Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Качульская средняя общеобразовательная школа»

Каратузского района Красноярского края

Конспект урока по физике

в 7 классе

«Механическая работа»

подготовил

учитель физики

Семенов Валерий Валериевич

с. Качулька
2014

Тема: Механическая работа.

Цели: Познакомить учащихся с новой физической величиной «механическая работа» и выяснить её физический смысл

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать понятие механической работы;

  2. Продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента;

Развивающие:

  1. Сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;

  2. Развивать умение анализировать учебный материал;

Воспитательные:

  1. Воспитать умения и навыки коллективной работы;

  2. Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс, 2011 г.

План урока

  1. Организационный момент, актуализация знаний

  2. Изучение нового материала

  3. Решение задач

  4. Рефлексия учебная

  5. Домашнее задание

Ход урока.

1. Организационный момент, актуализация знаний (2 слайд)

После проверки готовности учеников к уроку целесообразно начать урок с повторения ранее изученного материала. А именно, повторить материал по теме «Силы в природе», так как понятие «механическая работа» связано с понятием действующей силы. Для этого можно задать следующие вопросы:

  1. Что такое сила? (Сила – мера взаимодействия тел);

  2. От чего зависит результат действия силы? (Результат действия силы зависит от трёх характеристик: направления, точки приложения, модуля);

  3. Какие силы были нами изучены в этом учебном году? ( Сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения);

  4. Что такое сила тяжести?

(Сила тяжести — это сила, с которой Земля притягивает к себе тело);

  1. Куда направлена сила трения скольжения? (Сила трения скольжения всегда направлена в сторону, противоположную относительной скорости тела).

  1. Изучение нового материала

Тема сегодняшнего урока — «Механическая работа». Для начала давайте попробуем понять смысл слова работа. Работа в привычном для нас смысле означает умственную или физическую (мускульную) деятельность человека. Понятие работы в физики несколько иное. В физике, прежде всего, изучается механическая работа (работа какой-нибудь силы над телом, в результате действия которой тело перемещается).

Механическая работа совершается, только когда на тело действует сила, и оно движется (3 слайд). Значит, данная физическая величина зависит от приложенной силы и длины пройденного пути тела, причем эта зависимость прямопропорциональная. Посмотрите внимательно (учитель показывает на доску). Механическую работу мы будем обозначать буквой А. Чтобы определить механическую работу, надо приложенную силу умножить на пройденный телом путь:

Работа = сила x путь А = F x S

Давайте рассмотрим возможные варианты расчета механической работы:

  • Если направление движения тела совпадает с направлением приложенной силы, то данная сила совершает положительную работу: A=FS (4 слайд)

  • Если направление движения тела противоположно направлению приложенной силы, то данная сила совершает отрицательную работу:

A=-FS (5 слайд)

  • Если направление приложенной силы перпендикулярно направлению движения тела, то данная сила работу не совершает:

A=0 (6 слайд)

У каждой физической величины есть единицы измерения, исключением не стала и механическая работа (7 слайд). За единицу работы в Международной системе единиц (СИ) принят Джоуль (Дж). 1 Дж равен работе, совершаемой при перемещении точки приложения силы, равной одному ньютону, на расстояние одного метра в направлении действия силы.

Часто применяются кратные и дольные единицы работы (килоджоули, мегаджоули и миллиджоули):

1 кДж = 1000 Дж

1 МДж = 1000000 Дж

1мДж= 0,001 Дж

3. Решение задач

С целью закрепления изученного материала необходимо коллективно

(у доски) разобрать решения двух простых задач по теме урока.

Пример первой задачи (8 слайд):

Вычислите работу, совершаемую спортсменом при подъеме тридцати двух килограммовой гири на высоту 0,5 м.

Пример решения первой задачи:

Дано:

m = 32 кг

h = 0,5 м

А-?

Решение:

А= F*S

F = Fтяж ( Сила, которую нужно приложить, чтобы равномерно поднимать гирю вверх по модулю равна силе тяжести, действующей на гирю)

S=h ( Так как путь равен высоте подъема)

Fтяж = mg = 32 кг * 9,8 Н/кг = 313,6 Н

A= 313,6 H * 0,5 м = 156,8 Дж

Ответ: 156,8 Дж

Пример второй задачи (9 слайд):

Вычислите работу, совершаемую при подъеме кирпича объемом 0,002м3 на высоту 1 м. Плотность кирпича 1800 кг/м3.

Пример решения второй задачи:

Дано:

V = 0,002 м3

= 1800 кг/м3

h = 1 м

А-?

Решение:

А= F*S

F = Fтяж ( Так как сила, которую нужно приложить, чтобы равномерно поднять кирпич вверх по модулю, равна силе тяжести, действующей на кирпич)

Fтяж = mg

Массу кирпича вычислим, зная его объем и плотность: m=* V, m = 1800 кг/м3*0,002 м3=3,6 кг

Fтяж = 3,6 кг * 9,8 Н/кг = 35,28 Н

S=h ( Так как путь равен высоте подъема)

A= 35,28 H * 1 м = 35,28 Дж

Ответ: 35,28 Дж

4. Рефлексия учебная (10 слайд)

  1. От каких двух величин зависит совершенная работа? (Сила, путь)

  2. Для выполнения механической работы необходимо выполнение двух условий, перечислите их. (На тело должна действовать сила F и под действием этой силы тело должно перемещаться)

  3. Может ли сила трения скольжения совершить работу? (Может)

5. Домашнее задание (слайд 11).

§53, Упр. 28 № 2, 3,4.

Список использованной литературы

1. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2011 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here