ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 518 Выборгского района Санкт – Петербурга
Конспект урока по биологии
в 8 классе
«Становление наук о человеке. Систематическое положение человека»
подготовила
учитель биологии
Антонова Елена Алексеевна
г. Санкт – Петербург
2014
Тема урока: Становление наук о человеке. Систематическое положение человека.
Цель урока: Познакомить учащихся с историей развития наук о человеке.
Задачи:
Обучающие:
-
Познакомиться с именами ученых, которые внесли большой вклад в развитие наук о человеке.
-
Сформировать осознанное представление о человеке – биосоциальном существе.
Развивающие:
-
Способствовать формированию логического мышления и развитию творческих способностей.
-
Способствовать развитию мыслительных функций сравнения, обобщения при решении познавательных задач.
Воспитательные:
-
Способствовать развитию умений работать в группах.
-
Способствовать общеучебной мотивации учащихся.
Результаты:
-
Называют фамилии ученых, которые внесли большой вклад в развитие наук о человеке
-
Называют признаки о человеке как социальном существе и как биологическом существе.
Структура урока:
-
Организационный момент
-
Актуализация опорных знаний
-
Изучение нового материала
-
Закрепление
-
Задавание домашнего задания
-
Рефлексия
Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
|
| Приветствие класса | Готовятся к уроку. Приветствие учителя. | ||||||||
|
|
| Отвечают на вопросы. | ||||||||
| 5 мин
|
Учитель рассказывает об истории развития наук о человеке, просит во время рассказа заполнять таблицу
На доске: Гераклит (6 – 5 в. до н. э.) «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!» Аристотель (384 – 322 до н. э.) ввел термин «организм» Эпоха Возрождения (14 – 17 века) 19 век – развитие анатомии, физиологии и гигиены (открытие микроскопа электронного и оптического)
На доске: Царство Животные Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Млекопитающие Отряд Приматы Семейство Гоминид Род Человек Вид Человек Разумный
Заполните таблицу самостоятельно Сходство:
Что такое: Рудименты? Атавизмы? Приведите примеры
| Слушаю учителя. Заполняют таблицу.
Подписывают подзаголовок.
Переписывают записи.
Обсуждают вместе с учителем.
Заполняют таблицу самостоятельно.
Отвечают на вопросы.
| ||||||||
| 10 мин
| Назовите отличие: Трудовая и мыслительная деятельность | Отвечают на вопросы
| ||||||||
| 2 мин | Параграф читать, устно ответить на вопросы в конце параграфа.
| Записывают домашнее задание в дневники. | ||||||||
| 3 мин | Учащимся предлагается закончить предложения Я узнал… Мне понравилось… | Пишут на листочках.
Приводят своё рабочее место в порядок. |
Годы жизни | Вклад в науку | |
Гераклит | к. 6 – н. 5 в. до н. э. | Организмы развиваются по законам природы. |
Аристотель | 384 – 322 до н. э. | Сравнивал органы животных и человека. Живое существо – четкая организация. |
Гиппократ (медик) | 460 – 377 до н. э. | Влияние среды на организм человека. |
Клавдий Гален | 130 – 200 н.э. | Изучил строение костей, мышц, суставы обезьяны. Человек устроен сходно. |
Леонардо да Винчи Рафаэль Санти | 1452 – 1519 1483 – 1520 | Анатомические рисунки.
|
Андреас Везалий | 1514 – 1564 | Точно изобразил внутренние органы и скелет человека. Правый и левый желудочек сердца между собой не сообщаются. |
Уильям Гарвей | 1587 – 1657 | Два круга кровообращения (малый и большой). |
Рене Декарт Иван Михайлович Сеченов Иван Петрович Павлов | 1596 – 1650 1829 – 1905 1849 – 1936 | Открыл рефлекс.
|
Луи Пастер Илья Ильич Мечников | 1822 – 1895 1845 – 1916 | Иммунитет. |
Общие черты | |
Хордовые | На ранних стадиях эмбрионального развития закладывается хорда, над ней нервная трубка, под ней – кишечник. |
Позвоночные | Внутренний скелет, позвоночник, замкнутая кровеносная система, ЦНС – спинной и головной мозг, периферическая нервная система – нервы и нервные узлы. |
Млекопитающие | Диафрагма, грудная и брюшная полости тела, легкие состоят из многократно ветвящихся трубочек с альвеолами, теплокровный, сердце четырехкамерное, плод в матке, детёныш кормится молоком. |
Приматы | Пятипалая конечность, плоские ногти, большой палец противопоставлен всем остальным, генный аппарат схож на 90 %, одинаковые болезни. |
Список использованной литературы
-
Колесов Д. В. «Биология. Человек: учеб. для 8 кл. общеобразоват. Учреждений – М.: «Дрофа», 2005
-
Контрольно – измерительные материалы. Биология. 8 класс/Сост. С. Н. Березина. – М.: ВАКО, 2012
-
Ренева Н. Б. «Биология. Человек, 8 класс: методическое пособие» — М.: Дрофа, 2006