Технологическая карта урока
Вводная часть
Ф.И.О. слушателя Ляпина Елена Николаевна
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): «Перспективная начальная школа»
Тема урока: Насекомые
Тип урока: открытие новых знаний
Место урока в системе уроков 2 урок в разделе «Животные»
Повторить отличительные признаки насекомых; дать представление о растительноядных, хищных и всеядных насекомых. | |
Задачи: Образовательные: | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
УУД: Предметные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: | Личностные: — бережное отношение к природе; — ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей Регулятивные: — умение сохранять заданную цель, — умение видеть указанную ошибку; — адекватная оценка правильности выполнения действий Познавательные: — умение использовать наглядные модели; — синтез, как составление целого из частей; — анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; — использование наблюдения как способа познания окружающего мира Коммуникативные: — умение высказывать свое мнение; — умение задавать вопросы; — умение использовать речь для регуляции своего действия
|
Планируемые результаты: Предметные результаты: Предметные результаты в области ИКТ: Метапредметные результаты: Личностные результаты: | Личностные: формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы Предметные: освоение практических способов сбора различных типов данных, обеспечивающих формирование представлений об окружающем мире (в области ИКТ), умение находить связь между строением насекомого и его образом жизни. Метапредметные: умение классифицировать на основе существенного признака, формирование представлений о фиксации объектов и явлений окружающего мира, приобретение навыков поиска информации, сравнения, , полученных из различных источников.(в области ИКТ)
|
Основные понятия: | Растительноядные, всеядные, хищные |
Межпредметные связи: | Изобразительное искусство, литературное чтение |
|
Основная часть
Планируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность | УУД | |
I.Организационный момент |
Снимается волнение, напряженность, дети приобретают чувство уверенности в себе и в своих собственных силах.
| — Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Вы готовы разгадать?
— Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям. — Скажите, какие правила нужно соблюдать, чтобы урок прошёл эффективно? — На уроке вас ждут открытия, а какими они будут зависит от нас с вами, но у каждого из вас они станут своими. |
Отвечают на поставленные вопросы |
Читает стихотворение |
II.Введение в тему урока.
| Интрига, интерес к уроку. Развитие внимания, памяти, умения работать с предложенной информацией, анализировать, давать ответы на поставленные вопросы.
| — Ребята, вы любите стихи. Послушайте стихотворение и запомните, о каких животных шла речь. Эта страница зелёного цвета, Значит на ней постоянное лето. Если бы здесь уместиться я мог Я бы на этой странице прилёг. Бродят в траве золотые букашки. Вся голубая, как бирюза, Села, качаясь, на венчик ромашки, Словно большой самолёт, стрекоза. Вот тёмно-красная божья коровка Спинку свою разделив пополам, Вскинула крылья прозрачные ловко И полетела по божьим делам. Вот в одинаковых платьях, как сёстры, Бабочки сели в траву отдыхать. То закрываются книжечкой пёстрой, То, раскрываясь, несутся опять.
— О каких животных здесь говорится?
— К какой группе их можно отнести? — Подумайте, почему их можно назвать «непоседами»?
— О какой группе животных пойдет речь на нашем уроке? |
Четверо учащихся читают стихотворение наизусть
Дети перечисляют названия насекомых. -К группе насекомых -Они все время в движении. Порхают, ползают, летают.
-О насекомых
|
Демонстрирует слайд 2.
Учитель, с помощью вопросов, организует введение в тему урока
|
III.Целеполагание | Определение ближайших целей для себя каждым учащимся.
| — Какие цели поставим перед собой? | Ставят цели, которые хотели бы достичь на уроке. — Узнать, кто такие насекомые? Где они обитают? Чем питаются? Кем они являются для нас: друзьями или врагами? Учится объяснять прочитанные на уроки рассказы. Отвечать на вопросы, задавать вопросы классу. Работать в парах, группах.
| Учитель привлекает к целеполаганию детей. Фиксирует цели на доске. |
IV. Изучение нового материала 1. Работа со словарем (интернет) | Развивается умение работать с различными источниками информации, делать обобщения, выводы.
Умение ставить проблему, искать пути её решения. | — Кто такие насекомые? Дайте определение. — Посмотрите определение в словаре.
— Насекомые. Слово произошло от слова «насечка», «насекать». Это самая многочисленная группа животных, в которую входят и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, и разные жуки, и такие надоедливые летом мухи и комары. Но все они порхают, летают, ползают не бездельничая, они добывают себе пищу. — А чем питаются насекомые? |
Работают со словарем.
Обучающиеся дают предположительные ответы. |
Выслушивает ответы детей |
2.Определение насекомых по типу питания (работа в парах)
| Учащиеся учатся поиску ответов на вопросы в различных источниках знаний. Развитие устной речи учащихся, умения воспринимать информацию, работать в парах, высушивать мнение другого участника обсуждения. | — У нас возникло много предположений, а как нам найти правильный ответ.
— Рассмотрите слайд, посовещайтесь с соседом по парте и распределите насекомых на группы по способу питания. — Какие группы насекомых выделили?
