МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
«Природа неживая и живая»
5 КЛАСС
авторы программы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова
подготовила
учитель биологии
высшая категория
Андреева Эльвира Юрьевна
Норильск — 2010
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии для 5 класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,-172.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 5 класса включает в себя сведения о строении Вселенной, особенностях неживой природы, общие представления о живой природе на планете, индивидуальном и историческом развитии организмов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки учеников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пакулова В.М. Природа неживая и живая: Рабочая тетрадь. 5 кл. — 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008. — 80 с: ил.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Введение
Задачи темы: сформулировать у учащихся представление о курсе «Природа. Неживая и живая. 5 класс» как продолжении курса природоведения начальной школы; показать многообразие природы и место человека в ней; раскрыть взаимосвязь живой и неживой природы, необходимость изучения природы, продолжить формировать навык ведения наблюдений в природе; познакомить учащихся с учебником «Природа. Неживая и живая», его структурой, правилами работы с ним; познакомить с литературой для дополнительного чтения.
ВСЕЛЕННАЯ
Задачи темы: развивать понятие о телах природы, сформировать представление учащихся о Солнечной системе; познакомить со спутником Земли — Луной; учить наблюдать звездное небо, находить созвездия Большой и Малой Медведицы, ориентироваться по Полярной звезде, определять фазы Луны; научить наблюдать за изменениями высоты полуденного Солнца; формировать умение работать с глобусом, картой.
СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА
Задачи темы: развивать понятия учащихся о телах природы; сформировать представление о веществах, их состоянии, свойствах, строении; познакомить с явлениями диффузии, горения, окисления; сформировать представления о физических и химических явлениях природы; учить добывать знания опытным путем; развивать наблюдательность, внимание, учить приемам мыслительной деятельности; формировать научное мировоззрение.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Задачи темы: познакомить учащихся с простейшими электрическими явлениями; сформировать представление об электрических зарядах, электрических разрядах в природе, электрическом токе; показать разные типы электростанций и рассмотреть, как электричество служит человеку.
ВОЗДУХ
Задачи темы: расширить и углубить представления учащихся о воздухе, его составе, физических и химических свойствах; разъяснить процесс образования облаков, осадков, ветра; показать работу ветра в природе, значение воздуха в природе, необходимость его охраны; сформировать представление о погоде, ее признаках; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, наблюдать явления природы.
ВОДА
Задачи темы: развивать понятие о физических свойствах воды; раскрыть значение воды в природе и жизни человека; обосновать необходимость охраны воды, формировать экологическую грамотность учащихся; формировать навык лабораторных исследований.
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Задачи темы: ввести понятие о горных породах и минералах, о происхождении и многообразии горных пород; сформировать представление о процессах выветривания горных пород, классификации полезных ископаемых; показать использование человеком обломочных горных пород, металлов; разъяснить необходимость охраны недр; продолжить формирование экологической грамотности; формировать умение работать с натуральными объектами.
ПОЧВА
Задачи темы: развивать понятие о почве и ее составе; сформировать представление о многообразии и структуре почв, свойствах почвы, об образовании и эрозии почв, плодородии почв; познакомить с приемами обработки почвы; продолжить формирование экологической грамотности на основе бережного отношения к почве; показать единство неживой и живой природы.
ОРГАНИЗМЫ
Задачи темы: ввести понятие о живых организмах, их строении и свойствах; сформировать представление об условиях жизни организмов: среде обитания, факторах среды обитания; показать разнообразие живых организмов; учить работать с увеличительными приборами — лупой и микроскопом; формировать умение наблюдать объекты с помощью увеличительных приборов.
РАСТЕНИЯ
Задачи темы: развивать и углублять понятие «организм», ввести понятие «организм растения»; сформировать представление о характерных признаках растений; показать место растений в биосфере; познакомить с дикорастущими и культурными растениями, их многообразием; формировать умение работать с натуральными объектами; продолжить формирование экологической грамотности.
ГРИБЫ
Задачи темы: ввести понятие о грибах как особых организмах; познакомить с грибами съедобными и ядовитыми, правилами сбора грибов; сформировать представление о многообразии грибов; продолжить формирование экологической грамотности.
ЖИВОТНЫЕ
Задачи темы: развивать и углублять понятие «организм» ввести понятие «организм животного»; сформировать представление о характерных признаках животных; показать место животных в биосфере, познакомить с дикими и домашними животными, их многообразием; продолжить формирование экологической грамотности.
РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ УГОЛКА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Задачи темы: пополнить знания учащихся о комнатных растениях и домашних животных; сформировать представление об их разнообразии, образе жизни и поведении; познакомить с правилами ухода за ними; учить выращивать растения, животных и ухаживать за ними; воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе.
