Тема Петушок и бобовое зернышко.
Цель Познакомить учащихся с произведением.
Конкретизировать понятие «сказка». Продолжить знакомство с классификацией сказок.
Развивать умение работать с текстом, разбивать текст на части.
Развивать связную речь, увеличивать словарный запас учащихся.
Воспитывать чувство сострадания, взаимопомощи, дружбы.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Солнце красное проснулось,
В гости к нам пришло с утра.
Всем ребятам улыбнулось:
Начинать урок пора!
2 . Проверка домашнего задания.
— Какой урок?
— С каким произведением работали вчера?
— Какую работу выполняли дома с текстом сказки?
— Вспомним содержание сказки. Прочитаем ее.
-Что же дальше будет с соломинкой и лаптем?
— Хорошо Я довольна выполнением домашнего задания.
3 . Подготовка к чтению.
1 . Постановка цели урока.
— Сегодня мы познакомимся с новым произведением .
— Прочитаем, как оно называется.
— На уроке будем работать с текстом сказки, учиться его выразительно читать, узнаем, какие еще бывают сказки.
2 . Словарная работа.
— При чтении нам встретятся трудные слова. Поработаем с ними .
1. Читаем плавно , по словам , потом целыми словами.
при-го –ва –ри –ва-ла—-приговаривала
хо-зя-юш-ка —-хозяюшка
ко-ро-вуш-ка —- коровушка
го-лу-буш-ка —- голубушка
про-ско-чи-ло —- проскочило
то-ро-пил-ся —- торопился
2 . Читаем целым словом:
пугал- испугал- испугалась
— Я думаю, что теперь чтение этих слов не вызовет у вас затруднений.
4 . Первичное чтение сказки.
— А сейчас послушайте сказку. А после чтения постарайтесь ответить на вопрос:
— Кто помогал спасать петушка?
Чтение учителем.
— Понравилась сказка?
— Кто спас петушка?
— Можно ли сказку назвать волшебной? Почему?
— Кто главные герои?
— Те сказки, где главные герои — животные- называются сказками о животных .
5 . Повторное чтение с анализом произведения.
1 . Чтение «цепочкой».
— А сейчас читаем сказку цепочкой, чтобы хорошо знать содержание.
2 . Беседа по содержанию.
— Какая беда случилась с петушком?
— Из-за чего приключилась беда?
3 . Разбивка сказки на части.
— А сейчас будем читать сказку по частям, чтобы правильно и выразительно пересказать сказку.
1 часть.
— Посмотрите на первую иллюстрацию и найдите ту часть сказки, которая к ней относится.
— Найдите и прочитайте то предложение, где курочка просит петушка не торопиться.
— Каким голосом надо читать?
— Прочитайте так, чтобы в голосе слышалась просьба.
— Поучимся читать слова курочки выразительно хором.
2 часть.
— Найдите отрывок, к которому нарисована вторая иллюстрация.
— В какой форме построена эта часть? (диалог)
— Почему это диалог?
— А раз это диалог, мы можем поучиться чтению по ролям.
— Сколько ролей? Какие?
— Где слова курочки?
— Где слова хозяюшки?
— Читаем по ролям.
— К кому обратилась курочка?
— С какой просьбой?
— Помогла хозяюшка? Почему?
3 часть.
— Найдем третью часть.
— В какой форме?
— Сейчас я предлагаю поработать парами и подготовиться к чтению по ролям.
Сколько ролей? Какие?
— Возьмите карандаши. Отметьте, где чьи слова.
-Проверим работу пары.
— К кому обратилась курочка?
— С какой просьбой?
— Помогла коровушка?
4 часть.
— Найдем четвертую часть.
— Прочитайте самостоятельно жужжащим чтением.
— К кому обратилась?
— С какой просьбой?
— Помог хозяин?
— Найдите предложение, где курочка обращается к хозяину. Какое в тексте это предложение? (восклицательное)
— Как прочитаем?
5 часть.
— Дочитаем сказку до конца «цепочкой».
— К кому еще обратилась курочка?
— С какой просьбой?
— Помог кузнец?
-Что закричал петушок, когда пришел в себя?
— Какое это предложение?
— Как прочитаем?
4 . Обобщение.
— Можно ли сказать, что дружба животных и человека помогла петушку?
— Что поощряется в сказке?
— Что осуждается в сказке?
— Вот как говорит об этом народная мудрость:
Худо тому, кто добра не делает никому.
Без беды друга не узнаешь.
Книга – лучший друг.
Поспешишь, людей насмешишь.
— Какие пословицы подходят к сказке?
— Итак, мы прочитали сказку, делили на части. Для чего?
— Надо учиться пересказывать?
— Нашим помощником будет картинный план.
(Картинный план на доске.)
— Проверим, кто был внимательным. Какой картинки не хватает? Где ее место в картинном плане?
— Чтобы хорошо пересказать, надо еще раз прочитать сказку.
6. Итог.
— С каким произведением познакомились? Понравилась сказка?
— Какое домашнее задание зададите себе?