— Докажите свой ответ примерами. | — Можно спросить у товарища, учителя. Найти ответ в учебнике, хрестоматии.
— Хищники, травоядные, всеядные.
|
Демонстрирует слайд № 3
|
3. Работа в тетрадях. Работа в парах | Развивается умение оформлять текстовую информацию схематически, в сжатой форме. | — В тетрадях составьте схему «Группы насекомых по способу питания»
| Учащиеся работают в парах. Один обучающийся работает у доски. | Учитель контролирует ход выполнения задания |
4.Определение среды обитания насекомых. Работа в группах с текстовой информацией. |
Развивается умение ставить проблему и искать пути её решения.
Развивается умение воспринимать и анализировать прочитанную информацию, искать ответы на поставленные вопросы. Обучающиеся учатся работать в группе, развивается навык конструктивного диалога, умение воспринимать и слышать мнение другого. Развитие интеллектуальных, познавательных способностей, широты кругозора учащихся, глубины их знаний | — Приведите примеры растительноядных насекомых? Хищников.
— Где обитают насекомые? — А только ли в воздухе и на земле обитают насекомые? — Где мы можем найти ответ на возникший проблемный вопрос?
— У вас на столах лежат тексты. Прочитайте их и ответьте на поставленные ниже вопросы.
| — Шмель, бабочка, тля. — Муравей, божья коровка, стрекоза, комар.
— Летают в воздухе, ползают по земле.
Дети читают тексты. Коллективно отвечают на вопросы. Готовят одного представителя от группы для озвучивания ответов. |
Учитель контролирует ход выполнения задания (Примеры текстов приведены в Приложении 1) |
5. Анализ прочитанных научно – популярных текстов | Учатся воспринимать предлагаемую информацию на слух, анализировать, делать выводы, умозаключения, ставить вопросы. | — Группы готовы представить своих насекомых?
— Вы прослушали рассказы каждой группы. Понравились вам насекомые? — Назовите места их обитания. — Назовите группы насекомых по способу питания. | Воспринимают предлагаемую информацию. Задают вопросы, возникающие в ходе пересказов. | Во время рассказов учитель демонстрирует слайды № 4-8 |
Самостоятельная работа в группах по плану и с использованием цифрового микроскопа | изучают план и начинают в группах работать.
| – А вот теперь вы превращаетесь в маленьких исследователей. Достаньте из конверта план работы в группе. Изучите его. «Внешнее строение насекомого»1 – Рассмотрите тело майского жука, определив его размеры, окраску тела. 2 – Найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко. 3 – Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики – органы осязания, обоняния, глаза – органы зрения и ротовые органы. 4 – Обратите внимание на особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются. 5 – На груди жука найдите две пары крыльев: 6 – Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки 7 – Заполните схему «Особенности внешнего строения насекомого».
| Дети изучают план и начинают в группах работать. Рассматривают образцы насекомых из коллекции и заполняют схему «Особенности внешнего строения насекомого» | Учитель контролирует, оказывает помощь |
V. Физминутка | Снятие мышечного напряжения, переключение внимания детей на восприятие другого произведения. Развитие памяти.
| В лесу мурашки – муравьи Живут своим трудом, У них обычаи свои И муравейник – дом. Миролюбивые жильцы Без дела не сидят: С утра на пост бегут бойцы, А няньки – в детский сад. Рабочий муравей спешит Тропинкой трудовой, С утра до вечера шуршит В траве и под листвой.
| Учащиеся показывают действия с помощью жестов и звуков. | Учитель читает стихотворение
|
VI. Обобщение пройденного 1. Игра «Аукцион» (работа в группах) |
Развивается внимание, память, быстрота реакции, чувство товарищества и взаимопомощи, солидарности, здорового соперничества | — Ребята, а вы любите играть? — Игра называется «Аукцион». Правила просты. Я задаю вопрос, а группа должна представить как можно большее число ответов. В каждом туре за большее число ответов группа получает жетон. Победитель тот, у кого больше всего жетонов. Отвечают группы по очереди. Ответы не повторяются. Вопросы аукциона
— Подведем итоги аукциона. Поздравим победителей. |
Дети дают ответы на вопросы. |
|
2. Работа с хрестоматией. | Развивается умение ставить проблему и искать пути её решения, выдвигать гипотезы и доказывать их. | — Ребята, в начале урока мы ставили проблемные вопросы – цели. Какую из перечисленных выше проблем мы не затронули?
— А как вы думаете? Ответ докажите.
— А вот у автора рассказа «Что будет, если исчезнут все насекомые?» есть свое мнение. Хотите его узнать? — Откройте хрестоматию, на стр. 81. и прочитайте текст. — Страшен ли тот факт, если насекомых не будет? — Так кто же они все таки нам: враги или друзья? | — Насекомые нам враги или друзья?