ПРИРОДА ЕДИНА
Задачи темы: углубить и обобщить знания о связях неживой и живой природы; сформировать понятие о пищевых цепях и пищевых сетях; продолжить формирование экологической грамотности, умения самостоятельно наблюдать и объяснять явления неживой и живой природы, ставить простейшие опыты с растениями и животными в домашних условиях и на учебно-опытном участке.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:
-
Развитие общих представлений о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе
-
Формирование усвоения и применения в своей деятельности основных положений биологической науки о строении и жизнедеятельности животных, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, эволюции внутренних органов животного организма, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.
Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением следующих курсов:
1.Природа (5 класс);
2.Бактерии. Грибы. Растения (6 класс);
3.Животные (7 класс);
4. Человек и его здоровье (8 класс);
5.Введение в общую биологию и экологию (9 класс).
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими ценностями. Изучение биологического материала позволяет решить задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственность за ее сохранность. Учащие должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы и его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранять ее для себя и последующих поколений.
4. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
-
элементарные сведения о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
-
доказывать взаимозависимость живой и неживой природы;
-
иметь представление об оболочках Земли;
-
основные характеристики погоды;
-
значение животных и растений в природе и жизни человека;
-
значение воды в природе и жизни человека;
-
взаимосвязи животных и растений в природном сообществе;
-
основные характеристики царств природы;
-
основные меры охраны растений и животных.
5. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
-
характеризовать взаимодействия человека и природы;
-
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности;
-
приводить примеры приспособлений растений и животных к условиям среды обитания;
-
описывать личные наблюдения;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
-
соблюдать правила поведения в природе;
-
составлять план изучаемого материала, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам;
-
уметь приводить примеры физических и химических явлений;
-
уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из изученного материала;
-
находить в тексте сведения для составления таблиц и схем.
6. УМК:
Преподавание биологии в 5-х классе в МБОУ «СОШ №1» ведется в соответствии с БУП – 2004г. Планирование составлено на основании Программы общеобразовательных учреждений по биологии (авторы: В.В.Пасечник, В.М.Пакулова, В.В.Латюшин, Р.Д.Маш) и рекомендовано Управлением развития Мин. Образования РФ (2004г.) в соответствии с учебником Природоведение. Природа неживая и живая. 5 класс (авторы: В.М. Пакулова, Н.В. Иванова), М.: Дрофа, 2007.
Методическое обеспечение для учителя и учащихся:
-
Пакулова В.М., Иванова Н.В., Природа. Неживая и живая. 5 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая», М.: Дрофа, 2008г.
-
Г.В. Чередникова, Природа. Неживая и живая. 5 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая», Волгоград: Учитель, 2007г.
-
М.В. Оданович, Н.И. Старикова, Е.М. Гаджиева, Развернутое тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая», Волгоград: Учитель, 2006г.
-
Пакулова В.М., Иванова Н.В., Природа. Неживая и живая. 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая», М.: Дрофа, 2008г.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
7. MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:
мультимедийные компакт — диски:
-
«Природа России», 2004г.;
-
«Живая природа Аляски», 2004г.,
-
«Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия», 2005г.;
-
«Земля – наш дом», 2004г.;
-
«Биологический энциклопедический словарь», 2005г.;
-
«Африканские животные», 2004г.;
-
«Львы. Тигры. Гепарды», 2004г.
8. ВСЕГО ЧАСОВ:
-
по программе – 68 часов
-
по КТП – 68 часа.
9. ОБОСНОВАНИЕ:
На основании БУП-2004 г. по программе В.В.Пасечника на изучение природоведения в 5 классе отведено 70 часов за счет федерального компонента. В учебном плане МОУ «СОШ №1» в базисной части федерального плана отводится 2ч в неделю на изучение данного предмета.
