ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 518 Выборгского района Санкт – Петербурга

Конспект урока по биологии
в 8 классе

«Становление наук о человеке. Систематическое положение человека»

подготовила

учитель биологии

Антонова Елена Алексеевна

г. Санкт – Петербург

2014

Тема урока: Становление наук о человеке. Систематическое положение человека.

Цель урока: Познакомить учащихся с историей развития наук о человеке.

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомиться с именами ученых, которые внесли большой вклад в развитие наук о человеке.

  2. Сформировать осознанное представление о человеке – биосоциальном существе.

Развивающие:

  1. Способствовать формированию логического мышления и развитию творческих способностей.

  2. Способствовать развитию мыслительных функций сравнения, обобщения при решении познавательных задач.

Воспитательные:

  1. Способствовать развитию умений работать в группах.

  2. Способствовать общеучебной мотивации учащихся.

Результаты:

  1. Называют фамилии ученых, которые внесли большой вклад в развитие наук о человеке

  2. Называют признаки о человеке как социальном существе и как биологическом существе.

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление

  5. Задавание домашнего задания

  6. Рефлексия

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

  1. мин

Приветствие класса

Готовятся к уроку. Приветствие учителя.

  1. Актуализация опорных знаний

  1. мин

  1. Почему человек – биосоциальное существо?

  2. Какие науки о человеке вам известны?

  3. Что изучает каждая из этих наук?

Отвечают на вопросы.

  1. Изучение нового материала

5 мин

  1. История развития наук о биологии

Учитель рассказывает об истории развития наук о человеке, просит во время рассказа заполнять таблицу

Учёный

Годы жизни

Вклад в науку

На доске: Гераклит (6 – 5 в. до н. э.) «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!»

Аристотель (384 – 322 до н. э.) ввел термин «организм»

Эпоха Возрождения (14 – 17 века)

19 век – развитие анатомии, физиологии и гигиены (открытие микроскопа электронного и оптического)

  1. Систематическое положение человека

На доске:

Царство Животные

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Отряд Приматы

Семейство Гоминид

Род Человек

Вид Человек Разумный

  1. Вспомните отличие растений от животных

  2. Общие черты Хордовых

  3. Позвоночных

  4. Млекопитающих

  5. Приматов

Заполните таблицу самостоятельно

Сходство:

Таксон

Общие черты

Что такое:

Рудименты?

Атавизмы?

Приведите примеры

Слушаю учителя.

Заполняют таблицу.

Подписывают подзаголовок.

Переписывают записи.

Обсуждают вместе с учителем.

Заполняют таблицу самостоятельно.

Отвечают на вопросы.

  1. Закрепление

10 мин

Назовите отличие:

Трудовая и мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы

  1. Хватательная функция у младенцев

  2. Стопа – опора. Свод стопы

  3. Изгибы позвоночника

  4. Объем мозга

  5. Мелкая моторика

  1. Домашнее задание

2 мин

Параграф читать, устно ответить на вопросы в конце параграфа.

Записывают домашнее задание в дневники.

  1. Рефлексия

3 мин

Учащимся предлагается закончить предложения

Я узнал…

Мне понравилось…

Пишут на листочках.

Приводят своё рабочее место в порядок.

Учёный

Годы жизни

Вклад в науку

Гераклит

к. 6 – н. 5 в. до н. э.

Организмы развиваются по законам природы.

Аристотель

384 – 322 до н. э.

Сравнивал органы животных и человека. Живое существо – четкая организация.

Гиппократ (медик)

460 – 377 до н. э.

Влияние среды на организм человека.

Клавдий Гален

130 – 200 н.э.

Изучил строение костей, мышц, суставы обезьяны. Человек устроен сходно.

Леонардо да Винчи

Рафаэль Санти

1452 – 1519

1483 – 1520

Анатомические рисунки.

Андреас Везалий

1514 – 1564

Точно изобразил внутренние органы и скелет человека. Правый и левый желудочек сердца между собой не сообщаются.

Уильям Гарвей

1587 – 1657

Два круга кровообращения (малый и большой).

Рене Декарт

Иван Михайлович Сеченов

Иван Петрович Павлов

1596 – 1650

1829 – 1905

1849 – 1936

Открыл рефлекс.

Луи Пастер

Илья Ильич Мечников

1822 – 1895

1845 – 1916

Иммунитет.

Таксон

Общие черты

Хордовые

На ранних стадиях эмбрионального развития закладывается хорда, над ней нервная трубка, под ней – кишечник.

Позвоночные

Внутренний скелет, позвоночник, замкнутая кровеносная система, ЦНС – спинной и головной мозг, периферическая нервная система – нервы и нервные узлы.

Млекопитающие

Диафрагма, грудная и брюшная полости тела, легкие состоят из многократно ветвящихся трубочек с альвеолами, теплокровный, сердце четырехкамерное, плод в матке, детёныш кормится молоком.

Приматы

Пятипалая конечность, плоские ногти, большой палец противопоставлен всем остальным, генный аппарат схож на 90 %, одинаковые болезни.

Список использованной литературы

  1. Колесов Д. В. «Биология. Человек: учеб. для 8 кл. общеобразоват. Учреждений – М.: «Дрофа», 2005

  2. Контрольно – измерительные материалы. Биология. 8 класс/Сост. С. Н. Березина. – М.: ВАКО, 2012

  3. Ренева Н. Б. «Биология. Человек, 8 класс: методическое пособие» — М.: Дрофа, 2006

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here