать рисунок к одной из них и подписать словами из текста (по желанию). 

9. Итог урока (продолжи предложение) 
Я сегодня узнал… 
Мне было трудно… 

10. Рефлексия. 
Украсить колыбельку, прикреплённую на доску цветочками. 
Красными — потрудились очень хорошо. 
Синими – что-то не получилось. 
— Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни? 
(Нет, они нужны всем людям, независимо от возраста и пола, т.к. они настраивают на хорошие поступки, вселяют в наши сердца только добро). 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here