Муниципальное образовательное автономное учреждение

«Лицей № 6» имени З.Г. Серазетдиновой

Конспект урока по биологии 8 класс по теме:

«Кожно-мышечная чувствительность . Обоняние. Вкус».

Автор разработки учитель биологии

Науменко Татьяна Петровна

город Оренбург,2014

Тема: «Кожно-мышечная чувствительность . Обоняние. Вкус».

Цель: Углубить знания о анализаторах, их взаимодействии, развивать умения сравнивать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний.

1 Проверьте свои знания.

2 По дополнительным вопросам

А) Какова роль слуха в жизни человека?

Б) Определите, где находится источник звука, если звуковые волны раньше достигли правого уха?

В) Почему глухие от рождения люди обычно становятся немыми?

Г) Как с помощью органов равновесия человек может определить положение своего тела в пространстве?

Д) Кожно-мышечная чувствительность. Она делится на мышечное чувство и тактильный анализатор. Включить диск.

3) Формирование новых знаний.

1. Обонятельный анализатор

А) Слово учителя : Запах-стихия непреодолимая : от яркого света можно закрыть глаза, от громкой музыки — уши, но при воздействии запаха — зажать надолго нос невозможно. Мы живем в мире запахов и ароматов, приятных, свежих, удивительно близких и родных.

— Ту же самую мысль можно найти в книге «Значение и власть запаха»

Классена и Синотта: « Запах — великая сила. Обонятельные ощущения воздействуют на нас на физическом, психологическом и социальном уровнях. Однако в большинстве случаев мы, вдыхая окружающие ароматы, не сознаем в полной мере значения запахов в нашей жизни. И лишь когда по каким – то причинам у нас не в порядке с обонянием, мы начинаем понимать, сколь важно восприятие запахов для психологического комфорта».

Б) Подготовка к восприятию темы

— Каким же образом мы воспринимаем запахи? (просмотр диска) Обоняние.Вкус.

— Поверхность слизистой оболочки, где меняются обонятельные клетки, не превышает 5 кв.м, которые несут 60 млн обонятельных клеток.

Почему у человека обоняние слабее, чем у животных?

В) Сообщение учащегося по теме « Обоняние у животных»

2) Вкусовой анализатор.

А сейчас мы распределяемся на 4 группам и каждая группа получает свое задание. (подведение итогов работы)

-Слово учителя : Нет ничего ужаснее силы воображения без вкуса. Ни в кислом, ни в солёном, ни в сладком нет настоящего вкуса. Настоящий же вкус неощутим.

Вкусовые сосочки

Сладкое, горькое, соленое, кислое

— а остальные сочетания все 4

А- температура

Б- практ. Работа 1уч-кусочек рафинада; 2уч-шоколад? Почему быстрее ощущается вкус шоколада, а не сахара – рафинада? Вывод

В Сообщение уч-ся «Развитие вкуса»

« Теплые чувства»-кожно-мышечное чувство.

А) Болевая чувствительность

  • С какими эпитетами у вас связывается слово боль?

  • Полезна или вредна боль?

  • Почему в Древней Греции боль называли сторожевым псом здоровья?

Б. Тепло и Холод

Всего рецепторов 280 000

30 000 тепло 250 000 холод

Почему количество холодных рецепторов больше, чем тепловых?

B. Прикосновение и давление (опыт с волосом).

Вывод:- Ощущения, которые мы получаем при помощи рецепторов, воспринимающих прикосновение и давление, довольно точные, но их показания проверяются всегда другими органами чувств. При отсутствии других органов получается ложное представление. (запись в тетрадь)

Г. Сообщение учащегося

« Тренировка мышечного чувства»

— Можно ли натренировать мышечное чувство?

Д работа в группах

4 Рефлексия

-Открыть дневники , возьмите карандаш и поставьте оценку, которая отражала бы ваше участие в данном уроке.

1 группа

Мышечная чувствительность

Где располагаются рецепторы данного анализатора?

Как устроен анализатор?

Какие функции выполняет?

2 группа

Кожная чувствительность

3 группа

Обонятельный анализатор

4 группа

Вкусовой анализатор

Домашняя работа: опорный конспект

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here