Урок литературного чтения в 1 классе
(период обучения грамоте)
Тема. Повторение изученных букв. Чтение слов, предложений.
Тип урока. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Дидактическая задача урока. Формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, уметь применять правила при решении учебных задач; работать в парах; характеризовать звуки , соотносить их с буквами.
Цели урока.
-
Обобщить знания обучающихся по теме данного урока, рационально сочетать разнообразные формы и методы на уроке, обеспечить оперативную обратную связь.
-
Развивать у обучающихся положительные мотивы учебной деятельности, творческую инициативу и активность, самооценку, умение аргументировать свою точку зрения и умение вести рассуждение, совершенствовать навыки чтения.
-
Воспитывать нравственные качества у обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.
Методы и приёмы обучения на уроке:
-
репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) – интонационное выделение учителем логически важных моментов урока, сопровождение выводов приведением конкретных примеров, предъявление обучающимся текстов заданий, облегчающих понимание их смысла, намёк-подсказка, содержащая готовую информацию, задания учащимся на приведение собственных примеров
-
частично-поисковый – наводящие вопросы обучающимся, помогающие выбору правильных путей решения задач, организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию вывода, задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности
-
исследовательский – задания обучающимся на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений, на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций, « на соображение»
-
проблемное изложение – интригующее начало урока, установка учителя на мысленное решение учениками различных заданий, выдвинутых в ходе изложения материала, предъявление обучающимся проблемных ситуаций и пути их разрешения
Формы организации обучения на уроке:
-
фронтальная
-
работа в парах
-
индивидуальная
Средства активизации на уроке:
-
поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию
-
предоставить возможность для коллективного делового общения
-
способствовать созданию внутреннего комфорта
-
обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей
-
использование компьютера
Оборудование:
-
мультимедиа-проектор, экран, ноутбук
-
презентация
— карточки с рассыпанной загадкой
— конверты с рассыпанной пословицей
— схемы слов, предложений
ХОД УРОКА
Деятельность учителя и учащихся | УУД, формируемые на данном этапе | |
1.Мотивация к учебной деятельности | 1.Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть на своем уроке. ( Слайд 1) — Настроение каково? (Слайд 2) — Во! — Все такого мнения? — Все, без исключения! — Может, вы уже устали? — Мы с собой таких не брали! — Может ляжем, отдохнём? — Лучше мы урок начнём!
— Желаю вам успешной работы!
| Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в учебном действии. Включение в систему знаний и повторение | 1.Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?
2.Знает ли кто из вас, кого называют конферансье? (Приложение 1) Я, сегодня – конферансье. Знают дети меня все. Я выступления объявляю, Артистов на сцену приглашаю, Но чтобы номер первый объявить Должны вы билетик предъявить. Билетом вашим будут ваши знания Скажите мне без напоминания, Всё, что вы знаете о царице Фонетики. (Слайд 3)
3.Объявляю следующий номер – «Буква заблудилась» — Как вы думаете, чему этот номер будет посвящён? (Слайд 4) Неизвестно как случилось, Только буква заблудилась, Заскочила в чей-то дом И хозяйничает в нем! Но едва туда вошла Буква-озорница, Очень странные дела Начали твориться…
(Слайды 5 – 9) — Вы непросто букву возвращаете на место, но и даёте характеристику звуку, который даёт данная буква, схему в альбоме.
4.Так как урок сегодня необычный, а я – конферансье, поднимите руку, кто из вас был в театре? — Театры бывают разные. И актёры в театре тоже могут быть разные. Кто является актёром театра, куда я вас приглашаю, вы узнаете, отгадав загадку. — Ой, смотрите, случилась беда, и загадка рассыпалась. — Прочитаем её по частям. (Дети читают по цепочке) (На доске карточки с рассыпанной загадкой) (Приложение 1) Мордочка усатая, Часто умывается, Шубка полосатая, А с водой не знается. — Как вы думаете, загадка о животном или человеке? — Почему вы так думаете? — Попробуем составить загадку. — Прочитаем загадку ещё раз. Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. Отгадайте. Это – (слайд 10) 5.- Сколько в слове кошка слогов? — Назовите 1-й слог. -Назовите 2-й слог. — Какой слог ударный?
6.-Посмотрите на схемы слов (схемы слов на доске) -Подберите верную схему. Объяснить, почему не подходят остальные.
7.Физминутка. Осторожно, словно кошка, От дивана до окошка На носочках я пройдусь. Лягу и в кольцо свернусь. А теперь пора проснуться, Распрямиться, потянуться. Я легко с дивана спрыгну, Спинку я дугою выгну. А теперь крадусь, как кошка, Спинку я прогну немножко. Я из блюдца молочко Полакаю язычком. Лапкой грудку и животик Я помою, словно котик. И опять свернусь колечком, Словно кот у тёплой печки.
8.- Составьте предложение про кошку. — А сейчас помогите мне найти схему предложения на доске. Объясните. — Сколько слов в моём предложении? — Составьте предложение про кошку по схеме. 9. Актёром нашего предполагаемого театра, куда я вас приглашала, кто является? — А знаете ли вы, что существует настоящий театр кошек. Художественный руководитель театра – Юрий Куклачёв. (Слайд 11). В театре у Юрия Куклачёва – 120 кошек. Каждая имеет свой неповторимый характер, но наблюдая за ними, их можно научить быть актёрами. В театре у Юрия Куклачёва животные проходят обучение, а люди, которые смотрят на животных и общаются с ними, тоже многому учатся у них. — Как вы думаете, чему можно научиться у кошек? (Терпению, преданности, любви, вежливости, воспитать волю, доброте)
10.Клип «Кисонька-мурлысонька» (Приложение 2)
| Познавательные: Общеучебные:умение структурировать знания,контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Логические: анализ,синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; Прогнозирование
Примечание. В клипе допущена ошибка в названии |
3.Самостоятельная работа | — Мы сегодня много говорили про кошек. Но, что главное при общении с животными, вы узнаете, составив пословицу из слов. (Работа в парах) — (у детей разрезанная пословица) (Приложение 3) (Доброе слово и кошке приятно) | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия. Познавательные: Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
4.Рефлексия учебной деятельности | — Что же главное в общении с животными? — Применимо ли это в общении между людьми? — Так давайте же будем добрыми друг с другом! (Слайд 12-13) | Познавательные: Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. |