В содержание типовой программы (авторы: В.В.Пасечник, В.М.Пакулова, В.В.Латюшин, Р.Д.Маш) внесены следующие изменения:
-
изменено количество часов на изучение темы «Растения» (6 часов вместо 7и)
-
изменено количество часов на изучение темы «Растения и животные уголка живой природы» (3 часа вместо 2х)
Данная перестановка часов произведена в связи с переносом содержания изучаемого материала из темы «Растения» в тему «Растения и животные уголка живой природы» для того, чтобы учащиеся могли использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
10. ПРИЛОЖЕНИЕ:
-
1 Приложение «Виды учебной деятельности»
-
2 Приложение «Виды учебной деятельности» (сводная по четвертям)
-
3 Приложение «Лабораторные работы»
-
4 Приложение «КТП»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Виды учебной работы по темам
-
наименование
разделов и тем
Всего часов
Лекции
Лабораторные работы
Семинары
Экскурсии
Тесты
Контрольные работы
Творческие работы, рефераты
Самостоятельная, практическая работа
«Введение»
3
—
—
—
1
—
—
—
—
«Вселенная»
6
—
2
—
—
2
—
—
1
«Строение и свойства вещества»
11
—
—
—
—
2
1
—
1
«Воздух»
9
—
1
—
—
1
—
—
1
«Вода»
4
—
1
—
—
2
1
—
1
«Горные породы»
4
—
2
—
—
1
—
1
—
«Почва»
4
—
—
—
—
1
—
—
—
«Организмы»
6
—
2
—
—
1
—
—
—
«Растения»
6
—
1
—
—
—
—
1
—
«Грибы»
2
—
—
—
—
—
—
—
1
«Животные»
4
—
1
—
—
—
1
—
—
«Растения и животные уголка живой природы»
3
—
—
—
—
—
—
1
—
«Человек и его здоровье. Безопасность жизни»
3
—
4
—
—
—
—
—
—
«Природа едина»
3
—
—
—
—
—
—
—
1
Итого:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Виды учебной работы по четвертям
-
виды учебной работы
всего часов
по учебным четвертям
1
2
3
4
Лекции
0
0
0
0
0
Лабораторные работы
14
2
1
5
6
Семинары
0
0
0
0
0
Экскурсии
3
1
0
0
2
Тесты
11
2
2
4
3
Контрольные работы
3
0
1
1
1
Самостоятельная, практическая работа
6
0
2
2
2
Творческие работы, рефераты
4
1
1
1
1
Консультации
по мере необходимости
В связи с корректировкой КТП в течение года возможны изменения в данной таблице.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Раздел дисциплины | Темы лекций, семинаров, лабораторных работ | План (определяются основные вопросы, подлежащие рассмотрению и контролю) | |
1. | «Вселенная» | Лабораторная работа №1 «Работа с глобусом» | 1. Ось Земли 2. Экватор 3. Северный и Южный полюс, полушария |
Лабораторная работа №2 «Наблюдение за изменением высоты полуденного солнца» | 1. Изучение теории 2. Проведение наблюдений 3. Оформление вычислений | ||
2. | «Воздух» | Практическая работа №1 «Работа с картой» | 1. Изменение температуры воздуха с высотой 2. Ледники, их расположение |
Лабораторная работа №3 «Описание погоды за месяц и сезон» | Инструкция по выполнению данной работы в форме «Дневника наблюдений». Подготовка к отчету | ||
3 | «Вода» | Практическая работа №2 «Работа с картой» | 1. Воды Мирового океана 2. Воды материков 3. Водные просторы нашего края |
Лабораторная работа №4 «Вода как растворитель» | 1. Опыт с солью 2. Опыт с содой 3. Опыт с песком 4. Опыт с глиной или почвой | ||
4. | «Горные породы» | Лабораторная работа №5 «Определение свойств минералов и горных пород» | 1. Рассмотреть коллекцию минералов 2. Изучить их физические свойства 3. Заполнить таблицу 4. Сделать выводы |
Лабораторная работа №6 «Ознакомление с местными ПИ и их физическими свойствами»
| 1. Рудные ПИ 2. Нерудные ПИ 3. Работа с картой 4. Заполнение таблицы | ||
5. | «Организмы» | Лабораторная работа №7 «Строение увеличительных приборов» | 1. Строение лупы 2. Строение микроскопа 3. Правила работы с микроскопом 3. Настройка микроскопа |
Лабораторная работа №8 «Строение организмов»
| 1. Строение одноклеточных организмов – строение клетки 2. Строение многоклеточных организмов | ||
6. | «Растения» | Лабораторная работа №9 «Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах» | 1. Органы цветкового растения 2. Работа с живыми и гербарными образцами 3. Оформление наблюдений 4. Выводы по работе |
7. | «Грибы» | Практическая работа №3 «Работа с муляжами» | 1. Шляпочные грибы 2. Изучение материала 3. Оформление работы 4. Вывод по работе |
8. | «Животные» | Лабораторная работа №10 «Определение животных нашей местности» | 1. Красная книга 2. Редкие и исчезающие виды 3. Охрана диких животных 4. Животные Крайнего Севера |
9. | «Человек и его здоровье. Безопасность жизни» | Лабораторная работа №11 «Определение показателей развития своего организма» | 1. Рост, см 2. Вес, кг 3. Пульс, уд/мин 4. Температура, С0 |
Лабораторная работа №12-14 «Оказание ПМП при ушибах, растяжения, переломах»
| 1. Ушибы 2. Растяжения 3. Переломы 4. Кровотечения 5. ПМП | ||
10. | «Природа едина» | Практическая работа №4 «Построй невидимую цепь» | В ходе игры в лото учащиеся связывают воедино природу живую и неживую |