— Иногда враги, а иногда друзья. | Демонстрация слайда № 9 |
3. Игра «Вопрос в студию» (работа в группах) | Развитие творческого воображения, устной речи учащихся, умения составлять небольшие по объему тексты – описания. | — Поработайте в группах и придумайте вопрос – описание насекомого. Остальные группы должны его назвать. | Дети придумывают небольшие тексты — описания насекомых. | Учитель контролирует ход выполнения задания, оказывает помощь группам |
4. Работа в тетради (самостоятельная работа) | Развитие навыка самостоятельной работы, самоконтроля, самопроверки, самооценки | — Откройте тетради на странице 4. Выполните задание № 5, 7. — Оцените свою работу с помощью сигнала «Светофорика». |
| Учитель контролирует ход выполнения задания. Отвечает на возникающие в ходе работы вопросы. |
VII. Итог урока
Игра «Крестики – нолики» | Развивается умение анализировать пройденный материал, делать обобщения, опираясь на имеющиеся у детей знания и ресурсы.
Развитие умения самостоятельно, без помощи взрослых моделировать жизненно-важные (практико-ориентированные) экологические ситуации и искать пути их решения.
Развивается навык объективной взаимопроверки и взаимооценки. | — Назовите группы насекомых по способу питания? — Назовите отличительные признаки насекомых. — Какие экологические правила мы должны выполнять? — Какую роль выполняют насекомые?
Да – «+», нет – «0».
— Проверьте выполнение задания у соседа. Оцените его работу с помощью сигнала «Светофорика» | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы
Учащиеся самостоятельно заполняют бланк поля игры. Анализируют свои ответы. Взаимопроверка. | Демонстрация слайда № 10
Учитель задает вопросы. Контролирует ход выполнения задания
Демонстрация слайда №11 |
VШ.Рефлексия | Определение достигнутой на уроке цели. Получение удовлетворения от работы на уроке, постановка перспективных целей. | — Скажите, зачем нам был нужен этот урок? — Достигли поставленных в начале урока целей? — Кого хотели бы поблагодарить? — Какие чувства пережили на уроке? — Что вам показалось важным? — Над чем еще нужно поработать? |
|
|
IX .Домашнее задание | Дети работают с дополнительными источниками, расширяют свой словарный запас, кругозор, поддерживается интерес к предмету,
| 1. Учебник, с. 9-11, ответить на вопросы 2. Приготовить мини – доклад о насекомом нашего края. 3. Нарисовать полянку с известными вам насекомыми. 3. Составить и выполнить свое задание по теме урока. Стихотворение «Берегите природу!»: Я узнал, что у меня Есть огромная родня: И тропинка, и лесок, В поле каждый колосок, Речка, небо надо мною – Это всё моё, родное. |
Читает учащийся наизусть. | Учитель дает дифференцированное домашнее задание (на выбор)
Демонстрация слайда № 12 |
Ресурсы интернета, значение слова насекомые. Жук – носорог http://www.floranimal.ru/pages/animal/zh/2991.html Дубовый усач — http://www.floranimal.ru/pages/animal/u/3061.html Жук – геркулес — http://www.floranimal.ru/pages/animal/zh/2995.html Жук – олень — http://www.floranimal.ru/gallery_his.php?flid=2971 Махаон — http://www.butter-fly.ru/11.html Траурница — http://www.butter-fly.ru/traur.html Фото бабочек без названий — http://andreygromov.name/picture/butterfly.htm Стрекоза — http://andreygromov.name/picture/butterfly.htm Комар — http://onua.com.ua/5969-interesnye-fakty-o-komarax.html Божья коровка и тля — http://fotki.yandex.ru/users/chelvfutlyare/view/75183/ Шмель — http://www.tourblogger.ru/content/shmel-s-dnem-rozhdeniya.html МУРАВЕЙ — http://ru.wikipedia.7val.com/wiki/Formicidae Гусеница яблонной плодожорки — http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Madige-Apfel-Frucht.jpg Яблонная плодожорка — http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Cydia_pomonella_(Falter).jpg Луковая муха — http://sadovodow.ru/rasteniya/lukovaya-muha-ubiytsa-luka.html Морковная муха и её гусеница — http://www.sadurad.ru/bolezny_morkov_muha.htm Колорадский жук и личинки — http://ru.wikipedia.org/wiki/Leptinotarsa_decemlineata Медведка — http://ru.wikipedia.org/wiki/Gryllotalpa Жук – плавунец — http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/incody.htm Водомерки — http://ru.wikipedia.org/wiki/Gerridae Анимированные бабочки — http://suan-butterfly.narod.ru/photoalbum10.html Компьютер, проектор, интерактивная доска, цифровой микроскоп, коллекция насекомых, жетоны, план работы с цифровым микроскопом, схема насекомого «Особенности внешнего строения насекомого», презентация Power Point «Насекомые», игровое поле для игры «Крестики – нолики» , Учебник «Окружающий мир» 2кл. Часть 2я (О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов) стр 9. -11. Хрестоматия 2я (О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов) стр 69.-72.; Тетрадь для самостоятельной работы с. 4-5 |